Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Россия находится в условиях интеграции в мировое хозяйство. Вступление в ВТО в какой-то мере облегчило процесс мировой торговли России, однако, в некоторых моментах остается много неразрешённых проблем. Одной из важнейших проблем, возникающих у участников ВЭД, является определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость является налоговой базой, поэтому она напрямую влияет на уровень импортных цен на внутреннем рынке, на объемы таможенных платежей. Следовательно, от правильного определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и эффективность таможенного регулирования.
Актуальность работы заключается в том, что с вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса, подходы к определению таможенной стоимости существенно изменятся, что вызовет новые вопросы и проблемы в таможенных процедурах. Законодателям предстоят задачи издать документы, регулирующие определения таможенной стоимости, которые должны соответствовать положениям ТК ЕАЭС. А Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать акты, которые будут регулировать таможенную стоимости и ее определение в рамках ВТО. Таким образом, таможенным органам предстоит адаптация к изменениям, при этом учитывая особую значимость определения таможенной стоимости, как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одного из приоритетных направлений таможенного дела РФ.
Целью работы является анализ проблем определения таможенной стоимости товаров, связанных с введением Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучение особенностей определения таможенной стоимости вывозимых товаров;
2. Изучение нормативно-правовой базы определения таможенной стоимости;
3. Исследование влияния различных факторов, в частности вступления в силу нового ТК ЕАЭС;
4. Выявление проблем определения таможенной стоимости и пути их решения.
Объектом исследования в работе процесс определения таможенной стоимости вывозимых товаров.
Предметом исследования является влияние вступления в силу нового Таможенного кодекса на определение таможенной стоимости и проблемы, вызванные этим влиянием.
Структура настоящей работы определяется целью и задачами данного исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Основные понятия определения таможенной стоимости вывозимых товаров
1.1. Нормативно-правовая база определения таможенной стоимости вывозимых товаров
Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).
Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС обеспечивает упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза.
Новый Таможенный кодекс вступил в силу с 1 января 2018 года и содержит на 83 статьи больше, чем Таможенный кодекс Таможенного союза. Также, стоит отметить, что прежний ТК ТС делился на части: общая часть и специальная часть, в новом кодексе такого деления нет, но присутствует 4 приложения. [7]
ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования - декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора.
С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.
Анализируя отдельные случаи применения ТК ЕАЭС, следует указать, что в подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС указано, что при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления, включая расходы на перевозку (транспортировку) вывозимых товаров до места прибытия таких товаров, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
В соответствии с письмом Минфина России от 28 декабря 2017 г. N 03-09-20/88036 в котором приведен анализ на предмет возможности применения положений Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с 1 января 2018 года в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного 11 апреля 2017 г.
Согласно данному анализу, статья 232. Экспорт товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами ФЗ-311 от 27 ноября 2010 г. не подлежит применению. Применяется глава 21 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 191 (Правила), которые действуют в части не противоречащей ТК ЕАЭС.
Главное нововведение Кодекса - существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс - от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот.
Еще одно новшество - повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе.
В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на наднациональном уровне, а на национальном уровне останутся, главным образом, технические моменты. Так, на союзном уровне, не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.
В соответствии с прежним ТК ТС выпуск товаров производился должном лицом таможенного органа, новый же ТК ЕАЭС говорит о том, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа. Существенно различаются старый и новый кодексы в вопросах лиц, имеющих права на специальные упрощения. Так, ТК ТС
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 27.06.2018) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
5. О контроле таможенной стоимости [Электронный ресурс]: письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-10-11/22119 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
6. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных сопределением таможенной стоимости товаров, вывозимых на таможенную территорию ЕАЭС [Электронный ресурс]: пост. ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. № 96 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
7. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
8. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран ЕАЭС и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
9. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
10. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
11. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
12. Белянина Т.Е. Совершенствование организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС //Современные проблемы экономического и социального развития: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск. 2012. № 8. С. 188-189;
13. Васильев Р.И. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости // Аспирант Российской таможенной академии. - 2013., № 2 С.78-81
14. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
15. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски //Белорусский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
16. Зыбина Е. Таможенная стоимость: определение и контроль // ЭЖ- Юрист. 2012. №27. С. 4;
17. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
18. Кащеев В.В. Контроль таможенной стоимости: уч. Пособие / В.В. Кащеев, К.А. Летюшова, И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост. - 2013 - 280 с.
19. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы //Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
20. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
21. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
22. Трофимова Ю.Г. Организация контроля таможенной стоимости //Современные проблемы экономического и социального развития. Межвузовский сборник научных трудов Красноярск. 2012. № 8. С. 210-213;