Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия находится в условиях интеграции в мировое хозяйство. Вступление в ВТО в какой-то мере облегчило процесс мировой торговли России, однако, в некоторых моментах остается много неразрешённых проблем. Одной из важнейших проблем, возникающих у участников ВЭД, является определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость является налоговой базой, поэтому она напрямую влияет на уровень импортных цен на внутреннем рынке, на объемы таможенных платежей. Следовательно, от правильного определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и эффективность таможенного регулирования.
Актуальность работы заключается в том, что с вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса, подходы к определению таможенной стоимости существенно изменятся, что вызовет новые вопросы и проблемы в таможенных процедурах. Законодателям предстоят задачи издать документы, регулирующие определения таможенной стоимости, которые должны соответствовать положениям ТК ЕАЭС. А Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать акты, которые будут регулировать таможенную стоимости и ее определение в рамках ВТО. Таким образом, таможенным органам предстоит адаптация к изменениям, при этом учитывая особую значимость определения таможенной стоимости, как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одного из приоритетных направлений таможенного дела РФ.
Целью работы является анализ проблем определения таможенной стоимости товаров, связанных с введением Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность таможенной стоимости и её виды.
2. Рассмотреть международную и российскую нормативно-правовую базу регулирования таможенной стоимости.
3. Оценить основные методы определения таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров на территорию ЕАЭС.
4. Провести оценку влияния базисных условий поставок и норм ТК ЕАЭС на определение таможенной стоимости товаров.
5. Оценить особенности ввоза конкретного товара через таможню.
6. Рассмотреть методы таможенной оценки таможенной стоимости ввозимого товара и проблемы их применения.
Объектом исследования в работе процесс определения таможенной стоимости импортируемых товаров.
Предметом исследования является влияние вступления в силу нового Таможенного кодекса на определение таможенной стоимости и проблемы, вызванные этим влиянием.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Проведен анализ нового Таможенного Кодекса ЕАЭС на предмет существенных изменений касательно определения таможенной стоимости;
2. Изучено соответствие правил определения таможенной стоимости в отечественной практике принципам мировой практики;
3. Предложены пути решения проблем определения таможенной стоимости в условиях изменяющегося законодательства.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном анализе изменений таможенного регулирования, особенностях определения таможенной стоимости в условиях законодательных изменений. Полученные результаты углубляют научные знания о предмете исследования и в дальнейшем могут быть использованы в теоретических исследованиях данного и смежных с ним направлений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что научно-практические рекомендации направлены на разрешение основных проблем при определении таможенной стоимости.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятийный аппарат управлением определением таможенной стоимости согласно новому Таможенному Кодексу ЕАЭС;
2. Основные изменения в процессе процедур определения таможенной стоимости импортируемых товаров;
3. Комментарии по основным выявленным проблемам определения таможенной стоимости и их вклинение на таможенное регулирование в РФ;
4. Рекомендации по возможностям недопущения и устранения возникновения проблем определения таможенной стоимости.
Методологической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела; нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС); источники периодической литературы.
Структура настоящей работы определяется целью и задачами данного исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы определения таможенной стоимости
1.1. Сущность таможенной стоимости и её виды
Отечественная система определения таможенной стоимости базируется на международных принципах и стандартах таможенной оценки товаров. Для этой оценки принимается цена товаров, указанная в контракте, дополненная определенными расходами и получившая название «цена (стоимость) сделки». Эта цена с учетом дополнительных расходов служит основой для определения таможенной стоимости, являющейся вторичным (производным) показателем, от величины которого зависит объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. Следовательно, важная задача таможенных органов состоит в совершенствовании методов определения и контроля таможенной стоимости.
Вопрос определения таможенной стоимости ввозимых товаров регламентируется международными договорами между государствами- членами ЕАЭС, в частности, это Соглашение между Правительством Российской Федерации (далее - РФ), Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС», главой 8 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. В РФ это федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
Контроль таможенной стоимости товаров является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. От правильного ее определения зависит (как было сказано ранее) объем поступлений средств в федеральный бюджет. Так же, правильность определения стоимости способствует формированию добросовестной конкуренции на национальном рынке страны.
Для решения проблем, касающихся недостоверного заявления таможенной стоимости товара постоянно разрабатываются и внедряются меры, направленные на совершенствование механизма определения таможенной стоимости товаров. Например, создание единого информационного поля и методики оценки эффективности применения процедуры корректировки таможенной стоимости товара в рамках таможенного союза ЕАЭС.
Положительным шагом будет и применение таких мер, как:
• Совершенствование программных средств, используемых при контроле таможенной стоимости товаров;
• Унификация стандартов отчетности таможенных органов;
• Постоянное повышение квалификации должностных лиц;
• Модернизация процесса электронного внесения изменений в декларацию;
• Своевременная синхронизация изменений таможенного законодательства в сфере таможенной стоимости и программных средств, используемых для ее контроля.
В качестве решений можно предложить и следующие меры:
ведение базы данных по тарифам транспортных компаний в таможенных органах, чтобы быть осведомленными о средних ценах на транспортировку;
ужесточение требований по подаче документов, подтверждающих транспортные расходы. Данная мера расширит перечень документов, которые необходимо подавать в таможенные органы, но будет в полной мере описывать все затраты по перевозке;
создание единой базы данных, содержащей сведения о товарах, пересекающих таможенную территорию Таможенного союза. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
5. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС [Электронный ресурс]: пост. ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. № 96 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
6. Агапова А.В Анализ изменений в порядке контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС //Право и экономика. 2018. № 10 - «Юридическая пресса»
7. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
8. Арабян М.С., Попова Е.В. Таможенная стоимость: новеллы 2018 года //Таможенное дело». 2017. № 4 - «Юридическая пресса»
9. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран ЕАЭС и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
10. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
11. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
12. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
13. Белянина Т.Е. Совершенствование организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС //Современные проблемы экономического и социального развития: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск. 2012. № 8. С. 188-189;
14. Васильев Р.И. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости // Аспирант Российской таможенной академии. - 2013., № 2 С.78-81
15. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
16. Зыбина Е. Таможенная стоимость: определение и контроль // ЭЖ- Юрист. 2012. №27. С. 4;
17. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
18. Кащеев В.В. Контроль таможенной стоимости: уч. Пособие / В.В. Кащеев, К.А. Летюшова, И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост. - 2013 - 280 с.
19. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы //Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
20. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
21. Трофимова Ю.Г. Организация контроля таможенной стоимости //Современные проблемы экономического и социального развития. Межвузовский сборник научных трудов Красноярск. 2012. № 8. С. 210-213;
22. Федоренко К. П., Витюк В. В.. Нетаев О.В. Общий и таможенный менеджмент М.: Директ-Медиа 2018 - 618 с.