Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, исторически сформировавшейся культурно-генетической связью между основными тенденциями в жизни современной китайской женщины-матери и традиционными представлениями о ней. Во-вторых, особой ролью образа матери в китайской культуре, что объясняется несколькими специфическими национальными особенностями, отмеченными отечественным синологом H.A. Спешневым.
Китайскому образу мышления свойственна склонность к феминизации всех сфер культуры, науки, познания, эстетики, стратегии, этики, миропонимания, философии. Также феминизированный образ мышления подразумевает ориентированность на внутреннюю жизнь, то есть на семью, где главную роль играет старшая женщина, мать. Роль матери -единственная социально-значимая роль женщины. Помимо этого, китайская женщина традиционно не проявляет себя в роли жены, а может действовать лишь как мать и как дочь. Поэтому исследование женских образов, и образа матери, как наиболее значимого женского образа в национальной культуре, вносит существенный вклад в развитие межкультурной коммуникации.
Социокультурное, экономическое, политическое развитие современного Китая характеризуется высокими темпами, а также все более возрастающим культурным влиянием на многие страны мира. В условиях современной глобализации наиболее важные вопросы, связанные с сохранением самобытности и национальной культуры, актуальны и для Китая. Китайская культура традиционно обладает устойчивыми и древними моделями социокультурных отношений, которые способствуют сохранению базовых ценностей и идеалов китайского общества, а также позволяют в условиях современного мира, не утрачивая самобытность культуры, решать актуальные проблемы. К числу таких моделей относится традиция почитания матери в китайской культуре, которая исторически сложилась задолго до возникновения конфуцианской нравственно-этической концепции сяо и которая широко представлена в мифологии, религии, литературе и искусстве Китая. Уважение к матери, почитание матери и материнства в целом имеют немаловажное значение как для культуры традиционного, так и современного Китая, особенно потому, что, в отличие от многих других современных культур, именно китайская культура оказалась способной сохранить последовательную преемственность от древнейшего культа предков до современных ритуалов, обрядов и ценностных отношений, связанных с идеей материнства.
Комплексное изучение китайских социокультурных моделей позволит российским исследователям решить целый ряд актуальных для РФ теоретических и практических задач, включая разработку собственной стратегии морально-нравственного воспитания молодого поколения в условиях глобализации и нивелирования ценности национального самосознания. В том числе позволит упрочить связи и улучшить взаимопонимание между РФ и КНР в культурной и гуманитарной сферах с учетом изменений, затрагивающих классические китайские философско-религиозные основы и понятия.
Цель исследования-раскрыть
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть
Анализировать
Структура работы: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы.
1. Образ матери в традиционной китайской культуре
1.1Актуальность конфуцианской этики
君子 junzi (цзюньцзы) с китайского языка отечественными исследователями переводится как «благородный муж». Это конфуцианское понятие сформировалось в китайской культуре VI–V вв. до н. э., когда свое учение излагал Kong Zi (Конфуций, 551–479 гг. до н. э.). А. И. Кобзев в своих трудах использует перевод понятия цзюньцзы — «благородный муж». Такой же вариант использует известный китаевед В. В. Малявин и другие исследователи. Иной вариант — «совершенный муж» — предлагает А. С. Мартынов. В данной работе предполагается использовать термин «благородный муж» как более часто встречающийся. Конфуцианство — одно из китайских филофско-этических учений, сыгравшее исключительно важную роль как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Внутренняя жизнь государственного аппарата Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами, разработанным им церемониалом и системой ценностей. Отечественные ученые-востоковеды, такие как А. И. Кобзев, В. В. Малявин, Мартынов, пытались разобраться в многоликой и многогранной китайской культуре, в ее своеобразии. [3;55]
В любом обществе вырабатывается система идеалов, представление об идеальном образе человека, к которому необходимо стремиться. Одно из древних этических учений — конфуцианская этика. Этические представления конфуцианства гармонично вошли в другие этические системы и учения. Например, золотое правило конфуцианства, которое гласит: «поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами», звучит в других философско-этических учениях, в частности в Евангелии [1]. Образ цзюньцзы актуален и в наше время. Как говорил современник Конфуция известный древнегреческий философ Гераклит (535–475 до н. э.): «Всё движется, и ничего не стоит» [2], но также известно, что Лао-Цзы (VI–V вв. до н. э.), мудрец Древнего Китая, говорил: «Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение» [3]. Попытаемся философски осмыслить добродетели и их интерпретации Конфуцием. Рассмотрим возможность создания и реконструкции проекта «цзюньцзы» в перспективе, предлагая интерпретации отдельным конфуцианским добродетелям, учитывая при этом тенденции к изменению современного социокультурного фона. Для начала рассмотрим описание личности Конфуция как выражение цзюньцзы. По воспоминаниям учеников, Учитель был ласков, но строг, внушителен, но не свиреп, почтителен и спокоен. В его нравственном облике можно выделить следующие важные качества: доброта, почтительность, бережливость, уступчивость. Говоря о своей жизни, Конфуций выделяет определенные периоды, которые не только биографичны, но, к тому же, символичны и могут быть актуальны для совершенствующегося человека: 15 лет — устремился учиться; 30 лет — утвердился; 40 лет — освободился от сомнений; 50 лет — познал веление Неба; 60 лет — слух обрел проницаемость; 70 лет — следует желаниям сердца, не нарушая меры [4, c. 21]. Согласно воспоминаниям учеников Конфуция, их Учитель строго соблюдал ритуал (ли), постоянно пытался совершать любые действия осознанно, осмыслять все происходящее. Глубокомыслие — это одно из важнейших качеств Учителя. В частности, у Учителя был способ вопрошания, о котором уже говорилось выше. Ритуал был для него крайне важен, поскольку он приближает к единению с предками, а посредством этого — и к самой древности. Конфуций не был ни реформатором, ни проповедником новых идей. Он был, по собственному его слову, колоколом Неба. Конфуций себя не считал благородным мужем, а лишь Учителем. Для ознакомления с портретом Учителя обратимся снова к тексту «Лунь юй». Он был голосом, зовущим к древнему, к корню, к сущности: «По ритуалу, надо кланяться внизу у входа в залу, но ныне кланяются наверху, что дерзко» (Лунь Юй, 9; 3) [4; 57]. Идеал человека у Конфуция — это не отшельник, а общественный деятель, который активно включен в социальную жизнь общества. Взаимоотношения людей и их взаимосвязь и являются особыми пространствами, в которых осуществляются конфуцианские добродетели: справедливость — И, искренность — Синь, мудрость — Чжи, сыновняя почтительность — Сяо. Один из вариантов перевода слова 礼 Li («Ли») — «ритуальность». Ритуал для Конфуция — особое пространство пребывания благородного мужа [4; 28]. Находясь в этом пространстве, в пространстве ритуала, согласно Конфуцию, человек меняется, и меняется весь окружающий его мир. Соответственно, ритуальность — важная этическая составляющая, необходимая для цзюньцзы. У каждого человека есть свобода выбора — он может стать благородным или низким. Цель человека в жизни, ее смысл, согласно конфуцианству, заложены в том, чтобы реализовать свою личность в социуме и стать его неотъемлемой частью, а через это обрести свое место в мироздании. Важное качество благородного мужа — 孝 xiao (сяо) — в переводе на русский язык означает «сыновняя почтительность». Оно может проявляться в следующих аспектах жизни: взаимоотношения детей и родителей, старших и младших, правителя и чиновников, правителя и поданных, чиновников и народа. На протяжении веков учение Конфуция сохраняет свою устойчивую проблематику, совсем не тождественную вопросам конкретного государственного управления. Во многом возможность столь длительного существования конфуцианства была обеспечена соблюдением конфуцианством некоторой дистанции по отношению к политике. Сам Конфуций предпочитал умереть философом, а не политиком. Вопросы о концепции конфуцианской личности берут начало от самого Конфуция, который стоял у истоков разделения между идеалом личности и возможностью ее реализации непосредственно в обществе. Для более детального и глубокого анализа образа цзюньцзы проанализируем
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2015.
2. Грубе В. Распространение буддизма в Китае // Всё о Китае. Т.2 / сост. Царева Г.И. Отпечатано в ООО ПФ «Полиграфист» М., 2012. - С. 201-203
3. Дасюе. – Сышу цзичжу /Комментированное издание “Четверокнижия”/ T.I. Пекин, 2014.
4. Доменак Ж.-Л. Семейные отношения в Китае / Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин; пер. с франц. и авт. послесл. Н.Б. Зубков. М. : Наука, 20126. -215 с.
5. Древнекитайская философия : собрание текстов в 2 томах. Т. 1. / сост. Ян Хин-Шун ; вступит, ст. В. Г. Бурова и М. Л. Титаренко. М. : Мысль, 2013.-363 с.
6. Захарова H.B. Жизненный и творческий путь современной китайской писательницы Се Бинсинь : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.06).-М. : Изд-во МГУ, 2014.- 16 с.
7. Захарова Н.В. Писательница, воспевающая детство // Дет. лит. 1994. -№2.-С. 17-18.
8. Зенгер, X. фон Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2 т. Т. 1./ X. Фон Зенгер. - М. : Эксмо, 2014. - 512 с.
9. Иллюстрированная история религий: в 2 томах. Т.1. / под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Издание второе. Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Печать: М., 2014. -411 с.
10. Ильин В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
11. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. / отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, М.В. Крюков. М. : Наука, 2015-276 с.
12. Кобзев А. И. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. М. : Восточная литература, 2011. -с. 200-219.
13. Кожин П.М. Проблемы изучения традиций КНР. М: , 2014. - 241 с.
14. Кравцова М. Б. История культуры Китая. СПб. : Лань, 1999. - 416 с.
15. Крюков М.В. Система родства китайцев (эволюция и закономерности). / отв. ред. С.А. Арутюнов. Москва : Наука, 2015 - 333 с.
16. Ленюй чжуань /Жизнеописания знаменитых женщин/ – Сыбу бэйяо. Т. 46, Шанхай, 2017.
17. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 2016.
18. Маоши чжэнъи /”Книга песен” в списке Мао, правильно истолкованная/. – В серии “Шисань чжу шу /Комментированное издание тринадцати канонических книг/. Т.1-1У. Пекин, 2015.
19. Попов П.С. Изречения Конфуция. СПб, 2018.
20. Попов П.С. Китайский философ Мэнцзы. СПб, 20141.
21. Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. -М.: Наука, 2014.-245 с.
22. Титаренко М. Л. Китай: цивилизация и реформы. М. : Республика, 1999.-240 с.1%.
23. Тойн6и А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. М. : Прогресс, 2015. -736 с.
24. Федоренко Н.Т. “Шицзин” и его место в китайской литературе”. М., 2014.
25. Чжунъюн. – Сыщу цзичжу. T.I. Шицзин. М., 2016.