Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя торговля является составной частью внешнеэкономических связей, именно ее показатели определяют положение страны на мировой арене. Что касается российской внешней торговли, то она является важ-нейшим сектором экономической деятельности для нашей страны, ведь имея в распоряжении огромное количество минеральных и энергетических ресурсов, обладая огромной территорией и другими ресурсами, Россия имеет возможность поддерживать взаимовыгодные отношения со многими странами мира.
Ключевыми направлениями роста внешней торговли нашей страны являются:
- финансовая поддержка со стороны государства высокотехнологич-ных и экспортно-ориентированных производств;
- усиление конкурентоспособности отечественных предприятий;
- устранение барьеров, изъятий и ограничений с целью развития тор-говли со странами СНГ;
- совершенствование системы государственной поддержки экспорта;
- развитие научного и инновационного секторов;
- внедрение в производственный процесс информационных техноло-гий.
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только челове-ку приходится наблюдать, или самому участвовать в покупке, он на быто-вом уровне воспринимает, что та¬кое цена, и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву.
Система цен является одним из важнейших элементов рыночной эко-номики, она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономиче-ским инструментом и используется государством для регулирования эко-номических процессов. Поэтому проблема ценообразования в междуна-родной торговле, рассмотренная в данной работе, является актуальной.
Поэтому международная торговля и ценообразующие факторы име-ют большое значение для экономики страны.
Цель работы – раскрыть основные ценообразующие факторы в меж-дународной торговле. Задачи работы:
- рассмотреть понятие и содержание международной торговли;
- раскрыть основные ценообразующие факторы международной тор-говли.
Гипотеза: ценообразующие факторы оказывают воздействие на раз-витие международной торговли.
1. Понятие и содержание международной торговли
Внешняя торговля является наиболее динамично развивающейся формой международных экономических отношений в настоящее время. Потребности в получении различных товаров извне и сбыте национальной продукции становятся причиной заинтересованности многих стран в укреплении внешнеторговых связей на мировой арене. Сами по себе изме-нения заключения договоров в виде статьи 451 ГК РФ закрепились в рос-сийском законодательстве только в 1994 году, до этого они никак не регу-лировались на территории РФ. Говоря о международной торговле, следу-ет, в первую очередь, иметь понятийное представление об этом виде дея-тельности.
Под понятием международной торговой сделки подразумевается та-кое соглашение или договор, которое заключается между двумя или не-сколькими предприятиями (сторонами), находящимися на разных госу-дарственных территориях, с согласованными условиями о поставке товара или предоставлению услуг . Важное значение имеет то, что торговля не является международной, если предприятия сторон, заключивших согла-шение, находятся на территории одного государства, даже если и имеют разную государственную или национальную принадлежность.
На сегодняшний день существует множество форм международной торговли, которые не представляется возможным классифицировать по ка-кому-либо конкретному признаку. Тем не менее, следует выделить такие формы торговли на внешнем рынке как бартерные операции, компенсаци-онные сделки, давальческая схема, встречные закупки и промышленное сотрудничество. Суть встречной торговли заключается в обмене товарами.
Встречная торговля известна издавна и имеет достаточно широкое распространение, однако в современных условиях она приобрела новое значение. К данной форме торговой деятельности можно отнести операции на внешнем рынке, совершаемые при наличии контракта, в котором фик-сируются обязательства сторон произвести частичный или полный обмен товарами.
Образующуюся разницу в стоимости обычно покрывают посред-ством дополни тельных денежных платежей. Встречная торговля характе-ризуется такими разновидностями как встречные закупки и бартерные операции. При осуществлении встречных закупок большое внимание сле-дует уделять объему обязательств, указанному в контракте. В зависимости от этого критерия встречные закупки могут осуществляться в трех вариан-тах. В первом варианте обязательство встречной закупки должно содер-жать договор купли-продажи. При этом импортеру следует оплатить то-вар в полном размере в обмен на документы, подтверждающие поставку.
Экспортер в данном случае принимает на себя обязательство заку-пить встречные товары на всю сумму договора не позднее установленного срока. Второй вариант предусматривает заключение договора, по которо-му импортер обязуется оплатить 70% стоимости в денежном эквиваленте, а 30% - путем встречных поставок товара. Третий вариант аналогичен вто-рому, однако доли оплаты в виде денежных средств и встречных поставок в этой ситуации равны и составляют 50% суммы, указанной в договоре .
Компенсационные сделки к настоящему моменту занимают значи-тельную долю в международной встречной торговле. Этот вид торговли подразумевает участие экспортера в продаже товаров, ввозимых импорте-ром. Существует несколько основных видов компенсационных сделок, вы-деляемых современными учеными, основное деление которых идет на безвалютной, коммерческой основе и отдельно выделяют - на основе со-глашений о производственном сотрудничестве.
К безвалютной относятся сделки с единовременной поставкой, деля-щиеся, в свою очередь, на бартерные сделки и прямую компенсацию, а также на сделки с длительными сроками исполнения, делящимися на базо-вые соглашения, соглашения о товарообмене на основе писем-обязательств и протоколы о товарообмене.
К компенсационным сделкам на коммерческой основе относят крат-косрочные компенсационные соглашения, делящиеся на частичную, пол-ную и трехстороннюю компенсацию, а также на встречные закупки, деля-щиеся на параллельные сделки, джентльменское соглашение, сделки с пе-редачей финансовых обязательств и авансовые закупки. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве делят на крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обрат-ной закупкой товаров, соглашения, в которых обязательства по компенса-ционным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудова-ния, сделки «о разделе продукции» и сделки типа «развитие-импорт» .
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных видов сделок. Рамоч-ный договор обуславливает общие порядки взаимоотношения сторон, ко-торые конкретизируются и уточняются в двухстороннем порядке посред-ством дополнительных договоров, подачи заявок от одной из сторон или каким-либо еще способом вмешиваются и дополняют основной заключен-ный ранее договор. Таким образом, это очень гибкий договор, так как позволяет выполнять обязанности одной из сторон только после заключе-ния дополнительной договорённости.
Каждый счет, выполненный в двухстороннем порядке, будет являть-ся отдельной закупкой, а не частью исполнения договора. Главный минус данных договоров – это необходимость определения точных объемов вы-полняемых работ, предоставленных одной стороной другой. По своей су-ти бартерная сделка предполагает оформление договора, фиксирующего натуральные объемы обмена товарами на основе их мировых цен с учетом затрат на перевозку груза. Перемещение встречных потоков товаров в пункты назначения осуществляется преимущественно в одно и то же вре-мя. В этом случае разрыв между поставками не должен составлять более одного года.
Изменение цен на внешнем рынке не влияет на количество реализуе-мых сторонами товаров. В основном в качестве объектов бартера высту-пают различные наборы однородных товаров, а также сырье, что сводит к минимуму вероятность товарного маневрирования. Бартерные сделки яв-ляются очень перспективной формой продаж для нового товара, чем в по-следнее время часто пользуются многие предприятия. Она заключается в обмене товаров и/или услуг без учета их денежной стоимости. Особенно это актуально во время экономического кризиса.
Например, представим данную ситуацию на примере рекламных компаний: не извлекая денежных средств из основных фондов, можно по-лучить эквивалент стоимости рекламы за счет получения ликвидного това-ра, разместив чужое объявление на своих щитках взамен получения этого самого товара, например, недвижимости, автомобиля и другого. Такой способ извлечения выгоды сложился достаточно давно и позволял заметно снизить величину инфляции по понятным причинам. Например, тот же клиринг, который отличается от бартера только возвратом разницы това-ров в валютной разнице, широко использовался в советское время.
Сделки с основой на производственном сотрудничестве заключаются в том, что одна сторона так или иначе предоставляет другой стороне воз-можность пользоваться произведенным ей оборудованием. Отличает дан-ные сделки обычно одно из следующих факторов: долгосрочный кредит или сниженная компенсационная стоимость оборудования, предоставлен-ные одной стороной взамен на встречные компенсационные поставки как оборудования, так сырья или услуг .
Яркие примеры этого сотрудничества в России – автомобильные за-воды, строительство промышленных объектов, деревообрабатывающие предприятия. Чаще всего данные сделки имеют большое значение в поли-тическом аспекте и заключаются предприятиями, являющимися на рынке монополистами или близкими к этому. Операции с давальческим сырьем – толлинг – имеют признаки встречной торговли. Эта форма торговли наиболее подходит предприятиям, основная деятельность которых связана с производством продукции, хранением и переработкой сырья.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 25.12.2018 г. – М.: Омега-Л, 2019. – 478с.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности»» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
3. Баранова А.Ю. Мировая экономика и финансовые отношения в условиях глобализации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 106с.
4. Бурлакова Е. Хорошая погода сбила цену // Ведомости, 30.08.2016. – № 4149.
5. Васильев В.С. Международная торговля: вчера, сегодня, зав-тра // Россия и Америка в XXI веке. – 2017. - №1. – С.19.
6. Емшанова Е.В., Рыбакова Ю.В. Развитие международной тор-говли и ее современное состояние // Экономика и предпринимательство. – 2017. - №5-1. – С.42-46.
7. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: Учебник для академического бакалавривата / под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М.: Юрайт, 2015. – 519с.
8. Петруняк А.Н. Место России в системе международной торгов-ли // Молодой ученый. – 2017. - №2. – С.474-478.
9. Поплавская А.А., Соколов Д.С. Сущность и особенности цено-образования во внешней торговле // Теория и практика современной науки. – 2018. - №6. – С.553-558.
10. Пряхина О.И. Внешняя торговля как предпосылка экономиче-ского роста // Образование и наука без границ: фундаментальные и при-кладные исследования. – 2016. - №4. –С.286-288.
11. Ростунова О.В., Плюснина О.М. Особенности стратегии цено-образования во внешнеэкономической деятельности // Аллея науки. – 2017. - №7. – С.270-274.
12. Руднева А.О. Факторы динамики и тенденции развития между-народной торговли // Вестник Университета (Государственный универси-тет управления). – 2017. – №3. – С.77-82.
13. Салимоненко Е.Н. Ценообразование в международной торгов-ле электроэнергией // Вестник Челябинского государственного университе-та. – 2018. - №7. – С.80-90.
14. Стрябкова Е.А., Кротова С.В. Внешняя торговля и экономиче-ский рост // Белгородский экономический вестник. – 2017. - №2. – С.198-205.
15. Федякина Л.Н. Международные экономические отношения: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 462с