Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Жанр фэнтези в подростковой литературе
1.1. Особенности литературного жанра фэнтези
Фэнтези – это жанр художественных произведений, в основе которого лежит использование сказочных и мифологических мотивов. Фэнтези, в отличие от научной фантастики, не стремится объяснить мир и возможности героев с рациональной точки зрения.
Фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и исходную трагичность. Герой обязан совершить предназначенное, хотя бы это и грозило ему гибелью. Проблема борьбы в безысходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы. Современное фэнтези добавляет к такой ситуации идею нравственного выбора. Герой фэнтези не столь детерминирован, как персонаж мифологических сказаний, и поэтому в жанре фэнтези открывается простор для создания противоречивых, живых человеческих образов. Сказка привносит в фэнтези лиричность, которой часто не хватает научной фантастике.
Фэнтези [англ. fantasy «фантазия»] – литературный жанр, возникший в первой половине XX столетия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран, таких как «Калевала» или «Беовульф». Жанр фэнтези богат поэтическими причудливыми образами, представляет сверхъестественные и нереалистические события и характеры .
Согласно «Словарю литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой, фэнтези [англ. fantasy] – разновидность фантастики: произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В фэнтези действуют боги, демоны, добрые и злые волшебники, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, привидения, вампиры, мифологические и сказочные существа. Фэнтези – своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа. Подобно средневековому рыцарю, герою мифа или сказки, главное действующее лицо фэнтези сталкивается с различными препятствиями, врагами, борется со злыми силами и побеждает. Миры, нарисованные в фэнтези, не имеют географической и временной конкретности: действие происходит в условной реальности, зачастую в параллельном мире, иногда имеющем сходство с реальным. Важна для фэнтези и романтическая традиция с её идеей двоемирия и героем – исключительной, сильной личностью, в одиночку противостоящей злу .
К одному из направлений фантастики фэнтези относят такие литературоведы, как И.Г. Минералова (2002), В.Л. Гопман (2001), В.М. Каплан (2001). Фэнтези как разновидность литературной сказки рассматривают в своих трудах писатели Э. Геворкян (1989), Н. Перумов (2000), а также поэт, критик и эссеист В.А. Губайловский (2002). Миф как основная составляющая фэнтези анализируется в работах О. Добровольской (1996), И.В. Эйдемиллер, А.Ю. Лебедева (1993). Несмотря на различные тенденции в определении жанра фэнтези, все авторы соглашаются в том, что мир фэнтези представляет собой вторичный, параллельный мир, виртуальную реальность. Феномен вторичного мира является основным сюжетообразующим критерием, отделяющим литературу фэнтези от литературы других жанров. Создание любого фантастического произведения, по мнению современных исследователей фантастики, начинается с «сотворения» мира: «…прежде всего необходимо сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в деталях» .
Дж.Р.Р. Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» рассуждает о роли фантазии в создании чудесных вторичных миров. Он превозносит фантазию, подобно романтикам начала XIX века, но, в отличие от них, считает фантазию не иррациональной, а рациональной деятельностью. По его мнению, автор фантастического произведения должен сознательно добиваться установки на реальность. Необходимо придать вымышленному внутреннюю «логику реального», начиная с того, что сам автор должен верить в существование «вторичного мира, основанного на мифологическом воображении» .
Фэнтези – один из способов видения и осознания мира, где мир познается путем его превращения в сказку, в которой начинают прослеживаться не сказочные черты . Произведения в стиле фэнтези представляют собой компиляцию сказочных и мифических мотивов и имеют много общего с историко-приключенческими романами. Действие происходит в придуманном мире, где герои взаимодействуют с волшебными существами.
Произведения жанра фэнтези – объект пристального изучения в настоящее время в связи с принадлежностью к числу произведений литературы эскапизма. Под словом «эскапизм» следует понимать уход от действительности . Эскапистская литература – «художественные произведения, ориентированные на показ иллюзорной художественной реальности, способной увести человека от трудной, суетной жизни, из современного мира несбывшихся надежд и конфликтов в мир грез и душевного спокойствия» .
Особенность произведений этого жанра заключается в отождествлении сюжета фэнтези с целостным феноменом, имеющим свою строго заданную схему событий. Филолог Е.В. Жаринов отождествляет фэнтези с литературой в литературе: «Строгая заданность, схематичность сюжетных построений позволяет говорить о данной литературе как о неком целостном феномене. Это тот самый наиболее существенный признак, который и позволяет отделить массовую литературу от литературы серьезной, стремящейся к отражению сложных непредсказуемых процессов» .
Значимым представляется отличие фэнтези от научной фантастики: «…в научной фантастике компонента фантастичности имеет квазинаучное происхождение и рациональное обоснование, в фэнтези элемент необычайного заведомо иррационален, фантастическое порождается сверхъестественными явлениями. Отличительной чертой фэнтези считается пронизывающее это жанровое направление ощущение, что человек способен управлять сверхъестественными силами и существами» . Фэнтези не описывает мир, где происходит действие, с точки зрения науки. В мире фэнтези возможно существование любых существ – драконов, троллей, привидений, эльфов . Цель фэнтези – сохранить в современном обществе вечные ценности человеческого существования. В основе большинства фэнтезийных миров лежит акт творения (со стороны бога, дьявола, некого потустороннего сознания или просто автора). Сотворенный единым разумом мир имеет единую систему этических координат .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / C. П. Белокурова. – СПб.: Изд-во Паритет, 2007. – 320 с.
2. Борев, Ю. Б. Эстетика / Юрий Борев. – М.: Русь - Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.
3. Громова В.В. Приемы комической стилизации в цикле А. Жвалевского и И. Мытько о Порри Гаттере / В.В. Громова // Казанская наука. 2013. № 7. С. 147-152.
4. Громова В.В. Феномен популярности жанра фэнтези в современной массовой литературе для детей / В.В. Громова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 4. № 1 (42). С. 74-77.
5. Губайловский, В. А. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. А. Губайловский // Новый мир. – 2002. – № 3. – С. 174–185.
6. Дворак Е.Ю. К проблеме неомифологизма детского фэнтези (на примере романов Т. Крюковой) / Е.Ю. Дворак // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-2. С. 86-89.
7. Жаринов, Е. В. «Фэнтези» и детектив – жанры современной англоамериканской литературы / Е. В. Жаринов. – М., Международная академия информатизации, 1996. – 126 с.
8. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 669 c.
9. Королев К.М. Фэнтези в современной русской литературе: актуализация условно-древнеславянской топики в контексте русского культурного национализма: Автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. СПб, 2013. 20 с.
10. Кошелев, С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина / С. Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: Сб. науч.ст. – М., 1981. – Вып. 6. – С. 81–96.
11. Крылова М.Н. Фразеологические обороты современного русского языка как средство создания каламбура / М.Н. Крылова // Русское слово в контексте культуры: Материалы конференции / Отв. ред. Б.Г. Бобылёв. Орёл: ОРЛИК и К, 2008. С. 198-203.
12. Кутейникова Н.Е. Современная детская фэнтези в круге детского чтения и на уроках в школе / Н.Е. Кутейникова // Русская словесность. 2006. № 6. С. 34-41.
13. Лосева, М. А. Миры фэнтези: игровые сообщества в современном культурном пространстве / М. А. Лосева, О. Д. Козлова; под ред. Е. Э. Суровой и С. А. Рассадиной. – СПб.: Изд-во Петрополис, 2009. – С. 318-326.
14. Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – литературоведение, 2006. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/mzareulov-konstantin/fantasti_182.html, свободный. – Загл. с экрана.
15. Мончаковская, О. С. Фэнтези как разновидность игровой литературы. [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение, 2007. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2007_3/Monchakovskaia/39.pdf
16. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь [Текст] / В. К. Мюллер. – 22 изд., стер. – М.: Изд-во Рус. яз., 1989. – 848 с.
17. Неёлова А.Е. Повесть-сказка в русской детской литературе 60-х годов XX века: Автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Петрозаводск, 2004. 20 с.
18. Печагина Т.В. Категориальные концепты «Добро» и «Зло» в детской фэнтези: Автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2011. 21 с.
19. Фэнтези. [Электронный ресурс] // Либрусек. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/g/sf_fantasy/txt, свободный. – Загл. с экрана.
20. Чернышева, Т. Природа фантастики / Т. Чернышева. – М.: Изд-во Иркутского университета, 1989. – С. 47.
21. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям: словарь / С. Чупринин. – М.: Время, 2007. 766 с.
22. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко / Пер. с итал. Е. А. Костюкевич. – СПб.: Изд-во Симпозиум, 2003. – 92 с.