Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что одна из проблем развития туризма в России – это его преимущественная ориентация на выезд. Действующая модель въездного туризма обеспечивает мощный механизм вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом, и не оказывает влияние на развитие туризма в российских регионах. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено: «Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма». Для регионов России имеет значение развитие новых видов туризма на основе имеющихся ресурсов. Одним из таких новых видов туризма является экспедиционный туризм.
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во–первых, тем, что экспедиционный туризм стал неотъемлемой частью жизни современного человека, приобрел важное экономическое значение для государств и социальную роль для общества.
Во–вторых, в большинстве стран экспедиционный туризм является важным источников прибыли, создает дополнительные рабочие места и тем самым обеспечивает повышение занятости населения. Развитие туризма в пределах той или иной территории оказывает влияние на развитие различных отраслей, может способствовать активному улучшению транспортной, строительной и сельскохозяйственной деятельности тем самым способствует социально–экономическому развитию.
В–третьих, для экспедиционного туризма характерно активное внедрение инноваций, в частности появляются новые виды отдыха. Экспедиционный туризм набирает популярность среди людей, которые любят проводить свободное время активно. Благодаря этому происходит увеличение предложения, многие туристические компании стали разрабатывать различные интересные и захватывающие экспедиционные маршруты по всему миру.
В–четвертых, экспедиционный туризм — это возможность провести время активным образом, а также изучить культуру и колорит той страны, в которой проходишь маршрут. Это говорит о том, что стоит изучать экспедиционный туризм не только теоретически, но также и практически.
В–пятых, в мире отмечается рост популярности экспедиционного туризма. Последние десятилетия туристы предпочитают составлять свои путешествия таким образом, чтобы получить не только познавательный опыт от путешествия, но и оздоровиться во время него. Отталкиваясь от этого можно предположить, что с каждым днем роль спортивно оздоровительного туризма только растет. Экспедиционный туризм является эффективным средством для всестороннего развития личности, знакомством с жизнью, историей, культурой посещаемых территорий, видом отдыха, характеризующимся свободным выбором формы собственной активности всех социально–демографических групп населения Российской Федерации.
Также рост популярности экспедиционного туризма связан с модой на здоровый образ жизни. Это полноценный отдых на природе, который включает в себя активный отдых, экскурсии и духовное обогащение. И в связи с этим в нашей стране экспедиционный туризм активно завоевывает свою популярность среди всех возрастных категорий. В России экспедиционный туризм сегодня становится элитным видом отдыха, занятие верховой ездой ценится и имеет престиж не меньше, чем игра в теннис или гольф.
Объект исследования – особенности современного состояния и развития экспедиционного туризма в России.
Предмет исследования – специфика разработки и организации экспедиционного тура на базе ресурсов Камчатского края.
Целью нашей работы является разработка экспедиционного тура в Камчатском крае, ориентированного на жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие экспедиционного туризма в России и Камчатском крае.
2. Изучить Туристкий потенциал Камчатского края.
3. Разработать экспедиционный тур на базе ресурсов Камчатского края.
Методы исследования: анализ литературных источников, статистический, системный сравнительный анализ.
Апробация темы исследования: Технологический процесс создания экспедиционного тура описан в научных трудах Ковалева И.В., Бунакова О.А., Бутко И.И., Дунец А. Н., Косолапов А.Б. и др.
Практическая значимость: работы заключается в возможности использования исследования по развитию сферы туризма Камчатского края, в рамках доработки Стратегии развития региона в направлении экспедиционного туризма. В работе были учтены приоритеты региона в развитии туризма, что делает возможным использовать некоторые идеи работы как региональными, так и федеральными предприятиями туриндустрии.
Методы исследования: анализ, социологический опрос, группировка.
В ходе работы были использованы следующие источники информации Н.Ю. Веселова, В.А. Веткин, М.Н. Дмитриев, М.А. Жукова, В.С. Сенин и др.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, четырёх глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТУРИЗМА
1.1. Анализ развития экспедиционного туризма в Российской Федерации и мире
Развитие туризма в России обострила конкуренцию внутри отрасли. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности фирмы, конкуренция определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, наиболее перспективные маршруты и виды туров. Для сферы туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Ежегодно в России открываются сотни туристских фирм [10, с. 10].
К концу первого года около 70% из них закрываются, через два года работу продолжают лишь 7-10%, до трехлетия доживают лишь единицы. Поэтому фирме необходимо ориентироваться на современные положения маркетинга, выявлять новые тенденции в развитии покупательских предпочтений, работать над новыми маршрутами, качеством обслуживания и т.д. [4, с.12]
Сегодня на рынке туристских услуг представлено много всевозможных туров, начиная от туров выходного дня по Средней Азии, и заканчивая экспедициями на Землю Франца Иосифа сроком на 21 день. Некоторые туристские компании дают возможность клиенту самостоятельно составить программу путешествия, а фирма лишь организует поездку. В настоящее время в России наблюдается увеличение популярности к особому виду туризма - экспедиционному туризму.
Само понятие «экспедиционного туризма» возникло в 1980 году, когда первое экспедиционное судно «Эндевур» совершило пассажирский рейс в Тихоокеанские регионы, где отсутствовала современная цивилизация, предоставив пассажирам при этом высокий уровень комфорта, обширную познавательную программу, возможность оперативно осуществлять экскурсии по понравившимся местам [14, с. 20].
С тех пор в мире работает целый пул компаний, организующих и предлагающих экспедиционные туры. Но таких фирм немного, что связано с высокими требованиями, предъявляемыми к турпродукту, и со сложностью организации подобных туров [10, с. 25].
Экспедиционный туризм подразумевает: интересную ежедневную программу вдали от обычных туристических маршрутов; значительную познавательную программу, представленную учеными и специалистами; максимальное количество предложенных экскурсий и докладов во время путешествия; неформальную атмосферу внутри туристской группы; экологический аспект; комфортные условия проживания и отличное питание во время путешествия; - максимально четкая организация путешествия.
1.2. Анализ туристских ресурсов региона
Территория Камчатки вовсе не схожа с просторами центральной части нашей страны. Это край контрастов, бескрайние поля ледников и высокие пики вулканов, холодные горные реки и горячие геотермальные источники, тихие бездонные озера, девственные заповедники и ревущие водопады. На этих бескрайних просторах расположены более четырехсот ледников, количество вулканов исчисляется сотнями. Около тридцати грозных великанов периодически извергаются.
Полуостров Камчатка растянулся на 1200 км с севера в южном направлении. Тонкий перешеек, названный Парапольским долом, соединяет его с материковой частью. В самой широкой части, на широте Кроноцкого мыса, территория растянулась на 440 километров. Площадь Камчатки в десять раз больше Крымского полуострова и составляет более 270 тыс. км. кв.
Петропавловск-Камчатский — административный центр региона. Крупнейшими населенными пунктами считаются Елизово и Вилючинск. Разница во времени между Москвой и Камчаткой составляет 9 часов — когда в столице 3 часа дня, на полуострове уже полночь и начинаются новые сутки.
Согласно административному разделению в Камчатскую область включены земли полуострова, прилежащая материковая часть, а также острова — Карагинский и Командорский. С трех сторон полуостров омывают воды Охотского, Берингового морей и Тихого океана. Здесь часто дуют порывистые ветра, а ледяные заторы часто держатся до 8-ми месяцев в году.
Множество заливов и бухт изрезали все линию восточного побережья. Это просторные Камчатский, и Авачинский заливы, одноименная бухта, а также бухты Оссора и Карага.
Два хребта пролегают практически параллельно друг другу через всю центральную часть Камчатки. Это Срединный и Восточный хребты, между которыми раскинулась обширная территория Центральнокамчатской низменности. В ней проложила свое русло река Камчатка.
Оконечность мыса Лопатка считается самой удаленной южной точкой полуострова. Он расположен на 50° северной широты.
Интересно, что исследователям известны около двадцати правдоподобных версий происхождения названия самого полуострова.
Самыми распространенными видами времяпрепровождения здесь считаются экстремальный туризм, восхождения на вершины гор и наблюдения за вулканами, горнолыжные туры, рыбалка и охота, прогулки на снегоходах, посещение национальных парков, таблица 1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон [(принят 24 ноября 1996 г. № 132–ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2016 N 104–ФЗ) г] // Рос. газ. – 1996.– № 153-154. – 12 авг.; 2016. – № 109. – 15 мая.
2. ГОСТ Р ЕН 13809–2018. Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология. – М.: Стандартинформ. 2013. – 25 с.
3. Бутко И.И. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: Учебное пособие / И.И. Бутко, Г.И. Ляшко, П.П. Маркин, В.А. Ситников. – М.: ИКЦ «МарТ». 2013. – 345 с.
4. Бунаков О.А. Анализ современного положения и возможности устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в России [Электронный ресурс ] // Управление экономическими системами № 10/2015 – Режим доступа: http://uecs.ru/ru/uecs–82–822015/item/3770–2015–10–24–06–21–28
5. Веткин В.А. Технология создания турпродукта: Учебно–методическое пособие / В.А. Веткин, Е.В. Винтайкина – М.: ГроссМедиа. 2013. – 288 с.
6. Гасинюков А.Э., Примаченко Е.И. Картографическое обеспечение маршрутов экспедиционного туризма в России [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp–content/uploads/2016/10/primachenko–gasinyukov–1.pdf
7. Гацук С.Ю. Технология формирования туристического бренда / С.Ю. Гацук. – Самара : Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2015. – 86 с.
8. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. – М. Юнити. 2014. 312 с.
9. Дунец А. Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта : учебное пособие / А. Н. Дунец. – Барнаул : Изд–во АлтГТУ, 2014. – 163 с.
10. Дурович А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. – М.: Юнити, 2015. 450 с.
11. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 212 с.
12. Кабиров И. С. Региональные особенности развития туризма // Вестник СГУТиКД. – 2014. – № 3 (17). – С. 47–50
13. Какие виды туризма лидируют в России // Туринфо. – 2014. – №8.– С. 15–12.
14. Ковалева И.В. Роль рекламы в развитии регионального ту–ристического маркетинга // Вестн. Алтайского гос. аграрного ун–та. – 2018. – Т. 65. – № 3. – С. 121–123
15. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма / А.Б. Косолапов. – М.: Кнорус, 2014. – 229 с.
16. Кугушева А.Н. Теоретические аспекты активного туризма // Сервис в России и за рубежом. – №8. – 2018. – С 43–52.
17. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российского туризма: конкурентные преимущества, провалы и возможности [Электронный ресурс] // Журнал «Передовые технологии успеха. – Режим доступа: http://www.r3000.ru/r3_files/plenar/kaluzhnova.pdf
18. Экспедиционный туризм как одно из самых успешных туристических направлений в мире [Электронный ресурс ] // «ПроОтель». Режим доступа: http://prohotel.ru/news–215797/0/
19. Пархоменко С.В. PR–активность российского туристического рынка: реальность и потенциал // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – Т. 26, № 7. – С. 190–201
20. Питка Я.А. Социально–рекреационные возможности туризма // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». Вып. 2. 2015. – С. 11–19
21. Рындач М. А. Основы туризма / Рындач М. А. под ред. Смоленского С. Н. – М.:Дашков и К, 2018. – 290 с.
22. Симонова, Е. О проблемах развития туризма в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2015. – № 12. – С. 12–16.
23. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. М., 2018. 222 с.
24. Сладких Л. С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России Проблемы современной экономики. – 2018. – № 4 (44) – С. 368 – 371
25. Статистика туризма [Электронный ресурс] // Российский союз туриндустрии. – Режим доступа: http://www.rostourunion.ru/pages/rus/gor/statistika/
26. Ткач Т.В.Применение информационных технологий в гостиничном бизнесе [Электронный ресурс ] // Журнал « Русская наука». – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/5_NITSB_2009/Stroitelstvo/41296.doc.htm