Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что закон в России является главным регулятором общественных отношений, выступает координатором различных социальных интересов, гарантом прав и свобод человека и гражданина, служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов. Эти обстоятельства обусловливают потребность в полном и всестороннем изучении теории российского закона с целью преодоления сопровождающих российское законодательство неточностей, ошибок, пробелов, коллизий, повышения его качества и эффективности. Анализ формирующегося российского законодательства свидетельствует о том, что сегодня законодатель без должного внимания относится к соблюдению некоторых правил. В то же время наблюдается устойчивая тенденция преодоления выявляемых недостатков законодательных актов.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с законом.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие понятие и характеристики закона, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение закона как источника права.
Задачами работы ставится:
• Изучить источники российского права;
• Рассмотреть понятие и признаки закона»
• Исследовать классификация закона;
• Проанализировать критерии правового закона.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. Источники права. Закон.
1.1. Особенности источников российского права
Источником права в юриспруденции обычно признается форма закрепления обязательных правил поведения (правовых норм); посредством этих форм право объективируется и выражается вовне. На признанной в теории типологии источников права выстраиваются и закрепляются в конституции и законах конкретного государства система и иерархия позитивного права.
Развитие российского права на современном этапе сопровождается появлением новых подходов к классификации его источников. Оправдан разумный консерватизм в указанной сфере теории. Не стоит без крайней нужды модифицировать категориальный аппарат. Однако жизнь не стоит на месте. Как в отдельных отраслях, так и в правовой системе в целом периодически появляются отступления от общих подходов и устоявшихся представлений. Наличие исключений еще не отрицает общее правило, но всякое такое исключение нуждается в анализе и оценке. В поиске ответов на сложные вопросы теории, касающиеся определения круга источников российского права и их классификации, нельзя ограничиваться уточнением дефиниций и опираться лишь на цитаты из работ теоретиков прошлого и настоящего времени. Предметом анализа в первую очередь должна стать юридическая практика.
Важной задачей является разграничение нормативных правовых актов и локальных нормативных актов как качественно разных по своей природе и юридической сути видов источников права. Источниками права в отдельных случаях могут быть и локальные нормативные акты организаций (в теории используются и иные термины-синонимы: корпоративные акты, внутренние регулятивные документы организации и т.п.). По своей форме они схожи с нормативными правовыми актами.
Не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому именно из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ. Недопустимы попытки объединения признаков этих разных источников права. Кроме того, нельзя смешивать понятия "источник права" (родовое) и "правовой акт" (видовое). Локальный нормативный акт, являясь источником права, не становится в силу этого правовым актом. Четкость и строгость понятийного аппарата в данном случае будут обеспечивать реализацию нормы ч. 4 ст. 3 Конституции РФ о недопустимости присвоения кем-либо властных полномочий. Эта норма относится к основам конституционного строя России, правовая теория должна создавать дополнительные гарантии ее реализации.
Нормативный правовой акт издается от лица Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования уполномоченными органами или должностными лицами. Помимо органов законодательной власти и наделенных правотворческими полномочиями органов исполнительной власти, нормативные правовые акты могут издавать иные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ или федеральными законами (например, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ). Пределы правотворческих полномочий таких государственных органов четко заданы федеральными законами.
Из этого правила сегодня сделано исключение: издавать нормативные правовые акты уполномочены государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", не являющиеся государственными органами.
Локальные нормативные акты издаются не от лица государства или муниципального образования. В этом их главное отличие от нормативных правовых актов. Речь идет о частном правотворчестве, санкционированном государством.
Источниками права локальные нормативные акты становятся в случаях, указанных в федеральных законах. Например, ст. 5 Трудового кодекса РФ указывает на то, что нормы трудового права могут содержаться в локальных нормативных актах.
Сфера действия нормативных правовых актов определяется в первую очередь территорией, которая находится под юрисдикцией органов власти, издавших акт (государственных органов Российской Федерации, ее субъектов или органов местного самоуправления). И лишь во вторую очередь сам нормативный правовой акт может уточнять категории лиц, которым он адресует свои нормы. Локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью соответствующей организации (для работников организации, ее учредителей, контрагентов в гражданских правоотношениях и пр.).
Распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от воли этих лиц. Отсутствует такой признак, как добровольность присоединения к соответствующей группе (категории лиц). Добровольность имеет место лишь в тех случаях, когда сам нормативный правовой акт устанавливает не обязанности или запреты, а права, которые соответствующие лица могут реализовывать по своему усмотрению. Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.).
В теории предпринимались попытки рассматривать муниципальные нормативные правовые акты как акты корпоративные, общественные, изданные от лица "местного сообщества" и действующие лишь по кругу лиц, в него входящих. И логика, и юридическая практика свидетельствуют об ошибочности такого подхода. Допустим, на территории муниципального образования осуществляют хозяйственную деятельность два гражданина. Первый зарегистрирован по месту жительства на территории этого муниципального образования, т.е. входит в состав его населения, так называемого местного сообщества. Второй на данной территории не зарегистрирован, т.е. юридически не является участником корпорации. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции издали муниципальный нормативный правовой акт, например правила землепользования. В рассматриваемом примере оба гражданина в равной мере обязаны соблюдать соответствующие нормы в своей деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования. Место их жительства при этом не будет иметь юридического значения.
В этом проявляется коренное отличие нормативных правовых актов от корпоративных (локальных нормативных) актов. Корпоративный акт действует по кругу лиц, добровольно вошедших в состав соответствующей корпорации. В отличие от него, нормативный правовой акт действует в пределах, определяемых компетенцией издавшего его органа. Юрисдикция органов местного самоуправления ограничена именно территорией соответствующего муниципального образования, но отнюдь не кругом лиц, входящих в так называемое местное сообщество.
К нормативному правовому акту по своей природе близок публично-правовой договор (в теории используются и иные термины-синонимы, например нормативный договор). Он заключается между органами публичной власти, действующими от лица Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, и содержит в себе нормы права. Примерами могут быть договор между Российской Федерацией и ее субъектом, соглашение между муниципальным районом и входящим в его состав поселением о делегировании полномочий и др. Это факультативный источник права, всегда играющий вспомогательную роль по отношению к закону.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ, 20.06.1994, N 8, ст. 801.
3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» //Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2663.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2013.
5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.1997, N 33, ст. 3895.
6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801.;
7. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, N 7, ст. 635.
8. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Аксенович О.А. Регламентация делегированного законодательства в Законе КНР «О правотворчестве»: теория и практика применения // Общество и право. 2011. N 3. С. 58 – 64.
10. Артамонов А.Н. Концепция законопроекта как залог качества принимаемого закона // Российская юстиция. 2013. N 6. С. 11 - 14.
11. Бошно С. В. Проект закона о нормативных правовых актах: столкновение правотворчества, теории и практики // Государство и право. 2015. № 11.
12. Васильева Т. Как написать закон. М.: Юрайт, 2012. С. 39.
13. Демидов Д.Г. К вопросу о критериях оценки законодательного регулирования в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2014. N 8. С. 26 - 36.
14. Иеринг Р. Юридическая техника. О существе юридического формализма. М., 2015. 165 с.
15. Маклаков В.В. Кодифицированная конституция // Конституционное право. Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юрист, 2001. С. 205.
16. Нисневич Ю.А., Платонов В.М., Слизовский Д.Е. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 23.
17. Овсепян Ж.И. Теория федерального закона (обыкновенные, или простые, ординарные федеральные законы) как источника права в России в период глобализации // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 11.
18. Проблемы общей теории jus / В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.Х. Саидов. М.: Норма, 2012. С. 252.
19. Шафиров В. М. Содержательность и формальность в праве // Вопросы правоведе-ния. 2015. № 1.