Фрагмент для ознакомления
2
Государственная итоговая аттестация (ГИА);
Изучение математической подготовки учащихся школ РФ;
Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России;
Мониторинг общего среднего образования;
Мониторинг первого этапа эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования;
Диагностика учебных достижений учащихся по ступеням обучения на федеральном, региональном и локальном уровнях (http://www.raop.nichost.ru/ content/Eksperimentalniye_Plocshadki.Plan.2011.pdf).
Вместе с тем, сложившаяся система оценки результатов обучения не позволяет в полной мере использовать потенциал педагогического мониторинга:
выявлять новые образовательные результаты (не зафиксированные в сложившейся системе оценивания);
проявить результаты инновационных изменений и оценить эффективность происходящих преобразований.
Все это указывает, что российская система оценки результатов обучения значительно отличается от подобных систем других стран (табл. 6).
На сегодняшний день в России отсутствует единая система мониторинга образовательных результатов в отличие от образовательной системы стран Европейского Союза – система мониторинга и оценки в сфере образования и системы образования США – система мониторинга качества образования – National Assessment of Educational Progress (NAEP). Функционирование данной системы обеспечивает Европейская сеть агентств по качеству (ENQA), которая организует оценку субъектов и образовательных программ на национальном уровне, связана с выполнением стандартов и экономической эффективностью учебного процесса. Общей целевой установкой организуемых общероссийских и региональных педагогических мониторингов является получение информации о состоянии и динамике роста для подтверждения получения определенного уровня образования.
Единая система мониторинга, как показывает мировая образовательная практика, обеспечивает получение информации о результатах образования. Задачами, на разрешение которых работает педагогический мониторинг, являются:
1)отслеживание изменений во времени и 2) определение слабых и сильных сторон системы образования.
Процесс мониторинга в учреждениях образовательной системы заключается в большинство случаев в организации педагогической диагностики, который позволяет сформулировать педагогический диагноз каждому учащемуся.
С точки зрения ряда исследователей (Т.И. Боровкова, Т.А. Добровольская, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, И.А. Морев и др.), педагогический диагноз представляет собой заключение о тех проявлениях и качествах личности школьников, которые могут быть подвергнуты воздействию педагогического воздействия.
В процессе проведения педагогического мониторинга с целью формулировки педагогического диагноза педагогом совершаются следующие действия:
обязательным условием является изучение внешней среды школьников, что способствует наиболее тщательному анализу результатов, полученных в процессе внедрения инновационных технологий;
тщательное изучение полученных в ходе внедрения инноваций результатов, которые находят свое отражение в изменении компетентностей школьников;
оценка полученных результатов.
В ходе внедрения инноваций в образовательный процесс формируется система критериев, которая в дальнейшем становится основой федеральных и региональных образовательных стандартов.
Наиболее полно в литературе [7, 17, 11, 19, 24, 21, 14] освещены мониторинги, проводимые: по оценке эффективности образовательного процесса, по формированию и развитию самоопределения школьников в профессиональном плане.
Основными участниками таких мониторингов становятся обучающиеся 8-11-х классов. Кроме того, образовательные учреждения массово проводят мониторинги соотнесения профессиональных выборов школьников и сделанных ими выборов направлений профильного обучения (на предмет адекватности выбора профиля обучения), что позволяет делать выводы об эффективности предпрофильной подготовки.
Чаще всего в литературе упоминаются мониторинги в рамках ссузов и вузов, которые проводятся по направлениям:
1) решение профессиональных задач в условиях неопределенности [19, 18, 22, 25];
2) инновационная деятельность в предметной области [12, 15, 19, 10, 11];
3) стремление к совершенствованию профессиональной компетентности [12, 21, 2];
4) способность к рефлексии, контролю и коррекции собственной профессиональной деятельности [22] и пр.
Следовательно, использование результатов мониторинга учебных достижений школьников и студентов, их профессиональных интересов и склонностей различными участниками образовательного процесса позволяет осуществлять своевременную необходимую коррекцию профессиональной ориентации обучающихся на разных уровнях управления в школе и вузе (администрации образовательного учреждения, руководство кафедры, методического объединения педагогов, преподаватели и учителя) и служит реальной основой управления качеством образования учащихся в условиях реализации инноваций.
Если детализировать представленный мониторинг общего уровня развития в фокусе конкретной предметной области, то наиболее распространенными предметами, в которых в разное время в системе образования проводились срезы учебных достижений обучающихся, являются русский язык, математика, естествознание, обществознание. Различное тестирование включало определение уровня сформированности ключевых компетенций: понимания, мышления, самостоятельности, коммуникации.
Таким образом, организуемый педагогический мониторинг общего уровня развития и интеллекта включает задания нескольких уровней сложности. Сам тип используемых заданий является нестандартным, то есть в полной мере не отвечающие требованиям стандарта. Однако именно такие задания способны проявить как результаты инновационных изменений, так и компетентности, формируемые в инновационной среде образовательного учреждения. Педагогический мониторинг позволяет проводить оценку уровня развития мышления, понимания, интеллектуальных функций. Неоспоримым преимуществом такого мониторинга является фиксация изменений. Полученные результаты мониторинга позволяют делать заключение о потенциальных возможностях обучения, а также соответствии интеллектуальному уровню развития. Организация педагогического мониторинга проходит через использование индивидуальных диагностик, групповых обследований, а также количественного и качественного анализа.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Подводя итоги, следует отметить, что педагогические инновации являются фактором и инструментом развития образования. Инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на потребности участников процесса и сформированные к моменту внедрения возможности. Проявление инновационных процессов определяет динамику развития образовательных средств. При этом важно понимать, что каждая инновация должна оцениваться по степени эффективности реализации.
В самой сути инновационных процессов в обучении лежат две немаловажные проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема введения инновационных технологий в процессе обучения. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии. Нововведение означает результат инновации, а инновационный процесс проходит через развитие трёх основных этапов, таких как: развитие идеи, работа над идеей в прикладном аспекте и внедрение нововведения в практику. Исходя из этого, инновационный процесс подразумевает под собой процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально педагогической среде.
ГЛАВА 2. Анализ эффективности педагогического мониторинга инновационных изменений в сфере образования на уровне МАОУ СОШ №…. г. Тюмени
2.1. Процесс управления инновациями
Сегодня, в условиях обновления образовательной системы, к подготовке специалистов предъявляются требования по усовершенствованию учебного процесса. Реализации этих требований способствуют инновационные технологии обучения.
К наиболее известным работам, посвященным изучению процессов управления инновациями, среди зарубежных и отечественных педагогов-практиков и теоретиков можно отнести исследования К. Ангеловски, М. Кларин, Х. Барнет, Д. Гамильтона, У. Кингстона, Н. Лагервея, М. Майлза, О. Арламова, М. Бургина,В. Журавлева, В. Загвязинского и др.
Так, В. ¬Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые впитали в себя прогрессивное начало, которое дает возможность в переменных условиях и ситуациях эффективно решать задачи воспитания и образования [10, с. 23].
Внимание современных ученых направлено на поиск новых направлений, целостные исследования сферы образования, выделение ценностных основ ее модернизации, определение условий эффективности инновационных процессов в образовании, обеспечение ее непрерывности.
C точки зрения В. Антонюка инновацию понимают как социально-психологическое качество деятельности, А. Пригожий как преобразования и изменения в образе деятельности, стиле мышления педагога, М. Кларин как построение целостной концепции, лежащей в основе общей системы учебно-воспитательной работы, Т. Браже, С. Вершловский понимают инновацию как фактор стимулирования профессиональной активности педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях : системный анализ и принятие решений. – М. : Вуз.учебник : ИНФРА-М, 2013.
2. Артюшина Е. В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации // Менеджмент в России и за рубежом : журнал. – 2013. – № 2. – С. 48-53.
3. Беляев А. А. Антикризисное управление. – М. : ЮНИТИ, 2013.
4. Бухарова М. Управление трансфером технологических инноваций: отраслевая цепочка ценностей // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 1. – С. 111-119.
5. Долженко Р. А. Инновации в управлении персоналом в коммерческом банке : монография. – Барнаул : Азбука, 2012.
6. Иванус А. И. Гармоничный инновационный менеджмент. – М. : URSS: ЛИБРОКОМ, 2011.
7. Иншакова, А. О. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права / А. О. Иншакова, Д. В. Кожемякин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 2. – С. 19–23.
8. Кряклина Т. Ф. Профессиональные компетенции менеджера инновационного типа. –Барнаул : Изд-во ААЭП, 2012.
9. Разработка и принятие решения в управлении инновациями. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011.
10. Рогова Е. М. Венчурный менеджмент. – М. :Высш. шк. экономики, 2011.
11. Совершенствование управления производством. Инновации и инвестиции: материалы III межрегион. семинара / под ред. В. В. Титова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013.
12. . Латуха О.А. Управление качеством образования в условиях инновационной деятельности вуза // Профессиональное образование в условиях развития современной науки, общества, философии. -Новосибирск: ГЦРО, 2009. С. 78-81.
13. Тараканов В.В. Становление дифференцированных рынков образовательных услуг и трансформация финансовой деятельности университетов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15 (48). С. 22−27.
14. Растворцев И.М., Коробатова Е.М. Модель инновационного вуза в рамках реализации национального проекта «Образование» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 10 (67). С. 23−26.
15. Тараканов В.В. Становление дифференцированных рынков образовательных услуг и трансформация финансовой деятельности университетов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15 (48). С. 22−27.
16. Цыбулина, Д.Н. Анализ инструментов развития субъектов рынка образовательных услуг // Материалы междуна-родной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты модернизации России: механизмы обес-печения конкурентоспособности и качественного экономического роста». Сборник научных статей. Краснодар, 2010. Ч. 1. С. 457−461.
17. Маличенко И.П. Моделирование институционального механизма развития инновационной системы российского образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3, Ч. 2. С. 53−56.
18. Лобашев, И.В. Взаимодействие элементов педагогической системы в инновационных методах обучения / И.В. Лобашев, В.Д. Лобашев // Интеграция образования : журнал. — 2013 .— №2 .— С. 55-61.
19. Павлова, С.А. Основные составляющие системного подхода к формированию и развитию инновационной инфраструктуры гуманитарных вузов / С.А. Павлова // Экономика образования : журнал. — 2013 .— №2 .— С. 4-13.
20. Черняк, Т.В. Инновационная политика и инновационная среда как условие инноваций в вузе / Т.В. Черняк // Философия образования : журнал. — 2013 .— №2(47) .— С. 205-209.
21. Нурутдинова, А.Р. Инновационная трансформация вузов РФ: образование в условиях кризиса / А.Р. Нурутдинова //Инновационные образовательные технологии : журнал.—2013 .— №3 .— С. 18-31.