Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система государственного управления, так же, как и система любого правового явления, представляет собой глубокое и многоплановое понятие, которое отличается своей разноаспектностью. Полностью освоить систему государственного управления возможно лишь в случае понимания всех основных категорий государственного управления.
В настоящее время деятельность по созданию и реализации системы государственного управления субъектов Российской Федерации регламентируется комплексом нормативно-правовых актов. Все нормативно-правовые документы, регулирующие данную сферу можно классифицировать исходя из различных оснований.
Это международные нормативные правовые акты; Конституция Российской Федерации; федеральные законы Российской Федерации; подзаконные акты; законодательство субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления.
Цель исследования – изучить и проанализировать нормативно-правовую систему государственного управления.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты системы государственного управления;
2) проанализировать нормативно-правовую систему государственного управления.
Объект исследования – нормативно-правовая система.
Предмет исследования – государственное управление.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты системы государственного управления
1.1 Система государственного управления
Использование этого концептуального подхода к анализу современных реалий Российского государства позволяет сформулировать сущность осуществляемого государственного управления не только как государственную деятельность по реализации исполнительной власти, а, главным образом, как организацию и предоставление государственных (муниципальных) услуг. Происходящие в России процессы реформирования государственного управления, к сожалению, в меньшей степени затрагивают совершенствование таких неотъемлемых составляющих любого государства, как устойчивость экономического развития и национальная безопасность.
При всякой попытке исследования типологической природы государственного управления прежде всего возникает необходимость его сопоставления с началами и принципами государства, определяющими сущность государственного, или, иначе, правового регулирования общественных правоотношений. При этом «типология науки управления опосредствует конкретные средства правового регулирования, которые могут выделяться не только применительно к характеристике составных частей и всего механизма в целом, но и при исследовании отдельных групп правоотношений, рассматриваемых в динамике» .
Само же государственное управление представляет собой совокупность функций и действий организованных административных систем, призванных обеспечить сохранение, соблюдение и поддержание должного и необходимого для государства правового режима. Сущность же государственного управления заключается в реализации государственного регулирования в сфере публичных отношений. Однако взаимосвязи, возникающие в системе «право — государство — государственное управление», — это только одна из граней успешного функционирования государственного управления. Роль государственного управления как государственной функции всегда определяется его местом в государственном регулятивном механизме, одновременно обозначающем и его материальное содержание.
Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций. Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на деятельность объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования: Управление государственно-политическое.
Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов России и уровне местного самоуправления. При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.
Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.
Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.
1.2 Категории системы государственного управления
Система государственного управления строится на определенных организационных и правовых категориях, которые имеют проявление в ходе управленческих отношений:
- управленческая деятельность государства, которая связана с осуществлением органами исполнительной власти различных управленческих функций;
- субъект государственного управления – это, прежде всего, государство, выступающее в качестве совокупности публичных органов власти;
- объект управления государством характеризуется общественными отношениями различных общностей (национальных, социальных и т.п.), общественными объединениями, юридическими лицами, организациями, поведением граждан, которое приобретает значение для общества;
- отрасль государственного управления, которая состоит в системе звеньев государственно-управленческих органов, имеющих общий объект управления (промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение, строительство, железные дороги, лесное хозяйство, финансы, здравоохранение, образование, оборона, связь и т.д.);
- область государственного управления, представляющая собой различные отрасли управления, расформированные по группам в зависимости от признака их назначения (народное хозяйство, административная область, социальная и культурная сфера и т.д.);
- сфера государственного управления, состоящая в комплексе отношений по организации различных межотраслевых функций, имеющих специальное значение (сертификация, планирование, стандартизация);
- органы государственного управления представляют собой второстепенный субъект управления, который связан с непосредственным осуществлением функций государственного управления в порядке, предусмотренном действующими законами в данной области.
2 Нормативно-правовая система государственного управления
2.1 Анализ нормативно-правовой системы государственного управления
Государство и право – относительно самостоятельные явления общественной жизни, имеющие функциональную связь: государство неработоспособно без права, а право, в свою очередь, неработоспособно без государства. Право господствует над государством, задавая ему определенный вектор развития .
Государственное управление — это всегда есть правовое управление, и без определения места государственного управления в системе государственного регулирования недостижимой оказывается и цель самого правового регулирования. Значит, выстроить применительно к этим задачам систему функций, связей и взаимозависимостей по вертикали и по горизонтали государственного регулирования и государственного управления есть основное направление совершенствования механизмов государственного управления. При соотнесении содержания государственного регулирования с фактическим уровнем развития государства и общества необходимо «оценивать, во-первых, комплексный характер регулирования… во-вторых, циклический характер регулирования как процесс формирования целей, концепций, прогнозов, моделей и форм правового воздействия… в-третьих, многоуровневый характер регулирования, включая международные и национальные регуляторы… в-четвертых, принципы регулирования — опережающего “отражения”, вариативности, реализации целей в новых правовых состояниях; в-пятых, типологию регулирующих режимов… Думается, при соблюдении этих
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» № 93р от 30.01.2014 г.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006
4. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» № 212-ФЗ от 21.07.2014 г.
5. Федеральный закон «Об организации предоставления государ- ственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27.07.2010 (ред. от 21.07.2014 г.).
6. Александров О. В., Добролюбова Е. И., Клочкова Е. Н., Южаков В. Н. Международный опыт внедрения управления по результатам: основные тенденции // Государственная служба. 2014. № 1.
7. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов [и др.]. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 554 c.
8. Канунникова Н.Г. Эволюция управления и современные подходы его понятия. Социальное управление // Административное право и процесс. 2012. N 9. С. 20 - 25;
9. Лончаков А.П. Введение в науку управления несостоятельностью и банкротством на системной основе: административно-правовой аспект. — Хабаровск, 2009. С. 7.
10. Осейчук В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 269 с
11. Осейчук В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 269 с.
12. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»/ Пикулькин А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 639 c.
13. Писаревский Е.Л. Качество государственного управления: проблемы целеполагания // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 3 - 10.
14. Талапина Э. В. Государственное управление: проблемы и перспективы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 3, 4.
15. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 311 c
16. Снегова П.Е. Нормативно-правовые основы функционирования информационной открытости в системе государственного управления субъектов Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 8
17. Финько О. А. Правовое обеспечение государственной информационной политики //НТИ. 2014, № 8. с.5. 108.
18. Южаков В. Н., Александров О. В., Добролюбова Е. И., Клочкова Е. Н. Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти: промежуточные итоги и предложения по дальнейшему развитию. М., 2014.
19. Типологические особенности государственного управления в системе государственного регулирования: взаимозависимость и взаимообусловленность. - https://www.sovremennoepravo.ru