Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Массово-информационная деятельность как составляющая социального функционирования общества обеспечивает отображение различных аспектов, реалий, конфликтов и противоречий жизни социума. В терминологическом аппарате теории журналистики важное место занимает вопрос о функциях средств массовой информации. Комплекс функций СМИ обозначает спектр ее задач и способы функционирования в медиасистемы. В научной литературе представлен целый ряд теоретических моделей и классификаций функций СМИ. Продолжение дискуссии по этой теме обусловлено современными тенденциями развития социума и медиа системы, поэтому понятие функций СМИ требуют концептуализации с учетом реалий начала XXI в. Сегодня функции СМИ переформатируются и приобретают новое значение в условиях развития информационного общества. Это обстоятельство актуализирует исследования функций современных СМИ.
Анализ источников показал разнообразие подходов к определению роли, места и значения СМИ в системе социально-политических институтов общества.
Научное осмысление средств массовой информации были заложены
Л. Вебером, который понимал их как инструмент акцентированного выражение интересов различных социальных групп и формирования человека как члена общества 3, с. 27. Вопрос значения СМИ в системе социально политических общественных институтов интересовал многих теоретиков, среди которых стоит упомянуть таких авторов, как М.С. Ивченкова 7, Г. В. Лазутина 11, Т В. А. Моисеев 14, И. Д. Фомичева 18 и др.
Таким образом, в научной литературе предлагаются различные трактовки и классификации деятельности СМИ, в том числе с учетом нового медиасреды, но работ, где анализируются их значение в системе социально-политических институтов общества, крайне недостаточно.
Для реализации цели и задачи исследования был использован комплекс методов. Анализ литературных источников позволил определить основные положения теории журналистики, посвященные массово-информационной деятельности. С помощью диалектического метода изучались трансформация функций СМИ, журналистской деятельности и СМИ на различных этапах исторического развития. Методы синтеза и анализа использовались при рассмотрении моделей и классификаций функций СМИ.
Объект исследования – массово-информационная деятельность.
Предмет исследования – роль массово-информационной деятельности в социально-политических институтах общества.
Цель исследования – охарактеризовать массово-информационную деятельность в системе социально-политических институтов общества.
Задачи исследования:
1. Проанализировать роль массово-информационной деятельности в современном обществе.
2. Охарактеризовать особенности современных средств массовой информации как социального института информационного общества.
1. Роль массово-информационной деятельности в современном обществе
1.1 Возникновение массовой коммуникации и ее роль в общественной жизни
Коммуникация возникла из потребностей индивидов в совместной жизни, а потому она общественная по своей природе. Это общение между людьми, в процессе которого они обмениваются сообщениями, собственными и чужими мыслями и чувствами с помощью языка или других знаков.
Массовая коммуникация является специфическим механизмом, который в значительной степени обеспечивает целостность общества. Функция массовой коммуникации по поддержанию всеобщего и универсального связи между людьми, государствами и культурами настолько важной, что дает основания для представлений об «информационной» цивилизации. В контексте массовой коммуникации речь идет о символических формах взаимосвязи в обществе, представляющих циркулирующие в социуме знания, ценности, нормы, значения - письменные и аудиовизуальные тексты. (К СМИ относятся газеты, журналы, фильмы, рекламные объявления, видео, CD, телевидение, видеоигры и другие формы передачи информации, которые работают на массовые аудитории.) В таких символах и образах, независимо от того, правильно они отражают реалии жизни, есть иллюзии, которые манифестируют доминанты, особенности, противоречия общественного строя, общественного порядка и культуры 13, с. 224.
Массовая коммуникация связана с распространением социально значимой информации среди аудиторий, охватывающих большую часть населения. Погружаясь в массовую коммуникацию, люди используют полученную информацию как познавательный ресурс в процессе формирования своих представлений, мнений, ценностных ориентаций. Образы социума превращаются в стихийно сложившиеся копии научной или культурной картины мира. Однако они могут быть умышленно деформированными, недостоверными отпечатками реальных процессов и явлений, которые производят силы, которые контролируют институт масс-медиа.
Информация способна иногда надолго задерживаться в коллективном или индивидуальном сознании. В случае критического осмысления или некритического усвоения ее под влиянием целенаправленной пропаганды она способна срастаться с системой ценностей и норм различных групп и категорий индивидов.
Макрокоммуникативные процессы, то есть обмен информацией на уровне всего общества, осуществляются с помощью специальных средств - массовой коммуникации, или масс медиа – прессы, радио, телевидения, кино, видеосистем. Итак, массовая коммуникация как состояние общества формируется СМИ, она не существует вне СМИ, и только вместе с ними она имеет признаки социального института. Потенциальное воздействие, которое оказывают СМИ, объясняется тем, что средства массовой информации являются одним из основных источников в сфере информирования и формирования общественного мнения 4, с. 45.
Черты и признаки социального института СМИ получают постепенно. Первым СМИ была газета, свое название она получила от мелкой монеты - gazzetta, которую в Венеции в VI в. платили за рукописные сведения о текущих событиях. Периодические издания - нидерландские «коранто», английские «ньюсбукс», то есть то, что мы называем прессой, появились в Европе уже в первой половине XVII в.
Пресса отражала политические страсти и общественные интересы групп, которые боролись за доминирование в обществе, прежде всего буржуазии. Однако независимость их выходила за пределы, установленные монархическими правящими кругами. Волна новых газет и политических памфлетов вызвала решение о цензуре. Однако контроль со стороны государства не устраивал буржуазию - идея независимости прессы от власти родилась, вероятно, вместе с «третьим сословием» 1, с. 50.
В 30-40-е годы XIX в. большинство населения получило доступ к печатным новостям. В европейских странах и в США получила распространение дешевая «копеечная» пресса. Учитывая потребности и требования рынка, производство новостей и газет все больше становилось индустриальным характером. Впрочем, случилось так, что «дух капитализма», который ассоциируется со свободой, вызвал другую зависимость для прессы. Государственно-политическая элита и разного рода капитал по сей день остаются важнейшими институтами, которые санкционируют определенную идеологическую окрашенность печатного слова. Однако зависимость от власти, элитарных и финансовых групп всегда была обузой для СМИ, мешала ее внутренним коммуникационным интенциям, которые со временем усиливались и начинали регулироваться собственным правилам 6, с. 39.
Быстро выяснилось, что газетные сообщения имеют удивительную способность не только освещать положение вещей и транслировать новости общественной жизни по замыслам журналистов и издателей, но и создавать социально значимые образы действительности с помощью особых правил составления текстов. Формируется несколько двусмысленный статус СМИ как оперативного источника информации и как средства, с помощью которого сознание читателей становится заурядным, насыщается стереотипами; этот статус переходит к другим СМИ, чьи технологическая тайна и возможности раскрыли новые перспективы связи и общения, но не устранили противоречия.
В начале ХХ века семью СМИ пополнило радио, которое быстро продемонстрировало уникальную способность соединять жителей территорий, отделенных военными действиями Первой мировой войны. Радиоволны существенно сократили время доставки новостей из центров на периферию. Столицы и крупные города «приблизились» к малым населенным пунктам.
Возникновение телевидения дало еще больший эффект. Появившись в 1930-х годах, уже через 30 лет оно становится всемогущим средством воздействия на сознание и образ жизни в научной, политической и повседневной сферах. Аудиовизуальные средства, которые до этого были
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет)/А. И. Акопов. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2002. – 233 с.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
3. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Л. Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 311 с.
4. Дугин А. Поп-культура и знаки времени / А. Дугин. – СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2015. – 495 с.
5. Житарюк М. Проблемные аспекты моделей журналистики /М. Житарюк // Вестн. Львов. ун-та. Серия Журналистика / Львов. нац. ун-т им. И. Франко; [Отв. за вып. И. Лось]. - Л., 2017. – Вып. 30. – С. 51-61.
6. Журналист – профессия повышенной речевой ответственности // Риторические основы журналистики. Работа над жанрамы газеты : учеб. пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова. – 3-е изд. – М., 2014. – С. 9–52.
7. Ивченкова М. С. Модели функционирования современных российских СМИ: институциальный подход : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. соц. наук: спец. 22.00.04 / М.С.Ивченкова. – Саратов, 2010. – 20 с.
8. Кирия И. В. Управленческий аудит медиакомпаний. Учебное пособие / И.В. Кирия, В.П. Чумакова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2014. - 240 c.
9. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития: [пер. с нем.]. – М: Республика, 2017. – 240 с.
10. Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике/ В. В. Кихтан. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
11. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / ред.-сост. С. Г. Коркосенко. – СПб: Речь, 2010. – С. 59-78.
12. Максимович М. Реальность и псевдореальность в изобразительных СМИ / М. Максимович // Телевизионная и радиожурналистика: сб. метод. пр. / Львов. нац. ун-т им. И. Франко; редкол .: В. В. Лизанчук [и др.]. - Л., 2007. - Вып. 7. - С. 33-38.
13. Михайлов С. А. Технологический фактор в деятельности журналиста / С. А. Михайлов // Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / ред.-сост. С. Г. Коркосенко. – СПб: Речь, 2012. – С. 220–245.
14. Моисеев В. А. О теории журналистики // Журналистика и журналисты: (о самой интересной профессии) / В. А. Моисеев. – К., 2013. – С. 41-58.
15. Свитич Л. Г. Проблемы подготовки журналистов : итоги социолог. исслед. / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2013. – № 6. – С. 7–19.
16. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие/ Тертычный А.А. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 312 с.
17. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас - М.: Academia 2014. – 256 с.
18. Фомичева И. Д. Социология Интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. – 234 с.
19. Черных А. Мир современных медиа / А. Черных – М: Издательский дом «Территория будущего», 2012. – 312 с.
20. Шкляр В. Массовое сознание и журналистика: проблемы взаимодействия / В. Шкляр // Магистериум: [сб. наук. пр.] / Нац. ун-т «Киевско-Могилянская академия»; сост. А. Е. Кравченко - М., 2016. – Вып. 22 Журналистика. – С. 37-39.