Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы повышения эффективности антикризисного управления, оценка вероятности и прогнозирование банкротства, процедуры финансового оздоровления и ликвидации предприятий сегодня являются одними из наиболее актуальных для российской экономики. Актуальность исследования процедур ликвидации предприятий обусловлена тем, что ликвидация несостоятельных предприятий является необходимым элементом оздоровления финансов, так как она на законодательной основе обеспечивает возврат долгов кредиторам в рамках имеющихся активов организации-банкрота. Процесс ликвидации освобождает финансовую систему от неэффективных производств, сокращает риски, ограждая действующих и потенциальных партнёров от вступления в хозяйственные операции с финансово несостоятельными субъектами. Анализ несостоятельности и ликвидация организации - верный способ не допустить развития подобных явлений и процессов в будущем.
Процедуры ликвидации и связанные с ними проблемы рассматриваются в различных научно-практических и учебных публикациях. Но при этом, проблемы ликвидации несостоятельных предприятий требуют дальнейшего исследования с целью поиска эффективных путей их решения.
Это и определило тему курсовой работы, целью которой является исследование и обобщение теоретических и правовых основ ликвидационных процедур в системе антикризисного управления предприятием, а также практических аспектов вынужденной ликвидации предприятия-банкрота на конкретном примере.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и обобщить классификацию ликвидационных процедур, а также содержание их функций в антикризисном управлении
предприятием;
2) исследовать нормативно-правовое и организационное обеспечение процедур ликвидации предприятий в РФ;
3) исследовать финансово-экономическое состояние предприятия- должника ООО «Авангард» на предмет возможности банкротства;
4) рассмотреть процедуру ликвидации предприятия-должника ООО «Авангард» в виде «конкурсного производства».
Объектом исследования в курсовой работе является процесс ликвидации предприятий в целях антикризисного управления.
Предметом исследования выступает процедура ликвидации предприятия-должника в виде «конкурсного производства».
Объект и предмет исследованы на примере ООО «Авангард».
В процессе выполнения курсовой работы использованы учебные, научные, нормативно-правовые и статистические публикации, посвященные антикризисному управлению предприятием, процедурам их ликвидации, а также финансовая отчетность ООО «Авангард».
1. Теоретические и правовые аспекты ликвидационных процедур в системе антикризисного управления предприятием
1.1. Понятие, функции и виды ликвидационных процедур в антикризисном управлении предприятием
Ликвидация - завершающий этап функционирования предприятия, который предполагает прекращение его деятельности без осуществления правопреемственности, то есть без перехода прав и обязанностей к другим лицам. При этом вносится соответствующая запись в единый государственный реестр юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, после чего субъект хозяйствования официально прекращает свое существование [1, 7].
Ликвидационные процедуры могут, как повысить эффективность предприятия, так и привести к негативным последствиям. Так, например, ликвидация, как элемент механизма банкротства предприятия, может привести к возникновению кризисных процессов на связанных с обанкротившимся субъектом хозяйствования предприятиях, что негативным образом отражается на всей цепочке производства товаров и услуг. Вместе с тем, не следует отождествлять ликвидацию предприятия только с негативными последствиями. Ликвидация предприятия, как процесс, выполняет ряд следующих важных функций [8].
1. Функция стимулирования к повышению эффективности: потенциальная угроза прекращения бизнеса и, вследствие этого, потеря собственниками вложенного капитала (а в отдельных случаях, и личного имущества) вынуждает их заботиться о надлежащем уровне эффективности деятельности.
2. Функция оздоровления бизнес-среды: рынок и соответствующие государственные институты очищают бизнес-среду от несостоятельных и неправомочных участников, а затем перенаправляют их активы и трудовые ресурсы в распоряжение эффективных субъектов хозяйствования.
3. Функция регламентации процедур ликвидации: с помощью четко прописанного в нормативных документах алгоритма, предприниматели могут легально прекратить тот или иной проект с учетом срока его эксплуатации, падения результативности и т. п. с полным освобождением от его долгов и обязательств.
4. Функция трансформации субъекта хозяйствования: ликвидация является неотъемлемым инструментом изменения формы собственности, организационно-правовой формы ведения бизнеса с целью обеспечения дальнейшего его функционирования. Законодательством РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования), предусматривающей передачу всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам-правопреемникам.
5. Функция реабилитации активов и репутации: вовремя и удачно осуществленное прекращение деятельности предприятия позволяет сохранить инвестированные средства или большую их часть, а также деловую репутацию его владельцев.
Важным элементом процедуры ликвидации субъекта хозяйствования является ее технология. Такая технология должна быть определена уже на этапе его создания в учредительных документах (учредительный договор, устав). Законодательством РФ определены следующие возможные технологии ликвидации субъектов хозяйствования [1, 5, 6]:
1) по инициативе собственника (собственников) или уполномоченных им органов, учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников;
2) в связи с истечением срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан;
3) в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;
4) по решению суда о ликвидации юридического лица в случаях, определенных законом.
Ввиду значимости последствий ликвидации предприятия в законодательстве прописана достаточно сложная и длительная ее процедура. На рис. 1.1 представлены концептуальные этапы ликвидации юридического лица.
Рис. 1.1 - Концептуальные этапы ликвидации предприятия и их содержание [6]
Орган (лицо), который принял решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня объявления о ликвидации. Решение о ликвидации является существенным с точки зрения последствий для его стейкхолдеров, поэтому относительно хозяйственного общества оно принимается большинством не менее чем в 3/4 голосов [6].
Полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии или ликвидатора с момента назначения. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор юридического лица представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени юридического лица, которое ликвидируется [1, 6, 7].
В обязанности ликвидационной комиссии входит:
1) выявление кредиторов предприятия, путем подачи уведомления в печатных органах о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий (при этом явные (известные) кредиторы должны быть проинформированы персонально в письменной форме);
2) идентификация, оценка и консолидация имеющегося имущества;
3) принятие мер по взысканию дебиторской задолженности предприятия, получение максимальной суммы за активы, подпадающие под продажу;
4) погашение требований кредиторов.
5) составление ликвидационного баланса.
Важным для понимания сущности процесса ликвидации является знание ее классификации (табл. 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года № 51-ФЗ ( в ред. от 03.08.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 27.12.2018). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
3. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
4. «Об акционерных обществах». Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
5. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
6. «О несостоятельности (банкротстве)». Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru.
7. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 319 c.
8. Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление: Учебник. / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 416 c.
9. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2014. - 268 c.
10. Беляев А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 319 c.
11. Гореликов К.А. Антикризисное управление: Учебник для бакалавров / К.А. Гореликов. - М.: Дашков и К, 2016. - 216 c.
12. Захаров В.М. Антикризисное управление: Терминологический словарь / В.М. Захаров, Ю.И. Юров. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 492 c.
13. Згонник Л.В. Антикризисное управление: Учебник / Л.В. Згонник. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.
14. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебник / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 343 c.
15. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - М.: КноРус, 2013. - 504 c.
16. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 406 c.
17. Ларионов И.К. Антикризисное управление: Учебник / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2015. - 380 c.
18. Орехов В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.И. Орехов, К.В. Балдин, Т.Р. Орехова . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 268 c.
19. Савиных В.Н. Антикризисное управление (для бакалавров) / В.Н. Савиных. - М.: КноРус, 2013. - 400 c.
20. Соколова О.Н. Антикризисное управление (для бакалавров) / О.Н. Соколова, Т.А. Акимочкина. - М.: КноРус, 2013. - 504 c.
21. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие / А.М. Тавасиев, А.В. Мурычев. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.
22. Черненко В.А. Антикризисное управление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Черненко, Н.Ю. Шведова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 409 c.