Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная ситуация в экономике Российской Федерации, характеризующаяся чрезмерной пространственной дифференциацией по уровню социально-экономического развития, обусловлена сочетанием большого масштаба территории страны, многообразием природно-климатических условий, различий стартовых позиций вхождения в рынок субъектов, исторических, национальных и других особенностей развития регионов. Поэтому стратегически важным становится проведение эффективной региональной политики, обеспечивающей сглаживание чрезмерной дифференциации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития .
В современной отечественной регионалистике особое внимание уделяется вопросам социально-экономической политики территорий. Актуальность обращения к этой тематике обусловлена очевидными существующими недостатками системы управления развитием территорий (УРТ) в стране, а также растущим вниманием органов государственной власти к этой проблеме в аспекте стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития и инвестиционного климата субъектов РФ. Этот процесс сопровождается изменениями в отечественной системе государственного управления.
Так, в 2014 – 2015 гг. были созданы ведомства, выполняющие определенные функции территориального управления: Министерство строительства и ЖКХ, Министерства по развитию Дальнего Востока, Северного Кавказа и по делам Крыма. Поэтому в последние годы терминологический аппарат этой отрасли экономики стал выделять понятия «управление развитием территорий» и «управление устойчивым развитием территорий». Исследование практики субъектов РФ показывает, что на сегодняшний день в вопросах развития территорий нет готовых универсальных решений.
Цель исследования – изучить и проанализировать совершенствование организации управления территориальным развитием в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) проанализировать организацию управления территориальным развитием в Российской Федерации;
2) дать рекомендации по совершенствованию организации управления территориальным развитием в Российской Федерации;
3) выявить эффективность совершенствования организации управления территориальным развитием в Российской Федерации.
Объект исследования – РФ.
Предмет исследования – совершенствование организации управления территориальным развитием.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Управление территориальным развитием в России
1.1 Основные подходы к управлению территориальным развитием
В условиях быстро происходящих социально-экономических преобразований в России отстают изменения в практике территориального управления. Поэтому возникающие проблемы развития зачастую решаются неэффективными методами. Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра традиций управления. Будущее процветание нашей страны заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов.
Существует много понятий определяющих термин «развитие», но содержит исходные характеристики: «...развитие следует рассматривать как многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста, сокращению неравенства и искоренению безработицы».
Градостроительный кодекс РФ характеризует устойчивое развитие территорий как такое, при котором обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и
В условиях быстро происходящих социально-экономических преобразований в России отстают изменения в практике территориального управления. Поэтому возникающие проблемы развития зачастую решаются неэффективными методами. Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра традиций управления. Будущее процветание нашей страны заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов.
Существует много понятий определяющих термин «развитие», но содержит исходные характеристики: «...развитие следует рассматривать как многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста, сокращению неравенства и искоренению безработицы» .
Под управлением развитием понимается процесс (деятельность), направленная на увеличение количественного роста экономики и ее качественного улучшения структуры, а также социального прогресса или перевод системы (явления) из одного состояния в более сложное .
Создание в стране целостной системы стратегического планирования закономерно привело к необходимости формирования адекватной ей системы пространственного планирования, поскольку стратегия города или региона не может «висеть в воздухе», всем планам и программам необходима территориальная привязка.
Понятие территориального планирования закреплено в Градостроительном Кодексе РФ. Документы территориального планирования служат основой для определения точек роста, зон социально-экономического развития, для привлечения инвестиций, так как позволяют объективно оценить инвестиционную привлекательность той или иной территории в совокупности с имеющейся информацией о состоянии использования территории, ее ограничениях, обременениях и т.п. Система территориального планирования субъекта РФ является частью пространственного планирования страны и, в свою очередь, включает в себя документы территориального планирования муниципальных образований данного субъекта РФ. Система территориального планирования субъекта РФ включает следующие важнейшие документы: схему территориального планирования субъекта РФ; схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений и городских округов; правила землепользования и застройки; проекты планировки территорий; проекты межевания территорий; градостроительные планы земельных участков. До сих пор в теории ведутся споры о последовательности этапов территориального и стратегического планирования. Ряд авторов выделяют следующие четыре этапа территориально планирования: анализ и прогноз изменения условий территориального развития; определение приоритетов территориального развития; обоснование предложений по стратегии развития территории и разработка средств (механизмов) регулирования территориального развития. Другие авторы считают, что разработка всех документов должна начинаться со стратегии социально-экономического развития территории, на основании которой уже разрабатывается схема территориального планирования.
1.2 Цели и задачи управления территориальным (региональным) развитием
Задачи стратегического управления территориями регионов могут быть решены только вместе со стратегическими целями и задачами государства. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства. Поэтому важной составной частью стратегического управления является целенаправленная работа по согласованию интересов населения с интересами государственной власти и хозяйствующих субъектов. Одним из основных принципов управления развитием является соучастие власти, бизнеса, гражданского общества в принятии решений, затрагивающих интересы отдельных социальных групп или местного сообщества в целом. Помимо этого, одной из главных процедур, выделяемых при управлении регионом является разработка и принятие решений, где огромную роль играет человеческий, социальный капитал местного сообщества .
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Региональными органами государственного управления в стратегии определяются ориентиры, которые необходимо достигнуть: «рост валового регионального продукта; рост объема промышленного производства; рост объема валовой продукции сельского хозяйства; увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции; рост реальных располагаемых денежных доходов населения; сокращение уровня бедности; обеспечение средней продолжительности жизни и т.д.» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтизин А. Р., Бухвальд Е. М., Кольчугина А. В. Выравнивание регионов России: иллюзии программы и реалии экономики // Вестник Института экономики РАН. 2016. № 1. С. 76—91.
2. Валинурова Л.С., Ахтариева Л.Г., Мазур Н.З. Управление территориальным развитием: учеб. пособие. Уфа: БАГСУ, 2012. 116 с
3. Доманицкий А. А. Управление пространственным развитием России (на примере регионов Севера). М., 2015.
4. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: Монография// Краснодар: Кубанский гос. университет, 2012. 364 с.
5. Зельднер А. Г. Условия и стимулы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-2 (82-2). С. 171—176
6. Зельднер А. Г. Условия и стимулы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-2 (82-2). С. 171—176
7. Зельднер А. Г. Государственно-частное партнерство — мейнстрим современного этапа российской экономики // Мир перемен. 2014. № 1. С. 140—143.
8. Иванов A. C. Пространственные тенденции и противоречия в управлении развитием города. // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 2. С. 99—105.
9. Карманов А.Г., Кнышев А.И., Елисеева В.В. Геоинформационные системы территориального управления: Учебное пособие – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 121 с
10. Кремлев Н.Д. Устойчивое развитие региона в период нестабильности (на примере Курганской области). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. 232 с.
11. Маннапов Р. Г. Пространственные аспекты обновления управления инновационным развитием региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 31. С. 41—48.
12. НИР «Разработка методического подхода к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований Республики Башкортостан» / Институт стратегических исследований Академии Наук Республики Башкортостан. Уфа, 2017
13. Рой О. М. Управление пространственным развитием: методологические основы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 2. С. 65—67.
14. Севостьянов А.В., Папикян Л.М. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
15. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 717 с.
16. Старикова С. С. Проблемы управления пространственным развитием территорий // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1. С. 389—391.
17. Управление территориальным развитием: учеб. пособие / Л. С. Валинурова, Л. Г. Ахтариева, Н. З. Мазур. – Уфа: БАГСУ, 2012. – 116 с.
18. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: учебное пособие// Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2011. - 276 с.
19. Черненко В.А. Экономика регионов Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / В. А. Черненко, Е. А. Подгорная. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 134 с.
20. Шедько Ю.Н. Совершенствование механизмов управления устойчивым развитием региона: дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2016. 361 с
21. ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ТАСИС (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ). - http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/591192
22. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года - https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/ strategicheskoe-planirovanie/strategiyarazvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiyabashkortostana-2020