Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время система международных экономических отношений в рамках ЕС претерпевает значительные изменения, наблюдается обострение кризиса в зоне евро, поэтому необходимо выявить особенности современного состояния, проблем и перспектив дальнейшего развития Европейской валютной системы. Путь к созданию Европейского валютного союза и введения единой денежной единицы «евро» был сложным и длительным.
Важно отметить, что в начале своего становления Европейская валютная система строилась вокруг самой сильной валюты континента - немецкой марки, и в основу деятельности ЕЦБ изначально легла политика Бундесбанка, поэтому главная задача ЕЦБ в настоящее время заключается именно в обеспечении ценовой стабильности в зоне евро. При вхождении в еврозону менее развитые страны Евросоюза были вынуждены в короткие сроки достичь соответствия Маастрихтским критериям, однако их денежно-кредитные системы не успели пройти все необходимые стадии развития для реального соответствия уровню Германии и других лидеров Евросоюза.
3
1. Теоретические аспекты формирования европейской валютной системы
1.1 Понятие и этапы создания европейской валютной системы
Формирование Европейского валютного союза происходило не одно десятилетие. Интеграция европейских государств началась еще в середине XX в., когда было образовано Европейское объединение угля и стали, целью которого стало построение общего рынка угольной и металлургической промышленности Западной Европы. Затем был образован Евроатом, который трансформировался в Европейское экономическое сообщество. Построение таможенного союза, отмена ограничений по движению капитала и рабочей силы и формирование наднациональных органов координации и управления стали базой для создания полноценного валютного союза. В то же время с момента разработки плана Вернера в 1970 г., который описывал переход к единой денежной единице, и до фактического введения евро прошло более 30 лет.
Первые предпосылки создания европейской интеграции появились еще после Второй мировой войны, поскольку европейские страны были озабочены проблемой поиска новых вариантов развития и модернизации экономики, экономического сотрудничества, создания новых рабочих мест, снижения безработицы и т. д. Так с 1951 г. началось становление Европейского союза .
Первым шагом к образованию Европейской валютной системы было подписание соглашения об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами-членами Европейского экономического сообщества, которое вступило в силу в марте 1979 г. В дальнейшем потребовалось еще два десятка лет, чтобы реализовать критерии конвергенции для подготовки к созданию Европейского валютного союза. 1999 г. ознаменовался началом работы Европейского Центрального банка (ЕЦБ). Участники союза стали проводить согласованную валютную политику, и в безналичный, а с 1 января 2002 г. в наличный оборот была запущена единая европейская валюта «евро».
Ключевыми целями создания валютного союза и внедрения евро были:
• создание главного крупного финансового и валютного центра, основным инструментом которого становится новая свободно конвертируемая валюта «евро»;
• облегчение размена: непостоянность обменных курсов внутри работающей Европейской валютной системы приводит к тяжким результатам для экономик стран-участниц, которые заставлены страховаться от обменных рисков;
• создание противовеса воздействию Соединенных Штатов - долларизации мировой экономики;
• согласование финансовых политик;
• ужесточение политических позиций ЕС на мировой арене .
1.2. Механизмы, инструменты европейской валютной системы
4
Принципы управления денежно-кредитной системой в рамках любого валютного союза зависят от количества членов. В Европейском валютном союзе участвует 19 стран. В данном случае все, даже небольшие по экономическому потенциалу, государства имеют равную возможность отстаивать свои собственные интересы. В условиях принятия решений при реализации денежно-кредитной политики малые страны могут объединяться или присоединяться к тому или иному блоку. Однако это становится невозможным, если в валютном блоке появляется страна-лидер, экономика которой значительно превышает экономики других стран-членов.
Функционирование любого валютного союза не может исключать в перспективе присоединение к данному образованию других стран. Порядок реализации этого процесса должен быть заложен еще на этапе формирования этого союза. Если обратиться к опыту европейских государств, то видно, что принцип разноскоростной интеграции был выработан еще до введения евро. Предполагалось, что изначально в состав ЕВС войдут только Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, однако в итоге членами еврозоны одновременно также стали Ирландия, Испания, Италия, Финляндия и Греция (с 2001 г.). В то же время процесс расширения еврозоны на этом не остановился. С 2007 г. по 2015 г. в еврозону вошли Словения (2007 г.), Кипр (2008 г.), Мальта (2008 г.), Словакия (2009 г.), Эстония (20ll г.), Латвия (2014 г.) и Литва (2015 г.). При этом вхождение той или иной страны в валютный союз сопровождалось соблюдением определенных условий. Во-первых, страна должна являться членом Европейского союза. Вовторых, выполнять как минимум критерии номинальной конвергенции, которые включают следующие показатели:
уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% уровень инфляции в трех странах еврозоны с самым высоким уровнем инфляции;
уровень дефицита государственного бюджета не должен быть выше 3% ВВП;
уровень государственного долга не должен быть выше 60% ВВП;
страна должна на протяжении 2 лет до даты вступления в валютный союз участвовать в валютном механизме, что предполагает установление максимальных отклонений (+/-15%) национальной валюты от евро в течение данного периода;
средние процентные ставки в стране-кандидате не должны превышать более чем на 2% средние ставки в трех странах еврозоны, которые имеют наименьший уровень долгосрочных процентных ставок. Исходя из таблицы, можно констатировать, что все страны - новые члены на момент присоединения к еврозоне соблюдали требуемые критерии конвергенции.
2. Анализ европейской валютной системы на примере указать государство
2.1 Краткая характеристика финансовой системы Великобритании
23 июня 2016 года в ходе референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе 51,89% проголосовавших граждан страны выступили за выход страны из объединения. Важным вопросом в процессе выхода Великобритании из ЕС станет новая схема финансового регулирования. Как известно, финансовые услуги являются значительной частью британского экспорта в ЕС. На долю Британии на сегодняшний день приходится около 75% европейского банковского бизнеса. В результате дезинтеграции банковских систем британские финансовые компании вынуждены будут проходить процедуры получения разрешения на работу в странах ЕС.
5
Евросоюз является основным для страны поставщиком прямых инвестиций, на его долю приходится порядка половины прямого иностранного инвестирования. Какими будут новые правила игры, пока не знают ни британские предприниматели, ни европейские инвесторы. Следовательно, сегодня мы видим появление выжидательных настроений у потенциальных инвесторов, что негативно сказывается на темпах развития экономики всех участников рыночных отношений.
Выход Великобритании из ЕС неизбежно приведет к уменьшению её влияния в регионе. Британским представителям бизнеса станет практически невозможно пролоббировать свои интересы в странах Европейского союза. Более того, многие эксперты считают, что Брюссель намеренно сделает все для того, чтобы выход Великобритании из союза имел для последней весьма ощутимые последствия. Таким образом будет дан недвусмысленный сигнал остальным членам ЕС о серьезности подобного решения.
2.2 Особенности создания европейской валютной системы на современном этапе
ЕЦБ определяет финансовую интеграцию как состояние рынка определенного набора финансовых инструментов и услуг, когда все потенциальные участники такого рынка:
в своей деятельности по покупке или продаже этих финансовых инструментов или услуг регулируются единым сводом правил;
имеют равный доступ к этим финансовым инструментам или услугам, и
имеют равные условия работы на этом рынке.
Потенциальным преимуществом финансовой интеграции для экономики ЕС является - возрастание эффективности денежно-кредитной политики ЕЦБ и улучшение работы «передаточного механизма» ЕЦБ. Благодаря развитой финансовой интеграции, ЕЦБ получает возможность активно влиять на ценовую политику коммерческих банков не только на рынке межбанковских операций, но в перспективе и на рынке банковской розницы. Финансовая интеграция в теории должна содействовать повышению кризисной устойчивости финансовых рынков ЕС, благодаря новым возможностям диверсификации инвестиций, снижению роли локальных кризисных явлений, укреплению финансовых институтов, согласованию национальных рыночных циклов .
Для завершения процесса финансовой интеграции в Евросоюзе необходимо решить ряд фундаментальных вопросов политики, что в свою очередь потребует проявления политической воли. Важной проблемой является интеграция платежных систем клиринга и расчетов. Кроме того, потребуется устранение налоговых и правовых препятствий. Проблема заключается не в выборе централизованной или децентрализованной основы, а в степени централизации, которая предоставит Европейскому союзу наиболее эффективные инструменты управления рисками для обеспечения финансовой стабильности в регионе, не затрудняя при этом процесс интеграции как таковой.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. и текущий кризис на зону евро оказали разное влияние на состояние интеграции в различных сегментах финансового рынка: от незначительного воздействия на рынок межбанковских операций до существенного на рынке облигаций. Обнаружились недостатки контроля над сложными финансовыми продуктами и необходимость создания общего для ЕС мегарегулятора. Кризис также показал сохраняющиеся стереотипы
6
национальной принадлежности активов. Отсутствие в ЕС кредитора последней инстанции привело к ухудшению показателей финансовой интеграции на рынке облигаций.
2.3 Направления и перспективы развития европейской валютной системы
Еврозона, к сожалению, как была, так и осталась конгломератом практически автономных производственных комплексов различного уровня эффективности. И ни о каком «едином экономическом пространстве» в еврозоне до сих пор говорить невозможно, несмотря на общую валюту. Это ведёт к тому, что при неизменности экономической, промышленной и инвестиционной политики состояние наиболее слабых экономик еврозоны еще больше ухудшается. В европейской интеграции имеются и другие слабые зоны, способные испытывать дополнительные экономические трудности при высоком курсе евро.
Кроме того, очевидно, что избыточное «затягивание финансовых поясов», чрезмерное ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, к которым ЕЦБ пришлось прибегнуть вследствие мирового финансового кризиса 2008 г., и, учитывая неизменные рекомендации МВФ, способно ограничить суверенный экономический рост.
Финансовые излишества для недостаточно сильных экономик недопустимы, но избыточное усиление финансового пресса, давящего на экономику на всех этапах производства добавленной стоимости, ограничение инвестиционного и потребительского спроса деструктивно влияют на развитие, делают стратегическую задачу повышения национальной конкурентоспособности трудновыполнимой.
Для стабилизации экономик стран зоны евро ЕЦБ использовал ряд механизмов таких, как мягкую монетарную политику (политику дешевых денег); жесткую финансовую политику, направленную на снижение дефицита государственного бюджета и государственного долга, а также программу количественного смягчения (нетрадиционный метод регулирования государственных денежных вливаний в экономику страны путем увеличения объема активов). В итоге данные меры вызвали дефляцию в периферийных государствах еврозоны, кризис государственных долгов и способствовали росту теневой банковской системы [2, с. 4].
На сегодняшний день эти проблемы названы в ЕЦБ наиболее важными, и текущее положение вынуждает ЕЦБ более активно вмешиваться в макроэкономические процессы и дальше расширять спектр используемых им для этого инструментов.
Кроме этого, нынешний кризис наглядно показывает, что ставка на всемерное расширение еврозоны практически исчерпала свой ресурс, и назрела необходимость более решительно подходить к внутренней оптимизации сложившихся в последние годы политических и экономических механизмов с целью повышения их эффективности и нивелирования дисбалансов, накопившихся за первые годы существования зоны евро. Это понимают и страны, которые до недавнего времени относили себя к числу претендентов на вступление в еврозону. Причинами этого служат нежелание населения принимать в обращение новую валюту, а также имеют место экономические причины (например, темпы инфляции страны-претендента не должны превышать более 1,5 %, чем средний показатель трех стран ЕС с наименьшей инфляцией).
Заключение
7
Формирование в ЕС единого финансового рынка - новый этап экономической интеграции, обусловленный ее предыдущими стадиями. Его необходимость диктуется стратегическими задачами Евросоюза, стремлением сохранить и укрепить свои позиции в качестве одного из ведущих центров силы в мировой экономике и в трансформирующейся международной финансовой системе. Наличие в ЕС единого финансового рынка, который был бы глубоким, ликвидным и устойчивым к внешним воздействиям, облегчило бы реализацию поставленной цели и усилило позиции ЕС в мировой конкурентной борьбе.