Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хорошо известно, какое широкое развитие получило в нашей стране за последние годы дизайн интерьера. Именуемое то «художественно-конструкторской деятельностью», то «технической эстетикой», то «дизайном», он проник сегодня во все сферы производства. Дизайн вступил в прямые контакты с архитектурой, прикладными и изобразительными искусствами.
Еще постановлением Совета Министров РСФСР от 3 ноября 1987 года предусмотрен комплекс мер по полнейшему развитию дизайна и расширению его использования не только в производ-ственной, но и в социально-культурной сфере.
В настоящее время благодаря средствам массовой информации, общению специалистов с зару-бежными коллегами увеличился поток идей дизайнеров.
Таким образом, дизайн прочно занял свое место в системе общественного производства, полу-чил всеобщее признание и становится важнейшим фактором культуры нашего общества.
Пришло время говорить о библиотечном дизайне у нас в стране, только зарождающейся, почти не изученной отрасли, которой предстоит преодолеть множество трудностей, решить массу ее проблем. Недаром ведь библиотеку называют храмом культуры, одной из задач которой явля-ется создание условий для гармонического развития личности. Следует отметить, что культура труда, дизайн производства влияют на уровень библиотечного сервиса, а в конечном итоге – на качество библиотечных услуг.
Важной проблемой библиотечного дизайна сегодня является разработка современных требова-ний к интерьеру библиотеки. Эстетика интерьера оказывает огромное влияние на работу, и чи-тателей, и коллектива сотрудников.
Таким образом, правильно разместить библиотечный фонд, и художественно оформить интерь-ер библиотеки – значит, решить ряд задач, помогающих создать удобство, комфорт и настрое-ние, ощущение у читателя свободы и спокойствия. Но необходимо помнить и о том, что библио-тека – это большое книжное хозяйство, и говорить об эстетики ее интерьера только с точки зре-ния ее оформления, значит, подходить к этой проблеме упрощенно. По существу вся организа-ция библиотечного дизайна должна способствовать лучшему выполнению основных функций, таких как, например, хранение и размещение фонда, создание необходимых условий для труда. Этому должны служить – рациональная планировка помещений, полноценное оборудование и оснащение рабочих мест средствами современной техники.
Целью данной работы является изучение дизайн библиотеки, а именно: современные концеп-ции, новые технологии и профессиональные решения.
Объектом изучения в данной работе является дизайн-проектирование интерьеров.
Предметом изучения в данной работе является библиотека.
В курсовой работе необходимо решить ряд задач, а именно:
- дать краткое определение теории дизайна;
- изучить возникновения понятия «дизайн»;
- изучить первые объекты дизайна;
- изучить историю библиотечного дизайна;
- описать самые выдающиеся по дизайну библиотеки мира;
- описать дизайн сельского библиотечного филиала;
- рассмотреть: световой дизайн библиотек, оборудование и оснащение библиотек, дизайн функциональных зон библиотек.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теория дизайна
1.1 Возникновения понятия «дизайн»
В начале XX века в Мюнхене был основан Немецкий Веркбунд — предшественник Баухауса. Это был союз архитекторов, промышленников, художников и социологов, хотевших преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством. Они по-новому посмотрели на вещи, которые сходили с конвейеров на фабриках и рождались на заводах в пыли и шуме. Бур-ный рост промышленности в конце XIX века заставил задуматься о красоте и качестве массовой продукции — мебели, тканей, автомобилей, посуды. В итоге в Веркбунд вошли 12 немецких фирм, 12 художников и архитекторов.
Участники объединения были убеждены, что вещи должны быть качественными, а одним из главных своих принципов они провозгласили «глубокую интеллектуальную проработку произ-водимого предмета».
Их целью было не только изменение промышленности, но и воспитание общества, постепенное приучение людей к тому, что вещи должны быть удобными, функциональными и лаконичными.
Принципиально разные взгляды, вкусы и навыки членов объединения не помешали Веркбунду очень быстро стать влиятельным. В 1908 году, спустя год после основания, он насчитывал 490 участников, в 1914 году — уже 1870. По всей Германии стали появляться результаты их труда: простая гончарная посуда, функциональная мебель для квартир и спальных вагонов, здания бан-ков и отелей.
Веркбунд вовсю пропагандировал свои ценности, открывая курсы для предпринимателей, вы-пуская литературу и доклады. Объединение помогло быстрому массовому принятию уже свер-шившейся промышленной революции. Именно здесь художники и архитекторы смогли пока-зать, что серийное производство и искусство не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Од-нако самой влиятельной школой дизайна XX века стал не Веркбунд.
В 1919 году Вальтер Гропиус, участник Веркбунда, основал Баухаус (bau в переводе с немецкого — «строить», а haus — «дом»), объединив Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую школу художественных ремесел. Гропиус реорганизовал мастер-ские и написал манифест Баухаса. Он уже тогда был известнейшим архитектором, а Веркбунд сделал Германию местом притяжения для художников. Поэтому школа не нуждалась в рекламе — с первых дней работы Баухаус не испытывал недостатка в учениках, преподавателях и друзь-ях, среди которых были Альберт Эйнштейн и Марк Шага
Студенты Баухауса узнавали, что такое пропорции, масштаб, ритм, форма, цвет, свет и тень. На первых порах никто не требовал проектировать здания и создавать картины: ученик мог попро-бовать разные материалы и методы, чтобы познакомиться с ними. В мастерских можно было научиться обрабатывать металл, обжигать керамику и создавать текстиль, в залах — послушать лекции об искусстве. На завершающем и самом серьезном этапе обучения студенты получали возможность участвовать в проектировании и строительстве зданий — несмотря на разнона-правленность занятий, сердцем Баухауса оставалась архитектура.
Сложно представить сферу деятельности, к которой бы не был причастен дизайнер. Дизайн как промышленное творчество и метод проектирования помогает человеку в работе и быту, значи-тельно влияя на образ и стиль жизни. В переводе с английского «design» – проект, план, рису-нок, а также проектировать, чертить, задумывать. Дизайн – это соединение существующих ма-териальных объектов при использовании достижений науки и техники с целью придания объек-там требуемых эстетических качеств, а также оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Декоративно-прикладное искусство и дизайн очень близкие сферы, поэтому для раскрытия темы статьи, необходимо провести анализ, чтобы выявить принципиальное отличие данных двух областей и их сходства.
То, что раньше было просто промышленным изделием, сейчас вполне может очутиться в одном ряду с произведениями искусства. Примером этого могут считаться экспозиции музеев совре-менного искусства в разных городах мира, которые владеют целыми коллекциями дизайнерских пре