Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Имидж (от английского слова image) целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванный оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определенную группу лиц. Имидж - это мнение, содержащее оценку, а оценка формирует готовность действовать - психологическую установку. Получается, что, работая над имиджем, сознательно управляя впечатлением о себе, руководитель формирует у подчиненных, коллег, клиентов психологическую установку в отношении себя, которая может работать как на благо компании, так и наоборот. Этой установкой может быть, например, намерение выстраивать эффективные отношения, доверять, уважать, больше общаться, быть открытым, лояльным, исполнительным. Или напротив, стремиться к конфронтации, грубить, быть менее приверженным, подозрительным, плести интриги и прочее. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА
1.1. Понятие «имидж» в гуманитарных науках
Понятие имидж – это не только внешность, умение хорошо выглядеть, это еще и адекватность рассуждений, грамотная речь, манера общения. У каждого социального класса общества сформировано свое представление о понятии имидж. Важно понимать, что оно может отличаться от вашего мнения. Одежда, манера говорить, манера держать себя, жестикулировать, интонировать слова и предложения – отличный способ сформировать мнение о вас. Начать работу над формированием своего имиджа и репутации нужно с адекватного анализирования самого себя и своих возможностей. Составляющие имиджа Одежда, прическа, аксессуары могут многое сказать о человеке. Как известно, встречают человека по одежке. Поэтому одежда может охарактеризовать человека еще до того, как он что-то произнесет или представится. Также не менее важны вопросы соблюдения личной гигиены — это ухоженные волосы, ногти, правильный и уместный макияж. Внешний вид человека, прежде всего, сказывается на его имидже и репутации в обществе. Мимический имидж человека — это выражение его лица, улыбка, взгляд. Мимика выдает доброжелательный или негативный настрой человека. Многие умеют маскировать и тщательно скрывать от других свои чувства и эмоции, но положение губ, бровей, выражение лица многое могут рассказать о том, что действительно чувствует человек. Кинетический имидж человека – это походка, осанка, движения, жесты. Сутулящиеся люди, принимающие неподобающие позы, держащие голову слишком высоко, произведут не самое приятное впечатление. Манера двигаться, держать голову, поправлять волосы – это еще один способ дать другим людям понять свой положительный, добрый настрой.
3
Вербальный имидж и репутация заключаются в манере говорить, а также в том, какие слова человек использует, насколько богат или скуден его лексикон, хорошо ли он выделяет слова, какие интонации использует, способен ли рассуждать логически. Этот тип похож на имидж ментальный, характеризующий человека по его социальным, религиозным и мировоззренческим убеждениям.
1.2. Характеристика и структура имиджа политического лидера
Для рассмотрения модели имиджа политического лидера раскроем два понятия: «имидж» и «лидер». Слово «имидж» широко используется во всех сферах деятельности. Оно звучит в речи журналистов, социологов, политологов, психологов. Неоднозначный подход привел к большому количеству определений «имиджа». В «Толковом словаре» Вебстера это понятие трактуется так: «имидж» - искусственная имитация или подача внешней формы конкретной личности. Имидж создается на основе представлений о человеке, товаре, институте, которые формируются в сознании людей благодаря общественности, рекламы, средств массовой информации. М. Поплавский рассматривает имидж в качестве общего впечатления, которое производит личность в социуме. По его мнению, имидж - это восприятие конкретного человека окружающими. Г.Г. Почепцов характеризует имидж как «взгляд и восприятие человека другими», как «знаковый заменитель, который фокусирует основные черты личности». Научные представления об имидже даны Г. Лебоном: он характеризует имидж как «обаяние» конкретных людей и предметов. «Обаяние - это род господства идеи или дела над умом индивида. Главным свойством обаяния является то, что оно не допускает видение предметов в их настоящем виде и блокирует всякие суждения». К. Юнг трактует имидж, как публичное Я – человека, как следствие актуализации Персоны, одного из архетипов, который существует в каждой личности, но не исчерпывает её до конца. Подчеркивая индивидуальность личностной зрелости, К. Юнг подчеркивает рассогласованность действий и поступков в любом возрасте: этот процесс характерен для тех, кто постоянно играет в чужие роли. Говоря иначе, имидж таких людей не имеет единства в образе. А.А. Бодалев рассматривает имидж как многоликость представлений человека: появление разнообразных имиджевых масок приводит к проблеме интеграции личности в обществе, проблему утверждения чувства самотождественности.
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация, содержание и методика эмпирического исследования.
Данное исследование направлено на изучение восприятия политических партий и движений современной молодежью. Генеральная совокупность: молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет разного социального статуса. Количество опрошенных 80 человек. Исследования проводились в несколько этапов. На первом этапе мы определили группу испытуемых. На первом этапе исследования проводился анализ научнo-метoдическoй литературы, определялась актуальность предстоящего эмпирического исследования, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза. Было обследовано 30 человек, При проведении эмпирического исследования применялись следующие методы: - теоретический анализ и обобщение литературных источников - тестирование - математико- статистический анализ эмпирических данных. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу восприятия политических партий и движений современной молодежью. 4. Тестирование. Для подтверждения нашей гипотезы нами был подобран комплект методик, который должен отражать восприятие политических партий и движений современной молодежью: 1. Методика «Семантического дифференциала» (СД) 2. Социологический опрос «Имидж политического лидера». 3. Анкетирование «Идеальный политик». Математикo- статистический анализ эмпирических данных. Методики: Методика «Семантического дифференциала» (СД)
4
Материал: список политических партий • Партия народного согласия (А.Г. Лукашенко) • Общероссийский народный фронт (В.В. Путин) Методика: 1. Испытуемые оценивают каждую партию (движение) по методике СД и лидеров партий (движений). 2. При помощи ключа вычисляется среднее значение факторов Оценка, Сила, Активность для каждой партии (движения) и их лидера у каждого испытуемого. 3. На основании полученных данных подсчитываются средние значения факторов Оценка, Сила, Активность по всем испытуемым. 4. Сопоставляется воспр иятие партий (движений) с восприятием лидеров партий (движений). Далее нами был проведен социологический опрос среди респондентов, которые активно вступали в контакт, откровенно высказывали свое мнение. В опросе не требовалось называть фамилию или имя, только специальность и возраст. Всего было опрошено 40 человек в возрасте от 20 до 25 лет. В таблице 1 и рисунке 1 отражены социальный статус и возраст опрашиваемых. В анкете было предложено 40 качеств личности, наиболее значимых для политических лидеров.
2.2 Анализ результатов опроса
Полученные ответы по социологическому опросу были проанализированы и сформированы в таблицы. В ответе на первый вопрос: «Кто должен управлять государством» мнения участников разделились: 50% опрошенных уверенно ответили, что политический лидер должен быть хозяйственным. Этот ответ они объясняли тем, что любой руководитель должен быть хозяином своей земли, своего народа; приводили примеры частного характера. Например, «Политический лидер – это заботливый крестьянин личного хозяйства: все видит, все замечает, знает, где кому помочь». 50% опрошенных уверены в том, что все руководители - В.В. Путин (Россия), А.Г. Лукашенко (Белоруссия), – должны быть политиками: это будет укреплять их политический имидж и статус государства в мире. Второй вопрос был направлен на определение личностных качеств каждого политического лидера без разделения их по государствам.
Ответы на этот вопрос подчеркнули главную мысль людей: к какой бы стране не принадлежал политический лидер, важными структурными характеристиками служат предыдущий профессиональный опыт и национальность. Руководящий опыт в других областях экономики необходим для управления всей страной: без этого опыта нельзя прогнозировать будущее страны, развитие и совершенствование структур и подразделений. Национальность для каждого народа является также значимой: представителя власти все хотят видеть только человека своей нации. Так как все специалисты-управленцы были русскими, то соответственно данное качество относили к Президенту В.В. Путину: высокий пост в нашей стране должен занимать русский человек. 70% считают, что для имиджа политического лидера важно иметь принадлежность к религии нации, что будет укреплять духовные устои и ценности всех слоев населения. 75% опрошенных уверены в том, что возраст оказывает влияние на формирование имиджа. Данный психологический фактор связан с особенностями развития всех психических феноменов личности: каждый возрастной рубеж характеризуется ярко выраженными ценностями и социальными установками. Результаты ответов на вопрос: «Что Вас не устраивает в личности каждого политического лидера?» 45% опрошенных отметили речевые особенности В.В. Путина, его интонации, повторы, невербальные средства. Однако именно речевые особенности президента служат одной из психологических черт характера его личности, создает своеобразный образ политического лидера. Особенности речи связаны с неоднозначным подходом В.В. Путина к выбору языковых средств: в зависимости от аудитории и важности информации он выбирает синтаксические и интонационные средства. Своеобразные повторы лишь усиливают значимость решаемой проблемы. Недостатки речи отмечены и у других политических лидеров. 33% отметили недостатки во внешнем виде В.В. Путина, 23% - во внешнем виде А.Г. Лукашенко. Однако большинство молодых специалистов отмечают, что физический и психический образ президента вызывает уважение: любит спорт, физически развит. Только 12% отметили недостатки в стиле общения и руководства нашего президента: из этого следует, что молодое поколение устраивает выбранный стиль поведения, общения и управления страной. Однако надо отметить негативный социально-психологический фактор: 27% отметили недостатки в руководящем стиле А.Г. Лукашенко. В среде молодежи наблюдались юноши и девушки, которых всё устраивает в имидже выбранных политических лидеров: 10% - В.В. Путин (Россия); 32% - А.Г. Лукашенко (Белоруссия).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5
Таким образом, практическое исследование социально-психологическое характеристики имиджа политических лидеров трех стран – России, и Белоруссии и позволило определить их оценку в социуме. С этой целью было проведено исследование с использованием двух методов: социологический опрос «Имидж политического лидера», в котором приняли участие 40 молодых специалистов в возрасте от 20-25 лет; анкетирование «Идеальный политик», в котором приняло участие 40 человек – люди старшего возраста от 35 до 40 лет. Было определено, что имидж политических лидеров многогранен, и ему свойственны свои социальнопсихологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют важную роль в качественном управлении страны, поэтому главную роль в создании их имиджа играют личностные качества и ораторское искусство. Большинство людей воспринимают В.В. Путина (Россия), А.Г. Лукашенко (Белоруссия) как мастеров публичного выступления: их речевые и коммуникативные способности занимают ведущее место в формировании имиджа политика и просто человека, занимающего политической карьерой в деловой сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова М.В. Формирование методических подходов к определению понятия "имидж предприятия" / наука и инновации в современных условиях сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 98-102. 2. Андреев В.Д. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании / Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерациисборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 81-84. (публикация отозвана 26.04.2018) 3. Атланов Е.В. Аграрный имидж региона: понятие, классификация и методология / NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 58. С. 137-140. 4. Баротов И.И. Понятие и сущность международного имиджа государства / Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. № 1. С. 252-560. 5. Баротов И.И. Понятие и сущность международного имиджа государства / Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. № 1. С. 252-560. 6. Безменова М.И. Имидж педагога-воспитателя в системе педагогического взаимодействия / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Л. Иголкина. 2017. С. 67-70. 7. Блажко Л.А. Имидж: понятие и сущность / Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 884-888. 8. Болдырева Н.В. Управление имиджем и репутацией в современных условиях развития бизнеса / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-5. С. 29-35. 9. Булгаров М.А., Тонян М.Н., Кутовая А.А. К вопросу о сущности понятия "имидж страны" / world science: problems and innovations сборник статей победителей IX Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 110-113. 10. Варламов Н.Н. Понятие имиджа в избирательных кампаниях / научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 135-137. 11. Вестник Казанского юридического института МВД . 2018. № 1 (31). С. 18-22. 12. Вихарева А.С. Влияние корпоративной культуры на имидж и репутацию организации / Научнотехнические и инженерные разработки - основа решения современных экологических проблем Сборник материалов Юбилейной семидесятой всероссийской научно-технической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. В 3-х частях. 2017. С. 260-263. 13. Гусев М.К. Определение понятия "имидж" и его взаимосвязь с понятиями "позиционирование" и "репутация" / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. № 2 (22). С. 5-11. 14. Дагаева Е.А. Эволюция методологических подходов к анализу понятия "имидж" / Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 2 (26). С. 84-87. 15. Душкина А.В. Корпоративная культура организации / Постулат. 2017. № 12 (26). С. 105. 16. Ильюк Е.В. Харизматичность как особое качество руководителя правоохранительного органа 17. Искужина Н.Ш. Инновационный имидж региона: понятие, сущность, механизм формирования / Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-4 (86). С. 347-351. 18. Капустина Л.М., Карманов А.А. Формирование имиджа города в маркетинге территории / Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 307-311. 19. Колесникова Е.В. Основные проблемы спонсорства как синтетического средства маркетинговых коммуникаций и пути их разрешения / Инновационные научные исследования в рекламе: теория, методология, практика. Вопросы педагогики и практики в подготовке бакалавров и магистров направления "реклама и связи с общественностью" материалы международных научно-практической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2017. С. 24-32.
6
20. Контиевская А.С. Проблема соотношения терминов "имидж" и "образ" в политическом дискурсе: концепции исследователей / Новая парадигма социально-гуманитарного знания Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2018. С. 64-67. 21. Кривохижа А.В., Бычкова М.Н. Анализ подходов к соотношению понятий "имидж" и "репутация" / Результаты современных научных исследований и разработок сборник статей IV Международной научнопрактической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 178-181. 22. Кучумова Е.В., Хуан Ч. Проблемы формирования имиджа в китае на современном этапе / Россия в глобальном мире. 2017. № 11 (34). С. 78-96. 23. Лагошенко А.Е. К вопросу о психологии имиджа / Социально-психологические и психофизиологические особенности адаптации личности к изменяющимся факторам окружающей среды Сборник трудов участников Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под редакцией Вишнякова А.И.. 2017. С. 106-109. 24. Ли М. Понятия "образ" и "имидж" в русском и китайском языках / Общество: философия, история, культура. 2017. № 6. С. 116-121. 25. Лукина О.А., Савва Л.И., Гасаненко Е.А., Солдатченко А.Л. Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического ВУЗа / Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 56-60. 26. Лупанова Д.Д. Формирование положительного имиджа образовательной организации: методы и приёмы / Общество. Наука. Инновации (НПК-2018) сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция : в 3 т.. Вятский государственный университет. 2018. С. 1437-1442. 27. Мамаева В.Ю., Мацько В.В. Имидж как объект научного анализа и категория маркетинга / Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 4 (60). С. 92-104. 28. Мамаева В.Ю., Мацько В.В.Теоретико-методологические основы формирования имиджа: исторические и современные аспекты / Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 3 (59). С. 134-143. 29. Маркина Е.Г. Имидж образовательного учреждения как показатель информационной культуры / психологические и педагогические основы интеллектуального развитиясборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 63-68. 30. Медведева Е.С. Анализ имиджа туристского предприятия / современное интеллектуальное пространство: идеи и решения Материалы II международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Мягкова Т.Л., отв. секретарь Барулина Е.В.. 2017. С. 73-76. 31. Мингалёва В.И. Формирование имиджа организации / Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические разработки Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 427-431. 32. Мироненко Н.А. Формирование имиджа руководителя в сми в условиях современной политической культуры / Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете Материалы Международного конгресса. Под редакцией А.П. Лунева, П.Л. Карабущенко. 2017. С. 257-259. 33. Молькова И.П. Понятие и теоретические основы необходимости формирования имиджа современного колледжа / international innovation research сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 198-201. 34. Неговора Т.Н. Понятие имиджа в современной психолого-педагогической науке / Теория и практика современной науки. 2017. № 11 (29). С. 462-465. 35. Окмазова Р.Н., Магомедова Ф.У., Нажмутдинова С.А. Деловая репутация и имидж компании: сущность и сравнительная характеристика понятий / Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 722-725. 36. Орлецкая А.Р.Имидж политика как способ манипуляции политическим сознанием граждан / Интернаука. 2017. № 28 (32). С. 42-44. 37. Перетрухина И.С. Имидж науки: теоретический анализ проблематики / Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 2A. С. 119-127. 38. Раздорская И.М., Соболева А.Ю. Сравнительный анализ понятий "имидж" и "репутация" как позиций, воспринимаемых целевой аудиторией аптек / 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы XII международной научно-практической конференции. 2017. С. 92-94. 39. Рухляда О.И. Понятие имиджа в специальной научной литературе / Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета Отв. ред. - А.В. Коричко. Нижневартовск, 2017. С. 98-103. 40. Сальникова Л.С. Имидж или репутация? Подмена понятий / Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2017. Т. 3. № 3. С. 76-79. 41. Семенова Л.М. Имидж бренда: понятие и детерминанты / брендинг как коммуникативная технология XXI века материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 30-34.