Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая компания может развиваться на рынке только посредством обеспечения максимального удовлетворения потребностей своих потребителей. Именно поэтому основу всех ее стратегических инициатив (продуктовой, ценовой, сбытовой, коммуникационной стратегий) является глубокое изучение потребителей. Данный анализ позволяет выявить как меняются его потребности, что на них влияет, как компания может соответствовать им посредством своего продуктового портфеля и уникальными предложениями.
Цель курсовой работы – осуществить стратегический анализ потребителей (на примере MacDonalds).
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности влияния поведения потребителей на развитие компании
- выявить сущность стратегического анализ потребителей,
- провести стратегический анализ потребителей MacDonalds,
- определить стратегию развития MacDonalds.
Предмет исследования – методология стратегического анализа потребителей.
Объект исследования – сеть ресторанов быстрого питания MacDonalds.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют следующие труды ученых: по маркетингу – Котлер Ф. «Основы маркетинга», Голубков Е.П. «Основы маркетинга», Портер М. «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» и «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов»; по менеджменту - Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Виханский О.С. «Стратегическое управление», Копылов Е.П. «Менеджмент: системы и структуры управления, организационное развитие компаний»; Фатхутдинов Р.А. «Управление конкурентоспособностью организации»; Магомедов Ш.Ш. «Конкурентоспособность товаров» и др.
Гипотеза исследования заключается в том, что стратегический анализ потребителей является первоочередным направлением деятельности современной крупной компании.
Методы исследования:
- анализ и синтеза,
- исторического и сравнительного анализа,
- моделирования,
- экономического анализа,
- методы сопоставлений,
- масштабный и прогностический подходы.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами, заключением и списком литературы.
1.Роль стратегического анализа потребителей в развитии компании
1.1. Исследование потребителя как аспект стратегического анализа
Потребительское поведение представляет собой процесс формирования потребительского спроса на различные товары и услуги, учитывая доходы и предпочтения. Понятия потребительского поведения и покупательского поведения являются синонимами.
Прямое влияние на спрос оказывает уровень дохода покупателя, а вот цены непосредственно воздействуют на количество приобретенных товаров. При ценообразовании производители обязательно обращают внимание на эту особенность потребительского поведения .
Изучение и структурирование закономерностей потребительского поведения дает возможность продавцу ответить на вопрос, чего же сегодня ожидает потребитель.
На процесс принятия решения о покупке услуги оказывает влияние большое количество разнообразных поведенческих факторов.
Прежде всего, нужно отметить, что человек – сложное психо-эмоциональное существо, подверженное воздействию окружающих событий, других людей . Даже эмоционально стабильные люди могут реагировать на различные внешние факторы и изменять привычную линию поведения. Рассмотрим поведенческие факторы более подробно.
Стереотипы относятся к одним из самых мощных поведенческих факторов, так как они закладываются в сознание человека на основании сложившейся манеры поведения, жизненного опыта. Они достаточно устойчивы и изменить их очень сложно.
Стереотипы оказывают влияние на содержание и стиль принятия решений. Во-первых, человек, основываясь на стереотипе, выбирает только свой алгоритм принятия решений и в качестве обоснования использует только те источники и аргументы, которым он доверяет. Зачастую стереотипы мешают расширению информационной базы или использованию новых источников и средств получения данных для принятия решений.
Во-вторых, имеющиеся стереотипы могут создать ограничительные барьеры для развития творческой мысли и креатива в принятии решений. Соответственно, люди, с мало стереотипным мышлением более склонны к принятию нестандартных и творческих решений, а также более позитивно воспринимают их от других.
Следующим поведенческим фактором, оказывающим влияние на принятие решений являются эмоции.
Эмоциональный фон человека оказывает огромное воздействие на структуру, стиль и содержание его решений. Определенные эмоции, могут по-разному и в разной степени проявляться у людей, находящихся на различных уровнях развития культуры и науки, имеющих различные традиции и нормы поведения в обществе. Некоторые из них могут практически отсутствовать или же проявляться в незначительной степени, не оказывая существенного влияния на действия людей. Другие, напротив, могут являться определяющими и играть главную роль в процессе принятия решений в ситуации неопределенности и риска .
Более того, эмоции могут быть транслированы одним человеком на других участников процесса принятия решений и также влиять на них. История знает множество примеров, когда эмоциональный всплеск изменял судьбы государств и поколений. Важно отметить, что влияние эмоций достаточно сложно поддается выявлению. Не всегда можно определить, что человек находится под впечатлением каких-то внутренних переживаний, особенно если он имеют личностный характер. Следовательно принятие важных решений нужно проводить в спокойной эмоциональной обстановке и с отвлечением от внутреннего психологического дискомфорта .
К поведенческим факторам можно отнести личный опыт. Он формирует стереотипы и обосновывает эмоциональное отношение к тому или иному решению.
Имея негативный опыт в отношении определенных событий, фактов, человек, зачастую также негативно относится к аналогичным процессам, отраженным в процессе принятия решений, не учитывая, что внешние условия и субъекты могли измениться.
В то же время возможна и обратная ситуация, когда человек не учитывает ухудшение условий принятия решений, и, основываясь на положительном опыте, принимает неверное решение.
Стиль принятия решений также относится к поведенческим факторам и может влиять на их качество. Стремительный стиль с использованием минимального объема информации зачастую приводит к увеличению риска принятия неэффективного решения. В то же время слишком затяжной характер участия в процессе принятия решения, с глубоким изучением самых мельчайших деталей зачастую приводит к несвоевременности его реализации и бюрократизации.
Сложившиеся межличностные отношения, например, с членом группы лиц принимающих решение, также могут оказать определенное воздействие. Например, конфликт между участниками зачастую определяет усложнение данного процесса и увеличение риска несогласования ими одной позиции .
Именно поэтому для принятия коллективных решений необходимо учитывать взаимоотношения его участников и стараться избегать противостояний и конфликтов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебное пособие /И.Л. Мудров. - М.: Высшая школа, 2013.
2. Алексунин А.К. Маркетинг /А.К.Алексунин. - М: Дашков и К., 2014.
3. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. :Юрайт , 2012. - 711 с.
4. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2010. - 380 с.
5. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 3-9.
6. Босчаева З.Н., Коган М.В. Оценка эффективности деятельности малых предпринимательских структур // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2011.- №2. С.41
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2012.
8. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 671 с.
9. Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 296-298.
10. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. // Стратегический менеджмент. – 2014. - №4, с. 304-314
11. Ильин В. И. Поведение потребителей. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2015., С.74
12. Коношенко Л.А. Стратегический анализ устойчивого развития организации // Проблемы современной экономики. – 2015. - №4. – С.131
13. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок./Ф. Котлер, Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
14. Котляров И.Д. Модели поведения потребителей: новый подход // СТЭЖ . - 2013. - №15 С.89
15. Кудиш А. С. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития [Текст] / А. С. Кудиш, Ю. Ю. Швец // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы IVМеждунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 367
16. Лукина О.А., Ивасенко А.Г. Разработка стратегии антикризисного управления современного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 517-517
17. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 360 с.
18. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
19. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2014. – 420 с.
20. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2015. – 846 с.
21. Мерзликин Г.С., Производственныеаллокации в кризисном управлении промышленным предприятием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия:Экономика – 2014. - , № 3, с. 7-16
22. Саакян В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 415-419.
23. Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации / М. В. Самсонова // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 2. — С. 50–51
24. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
25. Траут Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. - СПб.: Питер. - 2015
26. ТрушЮ. Л. Стратегия управления качеством продукции // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 439-442.