Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Правовое сознание, как важный институт в политико-правовой системе, играют значительную роль в демократизации государства и общества. Функционирование данного института многообразно, обеспечивается совершенствованием его юридической природы, функциональной деятельности и самого содержания. Важной проблемой, обеспечения жизнедеятельности партий, среди других факторов - является их качественное и эффективное финансирование.
Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве. Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, - это одна из наиболее острых и ключевых проблем российской общественности. Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и конструирует правовую реальность. Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения, которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
Значительный вклад в изучение выбранной тематики внесли П. П. Баранов, А. И. Долгова, Е. А. Лукашева, С. А. Комаров, К. Т. Бельский, Н. М. Юрашевич, В. Г. Батуркин . В изданных ими трудах достаточно полно рассмотрен понятийно-категориальный аппарат правового сознания, а также видовые характеристики и функции правосознания. Среди современных авторов относительно данных вопросов следует отметить работы В. В. Сорокина, В. Ю. Мельникова, Р. С. Байниязова, В. В. Трофимова, И. Ю. Лимаренко, М. А. Месилова, Р. Р. Муслумова .
Весомое место среди литературы по вопросам современного правосознания и его теоретической проблематики занимают труды А. Б. Венгерова, С. С. Пискуновой, В. Е. Семенова . В последнее время по данным вопросам изданы труды Ю. К. Погребной, Е. А. Кузнецовой, А. А. Бондарева .
Широкое освещение получили вопросы правового сознания молодежи, его проблем и деформаций, рассматриваемые в работах М. Е. Панкратовой, З. Н. Каландаришвили, В. Е. Пшидаток, М. М. Галимова, В. Е. Семенова, А. А. Щегорцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
Объект исследования –правосознание.
Предмет исследования – структура правосознания.
Цель исследования заключается в изучении структуры правосознания.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Изучить правосознание как элемент системы права.
2. Охарактеризовать особенности структуры правосознания.
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии молодежи, вопросам нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации. Анализ развития правосознания студенческой молодежи осуществлён на основе диалектики, истории, логики. При написании данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _________________________юридического факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Правосознание как элемент системы права
1.1 Понятие и сущность правосознания
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию. Так, правосознание было отличительной формой сознания еще в обществе древних римлян, в момент процветания римского права. Судебные и другие правовые формы жизнедеятельности римского общества находили свое отражение во взглядах и эмоциях римских граждан, формировали варианты их поведения. Древние римляне непрерывно обращались в сенат, в судебные учреждения по любым спорным вопросам.
Буржуазные общества XIX–XX веков, которые базировались на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на прописанных в них правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.
Всплеск правосознания характеризуют и периоды радикальных перемен и революций. Тоска o прошлой правовой системе у одних и надежда на формирование новой у других. Анализ дореволюционного правосознания дан Новгородцевым П. И. в книге «Кризис современного правосознания» .
Современное российское общество и его модернизация выдвигают повышенные требования к правосознанию личности. Так, весной 2011 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», направленные на «…на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байниязов Р.С. Теоретические вопросы правосознания. Саратов, 2011. С. 12.
2. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.-256 с.
3. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. - 2004.- №5. -С. 19–34.
4. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.- 156 с.
5. Бондарев А.А. Роль правосознания и правовой культуры в юридической практике. Орёл, 2013
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2004. С. 252.
7. Власов В. И. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2012. С.268.
8. Галимов М.М. Основные направления формирования правосознания и социальной активности молодёжи. Казань, 2009
9. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. М., -2011,- №- 4. -С. 22–25.
10. Долгова А.И. Правовое воспитание молодёжи. М., 1979. – 456 с.
11. Занданова О.О. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза. Улан-Удэ, 2010
12. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.- 89 с.
13. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодёжи и юридические способы её преодоления. Спб., 2005. С.33.
14. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С.196.
15. Кручинин М.В., Кручинина Т.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.- 2012.- №3-1. С. 17–24
16. Кузнецова Е.А. Понятие «правосознание личности» студента. Содержательные основы его формирования во взаимосвязи с обществом // Омский научный вестник. -2012.- №1. -С. 199–203.
17. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. 2009. №4. С. 55–57.
18. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973
19. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2002. С.308.
20. Мельников В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом правовом государстве // Культура: правление, экономика, право. 2012. №3. С. 26–29.
21. Месилов М.А. Проблемы трансформации правосознания в Российской Федерации. М., 2014
22. Муслумов Р.Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург, 2013. С.24.
23. Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М., 1996.
24. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011.
25. Панкратова М.Е. Формирование ценностно-правовых ориентаций современной российской молодёжи. Ногинск, 2012
26. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. №8. С. 28–31.
27. Погребная Ю.К. Кризис современного правосознания. М., 2013
28. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки). М., 2014. С.78.
29. Пшидаток В.Е. Правосознание и правовые ценности молодёжи в контексте российских реформ. Ростов-на-Дону, 2007.
30. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры правосознания молодёжи. Ставрополь, 2011.
31. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70.
32. теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000. С.362.
33. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2010. №5. С. 50–57.
34. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. -2004. -№2. -С. 165–181.