Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Со дня провозглашения независимости нашей страной проводятся масштабные реформы и мероприятия для всестороннего развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы.
Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни страны определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, в ней сосредоточена большая часть экономически активного населения. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими особенностями малого предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Ещё одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Рассматривая роль и место малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования и рыночных преобразований нынешней России, правомерно, в целях познания, в более широком плане рассмотреть истоки и процесс такого развития, которые связаны непосредственно с уровнем использования потенциала и состоянием общественноэкономической формации. Что же касается развития и значимости малого бизнеса, то можно утверждать, что он играл постоянно ведущую роль в совершенствовании и утверждении цивилизации. Эта роль будет ему принадлежать и в перспективе. Но его история, как показывают исследования, никогда не занимала общественное сознание.
Цель исследования – определить перспективы развития малого бизнеса в экономике РФ.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы малого предпринимательства (бизнеса);
2) дать оценку значимости малого бизнеса в экономике РФ (за период 2014-2018 гг.);
3) проанализировать перспективы развития малого бизнеса в РФ с 2019г.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические основы малого предпринимательства (бизнеса)
1.1 История развития малого бизнеса в РФ
Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без появления малых или частных предприятий. Элементы малого предпринимательства зародились очень давно, но основное развитие пришлось на середину 80-х годов, начало положил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 г. Появление рыночных отношений, увеличивающаяся потребность в товарах и услугах, способствовали созданию кооперативов, которые стали прообразом малых предприятий. Количество их росло. Кооперативы не требовали крупных стартовых вложений, имели высокую скорость оборота денежных средств, быстро реагировали на любые изменения рынка, поэтому объемы произведенных и проданных ими товаров, и услуг возрастали .
В истории развития малого предпринимательства в России можно условно выделить пять ступеней.
Период с 1986 г. по 1991 г. – первая ступень в истории развития отечественного предпринимательства. В это время происходило зарождение и стихийное развитие малого бизнеса, накопление капитала, увеличение доли частной собственности, развитие нормативно-правовой базы. 4 июня 1990 года Законом «О предприятиях в СССР» вводится такое понятие как «малое предприятие».
Вторая ступень развития с 1992г. по 1994г. совпала с массовой приватизацией государственного имущества. В этот период количество малых предпринимательских структур увеличилось в три раза, что способствовало повышению занятости и самозанятости населения. Но при этом возросло криминальное влияние на развитие бизнеса: рэкет, взятки и другие противоправные действия. Со стороны государства малые предприятия получили различные льготы. В 1992 году они были перерегистрированы и получили организационно-правовую форму.
На третьей ступени развития с 1995 по 1997 гг. прирост малых предприятий значительно сокращается. В связи с высокими рисками при ведении бизнеса, банки проводят избирательную политику кредитования в отношении малых предприятий, что приводит к нехватка свободных денежных средств. Кроме того, основная масса бизнеса была сконцентрирована в торгово-посреднической сфере, что способствовало насыщению рынка и снижению возможности быстрого получения прибыли. Для дальнейшего развития малых предприятий необходимо было осваивать другие сферы деятельности. Государством разрабатываются программы поддержки малого бизнеса в производственной и инновационной сферах. Давление криминала ослабло.
Четвертая ступень развития (с 1998 г. по 2001 г.) совпала с августовским кризисом 1998 года. Финансовая база малого бизнеса была уничтожена. Реализация инвестиционных проектов прекратилась. Потребительская активность населения снизилась. Многие малые предприятия приостановили или совсем прекратили деятельность. Но сама структура малого предприятия: простота управления, быстрая мобилизация финансовых средств, внедрение достижений науки и техники, гибкость, – позволила быстрее восстановиться после кризиса и занять свободные ниши на рынке .
Пятую ступень развития (с 2002г.) характеризуют существенные изменения в сфере налогообложения. В июле 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который упрощает процедуру регистрации малых предприятий. Для совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о принятии утративших силу отдельных положений законодательных актов РФ» .
1.2 Малый бизнес: понятие, сущность, виды
Предпринимательством считается особый вид деятельности, связанный с финансовым риском, ограниченностью ресурсов и конкурентной борьбой и направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли. Слова «предпринимательство» и «бизнес» часто используют как синонимы.
Экономика любого государства развивается на основе существования крупного, среднего и малого бизнеса. Рассмотрим более подробно значение малого предпринимательства, его роль в государстве, преимущества и недостатки.
Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных федеральным законом. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Доля ВВП, обеспечивающая малый бизнес, показывает его роль в экономике страны. Уровень развития малого предпринимательства показывает способность страны адаптироваться к меняющейся экономической обстановке, занятость населения, темпы экономического роста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
2. 2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
3. 3. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»
4. Буздалина О.Б Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности /. - М.:Дашков и К, 2015. - 11 с.
5. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Проблемы государственного регулирования продовольственного рынка России //Вестник Академии. 2012. № 4. С. 135-138.
6. Завгородний А.Ф., Степанова Р.Г. Актуальность развития малого и среднего предпринимательства в России. Журнал "Символ науки", Выпуск № 3-1 / 2016
7. Конобеева А.Б., Макашин В.В. Продовольственная безопасность России в современных условиях. В сборнике: Open innovation Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 122-124.
8. Конобеева А.Б., Оганнисян А.А. Совершенствование муниципального управления малым предпринимательством как способ повышения благосостояния населения в городе Москве в современных условиях. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения/ Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И.. 2015. С. 93-95.
9. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-3. – С. 496-498
10. Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой экономики. В сборнике: European research. Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 91-94.
11. Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 455-458.
12. Тахтамышева М.Х. Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России в ближайшей перспективе // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 (24)
13. Тонкошкурая О.Г. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 552-553
14. Яшина А. С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 305–308
15. Влияние экосистемы МСП на мировую экономику - https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/vliyanie_ekosistemy_msp_na_mirovuyu_ekonomiku/
16. Оценка эффективности политики по поддержке малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок РФ. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35631844
17. Смагина И.А., Сергеева Т.Ю. Малый бизнес. Большой справочник, 2014 - http://www.iprbookshop.ru/1693.html
18. Что такое малый и средний бизнес, определения и отличия URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/idei-dlya-malogo-biznesa/chto-takoe-malyj-i-srednij-biznes-opredeleniya-i-otlichiya/