Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в России за последнее время произошли крупномасштабные реформы практически во всех сферах общественно-политической жизни. Процессы трансформации российской политической системы дают зачастую непредсказуемые результаты, что требует тщательного изучения механизмов организации и взаимодействия институтов власти на всех ее уровнях. В настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Объектом данной работы является взаимодействие государства и политической системы. Данный институт включает экономические, социальные и правовые аспекты.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие институт государства и политическую систему, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение понятия и взаимодействия государства и политической системы.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть современные подходы к пониманию гражданского общества
• Изучить понятие политической системы общества;
• Исследовать политическую власть как элемент политической системы;
• Определить значение политических партий для политической системы общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие государства, политической системы и политической власти
1.1. Современные подходы к пониманию гражданского общества
Ценность любого гражданского общества - в его естественном состоянии, обеспечивающем свободу самовыражения представителей этого общества. Это, в свою очередь, не исключает, а предполагает наличие общих целей государства и гражданского общества, для достижения которых государство должно способствовать наиболее полной и адекватной природе гражданского общества реализации его принципов.
В литературе указываются многие признаки гражданского общества, имеющие и правовое содержание: самостоятельность и независимость от государства, самореализация отдельных индивидов и коллективов, самосуществование данного сообщества. К этим свойствам можно добавить и другие - с немалым правовым содержанием: самоорганизующиеся коллективы, самоконструируемые ассоциации, самомобилизующиеся объединения гражданского общества, которые характеризуют и его в целом как самопроизводящееся общество, преимущественно с самоокупаемыми и самофинансируемыми экономическими структурами.
Но главными правовыми характеристиками, выражающими сущность гражданского общества, являются его самоуправление и саморегулирование, которые существуют главным образом как правовое самоуправление и правовое саморегулирование. Система последних является подсистемой общей правовой системы.
Линий взаимосвязи правовой системы и гражданского общества и проблем между ними много - это и развитие законодательства о местном самоуправлении, и принятие Конституции как принципов права в неправовом обществе, и проблемы применения нового для нас частного права, корпоративных структур, и объединений и т.д.
Гражданское общество как своеобразная сложная общественная система с многообразными институтами регулируется особой системой права, входящей в общую правовую систему. Их прямые, обратные и опосредованные связи создают обоюдоплодотворное взаимодействие. Синтез правовой системы и гражданского общества является условием и одним из главных факторов гражданских прав и демократических свобод. Право выступает мерой свободы, правовая система есть общий правокультурный феномен, гражданское общество представляет социально-экономическую, политическую и правовую ценность.
Правовая система в целом, являясь большим образованием культуры, в своей структуре имеет значительную обособленную составную - правовую культуру, в которую входят прежде всего духовные явления: феномены правового сознания, юридического мировоззрения, правовых ценностей, науки, образования и т.д. Духовность правовой культуры проявляется также в ее гуманистическом содержании (особенно естественного права), наполнении нравственными принципами справедливости, свободы и др. Поэтому по своей значимости правовая культура может уступать первенство только духовной культуре в узком смысле, т.е. наиболее духовно насыщенным сферам общественной жизни - религиозной, нравственной, художественной и, возможно, философской.
Несмотря на отсутствие юридически закрепленного определения категории «гражданское общество», его существование как самостоятельного субъекта правоотношений не ставится под сомнение. Концептуализация данного понятия достигла такой вершины своего развития, что на сегодняшний день вряд ли кто возьмется оспаривать его роль и значение в жизни государства, общества, личности. По мнению Н.И. Матузова, гражданское общество характеризуется высоким уровнем развития социума, это «мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности».
В настоящее время в юридической науке происходит активное становление и обоснование правовой конструкции «гражданское общество», начиная с анализа правопонимания и заканчивая предложениями о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ в части закрепления в отдельном разделе основоположений о гражданском обществе. Определяя сущность гражданского общества с точки зрения конституционного права, С.А. Авакьян дает ему следующую характеристику: «Это общество сознательных граждан и активных участников общественных процессов; в нем существует внутреннее единство во имя стратегических социальных и политических целей, когда нет условий непримиримой конфликтности различных общественных слоев, групп, сил; предполагается наличие общественных дел и самостоятельных общественных механизмов управления ими; общество не противопоставляется государству, а исходит из потребности в конструктивном взаимодействии с ним; общество проявляет максимальное внимание к человеку, его личным заботам и проблемам, воспитывает граждан в духе сочетания индивидуальных и общественных интересов». Таким образом подчеркивается, с одной стороны, дихотомичность отношений гражданского общества и государства, а с другой стороны, невозможность абсолютной автономизации существования обоих субъектов. Как совершенно справедливо отмечает О.И. Цыбулевская, «общество может и должно взаимодействовать с государством и влиять на его политику, сохраняя за собой верховный суверенитет в отношении к государству, его учреждениям, его ответственности, назначению на государственную службу и устранению от нее».
Многообразие точек зрения на правовую природу гражданского общества позволяет прийти к выводу, что данная категория подразумевает наличие в обществе большого количества активных граждан и ассоциаций, взаимодействующих как между собой, так и с государством, оказывающих в рамках правовых установлений целенаправленное поступательное воздействие на процесс выработки и принятия политических решений. Исходя из юридической сущности данного феномена, О.И. Цыбулевская выделяет ряд функций, которые гражданское общество выполняет по отношению к личности и к государству. Нас интересует последняя группа, в которую, по мнению автора, входят следующие направления:
- продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство;
- посредничество между личностью и государством;
- воздействие на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан.
Перечисленные функции полностью отражают механизм взаимодействия государства и гражданского общества, начиная с определения потребностей и запроса на удовлетворение общественных интересов и заканчивая ведущей ролью в системе сдержек и противовесов для препятствия абсолютизации государственной власти, что достигается путем постоянного контроля за сферой государственного управления. Таким образом, можно констатировать, что общественный контроль является основной функцией гражданского общества в отношении государства, направленной, с одной стороны, на реализацию общественных интересов, а с другой - на ограничение государственной власти в целях соблюдения и защиты основных прав и свобод граждан и обеспечения паритетных начал в системе социального управления.
Общественные интересы как движущая сила общественных отношений, в которых ведущим субъектом выступает гражданское общество, с правовой точки зрения представляют собой нематериальное воплощение его ценностей, устоев, потребностей, которые впоследствии формализуются в нормах права. Данную точку зрения подтверждает профессор Ю.А. Тихомиров, который считает: «...проблема интересов - это проблема движущей силы правовой сферы. Интерес формирует правовую регуляцию,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2274.
3. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2012.
4. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 1.
5. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность: теоретико-методологический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8.
6. Духновская З.А. Исполнительная власть в Российской Федерации и федеративных государствах Европы: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
7. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
8. Калугина Т.В. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: на примере Дальневосточного федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
9. Князев С.Д., Арановский К.В. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение // Конституционное и муниципальное право, 2012, N 16.
10. Кузнецова С.С. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации и штатов Индийского Союза: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
11. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 12.
12. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2012.
13. Манасян А.А. Актуальные вопросы обеспечения стабильности и развития конституции в современных государствах // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 11.
14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014.
15. Мухаев Р.Т. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. М.: Юнити-Дана, 2012.
16. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2013.
17. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
18. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.