Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛОССАРИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ У ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1Онтогенез психоречевого развития по проблеме слухоречевого внимания у детей дошкольного возраста 7
1.2 Определение и сущность понятия «дизартрия» 13
1.3 Российские и зарубежные исследования о слухоречевом внимании у детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 23
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дошкольного возраста 23
2.2 Психолого-педагогические особенности слухоречевого внимания у детей с дизартрией 30
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности.
Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход 5 психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, закрытости, агрессивному поведению. Зачастую нарушения речи могут сочетаться с педагогической запущенностью. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи. Ребенок, придя с нарушениями речи в школу, только усугубит свою ситуацию, так как основное нарушение приведет к дислексии или дисграфии. Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии.
Объектом исследования является слухоречевое внимание.
Предмет исследования: дети дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования – раскрыть слухоречевое внимание у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Теоретико - методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова), диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при дизартрии (Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина), а также теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (JI. B. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.) и коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова, Т. В. Волосовец и др.).
Методами исследования являются теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ У ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Онтогенез психоречевого развития по проблеме слухоречевого внимания у детей дошкольного возраста
При рождении человек не обладает способностью произношения всех звуков, их освоение происходит постепенно, по мере созревания нервномышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок рождается уже с готовыми к функционированию органами артикуляции, пройдет немало времени прежде, чем он сможет произносить членораздельные звуки речи [2;69]. Речь это одна из сложных высших психических функций человека, которая представляет собой сложный механизм, где главная, ведущая роль принадлежит работе головного мозга. При этом, как и в любой высшей психической функции в основе ее лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы и объединенные между собой единым направлением действия [36]. Физиологическими основами произносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
В процессе формирования функции речи важное значение имеют: сохранность слухового, кинестетического, зрительного анализаторов, а также система ответных реакций, позволяющая своевременно передавать информацию от внешних объектов и рецепторов организма в центральную нервную систему в виде импульсов [20;66]. Именно поэтому в первые 10 месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, двигательно-кинестетический анализатор. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, воспринимается органами слуха ребенка и стимулирует функциональную активность речевых зон коры (центр Вернике, Брока, теменная, затылочная части). Кроме этого, во время крика тренируются и голосовые связки, и дыхание [9;18]. В первые месяцы жизни ребенка в нем преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика приближенно напоминают согласные г, к, н [15;18]. Стоит отметить отличие крика новорожденного с органическим поражением мозга от крика здорового малыша. Он выделяется слабостью, непродолжительностью, отсутствием звонкости. Процесс питания (сосание) у детей с нарушениями не такой энергичный, иногда проявляется утечка молока через нос, неполный захват соска [9, 18]. К концу второго месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца: появляются первичные интонационно обогащенные вокализации, известные как гуление [15].
Кроме этого, в этот период более активно начинает проявляться общая моторика: ребенок ощупывает и захватывает игрушки, начинает отводить большой палец руки [5]. В это время у ребенка появляется «комплекс оживления». Двигательные и голосовые реакции становятся активной формой общения ребенка с взрослым. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека и подражают его мимическим движениям и голосовым реакциям. У детей с органическим поражением мозга эти сроки могут задерживаться. В голосовых проявлениях с трудом можно идентифицировать звуки родного языка, движения вялые, захват руки не плотный. Тем не менее можно выделить звуки, которые напоминают гласные [а, о, у, э], наиболее легкие для артикулирования: губные согласные [п, м, б], обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные [г, к, х], связанные с физиологическим актом глотания [9;50]. Между 5-м и 6-м месяцами жизни начинается следующий этап развития моторики и речи. В этот период начинается развитие лепета, который состоит, главным образом,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников Текст]: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей /. В. Александрова. – СПб.: Детство – пресс, 2015. – 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 400 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. –СПб.: Издательство «Лань», 2015 – 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT: Астрель, 2008.7 – 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. –М.: Астрель, 2011 – 250 с.
6. Бадалян, О. Л. Детская неврология [Текст] / О. Л. Бадалян. – М.: Просвещение, 2014 – 345 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер, М. А. Совак –М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
8. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков – М.: Педагогика, 2016 – 176 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 287 с.
10. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2014. – 56 с.
11. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
12. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст]: Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. –Ставрополь, 2015. – 224 с.
13. Буйко, В. И. Уроки логопедии [Текст] / В. И. Буйко, З. А. Репина. –Екатеринбург.: Литур, 2014. – 208 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ, 2016. – 220 с.
15. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 2015. – 425с.
16. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.]; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 200 с.
17. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 769 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
19. . Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст] / В. П. Дудьев // Дефектология. – 2015. – №4. –С. 50 – 54
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Учпедгиз, 2016. – 190с.
21. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2013. – 320 с.
22. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
23. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст]: 2–е изд., испр и доп. / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.
24. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки [Текст] / Под ред. Е. В. Новиковой. – М.: Тандем, 2014. – 18 с.
25. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 2015 – 230с.
26. Киселева, В. В. Развитие тонкой моторики [Текст] / В. В. Киселева // Дошкольное воспитание, – 2016. – №01. – С. 20-22.
27. 27. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст]: учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
28. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 2015. –180 с.
29. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
30. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб: Союз, 2008. – 346 с.
31. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст]: Сб. методических рекомендаций / Л. В. Лопатина. – СПб. Москва: САГА: ФОРУМ, 2016. – 272 с.
32. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 2014 – 384 с.
33. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
34. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания [Текст] / А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С. 22-27.
35. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.
36. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст]:
37. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2011. – С. 214–218.
38. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии [Текст]: Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 304 с.
39. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М.: Классик Стиль, 2013. – 320 с.
40. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2014. – 140 с.
41. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Издательство: Педагогика, 2016. – 208 с.
42. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2013. – 364 с.
43. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – РнаД.: Феникс, 2010. – 231 с.
44. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 2015. – 210 с