Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования выбора наиболее эффективных методов принятия управленческих решений обусловлена тем, что в последние годы ряд действий, которые осуществляет государственная власть и ее органы, можно назвать крайне сомнительными, поскольку они характеризуются своей стандартностью и однотипностью, что говорит о том, что в процессе их принятия разработчики ограничиваются типовыми методами поиска средств для совершенствования различных сфер общественной жизни.
Поэтому принципиально важно совершенствовать методы принятия государственных решений, осуществлять более осознанный выбор альтернатив, что приведет к повышению уровня жизни.
Цель исследования – охарактеризовать и проанализировать методы, используемые на этапе выработки альтернативных вариантов при разработке государственного решения.
Объект исследования – разработка государственного решения.
Предмет исследования – методы, используемые на этапе выработки альтернативных вариантов при разработке государственного решения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие последовательные задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность государственного решения.
2. Охарактеризовать виды государственных решений.
3. Проследить процесс принятия государственного решения.
4. Проанализировать принципы определения альтернативных вариантов методов принятия государственных решений.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, моделирование, классификация, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
1.1. Сущность государственного решения
Государственным решением является выбор и обоснование конкретного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.
Государственное решение характеризуется, прежде всего, субъектом, принимающим решение – руководящим органом государственной власти – коллегиальным или индивидуальным, т.е. государственным лидером .
В качестве предмета государственного решения выступает аппарат государственной службы, а объектом, к которому адресовано данное решение – подчиненные органы власти, социальные группы, осуществляющие деятельность в различных сферах жизни общества, политические и общественные объединения.
В научной литературе выделяются некоторые специфические характеристики государственного решения как социально-политического и управленческого явления :
1. Всегда высокий авторитет государственного решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность.
2. Широкий диапазон государственных решений, характеризующий политическое пространство, в котором он действует, и объем задач, охватываемых этим решением: исходя из этого, можно сказать, что политические решения обычно бывают многоцелевыми.
3. Государственные решения должны быть непосредственно связаны со сферой информационной безопасности, т.е. должна существовать четкая и гарантированная информационная база для ее принятия, в том числе научного характера.
4. Существует четко сформированная технология и стиль принятия государственных решений, которая заключается в наличии совокупности методов и приемов для подготовки и принятия решений, способов получения и восприятия информации, необходимой для принятия государственного решения, порядка и характера обсуждения альтернативных проектов и определения приоритетных.
5. Должны присутствовать определенные подходы в постановке задач и выборе средств для их реализации в ходе принятия государственного решения.
6. Выделяются различные типы принятия государственных решений, такие как демократический или авторитарный.
7. Практическая значимость принятия государственного решения всегда очень высока, т.к. они направлены на совершенствование различных социальных и иных сфер .
1.2. Виды государственных решений
Существует целый ряд различных классификаций государственных решений, которые выделяются в типы по ряду признаков.
В частности, существует классификация государственных решений, например, по уровню субъектов в системе государственной власти и управления, где выделяются решения республиканских и местных органов власти .
Классификация государственных решений по характеру целей и задач предполагает наличие таких видов как политические или административные, ведущие и исполняющие, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или связанные с отдельными областями общественной жизни.
Также государственные решения подразделяются на отдельные виды в соответствии со сферами социальной деятельности. Это могут быть государственные решения в отношении преодоления экономических, социальных проблем, вопросов государственного строительства и управления, культурного строительства и др.
С точки зрения охвата объекта управления, государственные решения могут быть общесистемными, общеполитическими, макроэкономическими, микросоциальными (принадлежащими к отдельным группам производственно-экономических и социальных групп) .
Кроме того, государственные решения дифференцируются также в соответствии с функциями управления. По этой классификации выделяются такие виды государственных решений как планирование, организация, контроль и т.д.
Необходимо более подробно остановиться на политических и административных видах государственных решений. Первый вид характеризуется концентрированным выражением политического лидерства. Такие государственные решения подчинены реализации общих интересов и х целей социальных групп конкретного сообщества .
Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или внутри местного сообщества, они затрагивают интересы всего общества, а также процесс функционирования государственной власти .
Под административными государственными решениями понимаются акты управленческих действий, которые регулируют функционирование определенных видов производственной, экономической, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения являются функцией органов исполнительной власти и управления .
Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они являются результатом деятельности субъектов политической власти и политического руководства .
В соответствии с принципом определения приоритетов политики в государственном управлении, политические решения являются доминирующими по отношению к административным и управленческим.
Примерами политических решений являются: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, конституционные законодательные акты, принятые Национальным собранием, указы Президента по общим вопросам государственной деятельности и т.д., постановления Правительства, а также постановления и распоряжения министерств и ведомств .
Решения на региональном уровне формулируются в виде актов, принятых представительными органами власти регионов, постановлений и решений облисполкомов и других местных исполнительных и распорядительных органов. Это могут быть как политико-правовые, так и административные акты .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеенко С.М., Привалова О.В., Жарковская И.И. Принципы обеспечения процесса принятия государственных решений в меняющихся социально-экономических условиях: проблемы и перспективы // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 128–139
2. Березина И.В., Козлов А.В., Яковлева М.К. Основные проблемы эффективности деятельности органов государственной власти в России // Материалы научно-практической конференции «Социальные проблемы современного российского общества». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2017. – С. 19–26
3. Бурляк О.В., Зимогорова М.В., Торниенко Г.А. Правовые аспекты организации деятельности государственных органов: исторический обзор и анализ современного состояния // Вестник Кубанского федерального университета. – 2017. – № 5. – С. 19–30
4. Вакуленко С.А., Живодерова М.Л., Демиденко С.М. Принципиальные отличия процесса принятия государственных и управленческих решений // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 2. Экономика и право. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 42–54
5. Велигодская Г.А., Сорокин Н.В. Российская практика принятия государственных решений на современном этапе развития общества // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 12. – С. 55–66
6. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы реализации процесса принятия государственных решений в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского государственного управления». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–124
7. Глинская А.М., Афанасьев Е.А. Основы принятия государственных решений в России на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные социальные проблемы современного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 62–70
8. Девяткин О.А., Шереметьева Н.Е., Гусейнова А.А. Принципы и правовые основы дифференциации государственных решений // Материалы научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты исследования в современной экономике». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 30–43
9. Ивченко Г.В., Мануйлова Д.В., Щипкова В.С. Принципы нормативно-правового регулирования процесса принятия государственных решений: изменения в законодательстве // Вестник Красноярского государственного университета. – 2017. – № 9. – С. 50–62
10. Карташева И.П., Тихомирова П.А. Специфика функционирования органов государственной власти на территории Российской Федерации в условиях экономического кризиса и мировых процессов глобализации на современном этапе развития российского общества // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Мировая экономика и российская социально-экономическая действительность». – СПб.: Российский государственный экономический университет, 2017. – С. 66–74
11. Колобродова С.М., Хвостикова А.А., Чекуленко И.С. Формат внедрения принципов нормативно-правового регулирования процессов принятия государственных решений в Российской Федерации: анализ правовых документов // Сборник статей Балтийского федерального университета. Вып. 1. Правоведение. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2018. – С. 33–42
12. Костомарова И.А., Леонтьева И.М., Красовская Т.А. Классификации и типология государственных решений в Российской Федерации: социальные, правовые и экономические аспекты // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации государственной службы в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2017. – С. 64–72
13. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Организация и правовое регулирование принятия государственных решений в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Социальные и юридические науки». – СПб.: Российская академия правосудия, 2018. – С. 59–72
14. Оноприенко И.В., Капустин Е.К., Широкоглядова И.Ю. Процесс принятия государственных решений: экономический и правовой аспекты исследования // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 3. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2015. – С. 48–59
15. Панченко Ю.В., Грибанова Е.В., Мелентьева В.М. Особенности деятельности государственных органов в сфере принятия государственных решений в современном коммерческой деятельности // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации и правового регулирования экономической и социальной сферы в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2017. – С. 88–100
16. Привалова Е.Е., Кузнецова С.М., Васильев Г.И. Государственное решение как предмет правового исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы правового регулирования деятельности государственных органов в Российской Федерации». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2018. – С. 20–32
17. Савельева С.И., Далидян А.К., Панкратов М.М. Достоинства и недостатки современных принципов принятия государственных решений в Российской Федерации // Сборник статей Дагестанского федерального университета. Вып. 4. Общество и право. – Махачкала: Издательство Дагестанского федерального университета, 2018. – С. 41–55
18. Самедова Е.Н., Гриньков И.М., Копылова И.А. Понятие и принципы формирования методов принятия государственных решений // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности государственных органов в Российской Федерации в начале XXI века». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2014. – С. 37–48
19. Спасский Г.М., Чудновская А.А. Правовое регулирование процесса принятия государственных решений: российский и зарубежный опыт // Материалы научно-практической конференции «Экономические и правовые проблемы современного мирового сообщества». – Н. Новгород: Нижегородский государственный университет, 2017. – С. 106–117
20. Тимирязев М.И., Заврагин И.А., Крючкова Т.А. Общая характеристика процесса принятия государственных решений: проблема выбора методов // Экономика и право. Сборник статей. – Сочи: Гранула, 2018. – С. 103–115
21. Ульянова И.С., Томилин Е.Е., Шестакова А.В. Механизмы правового регулирования деятельности государственных органов // Сборник статей Калужского государственного университета. Вып. 1. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета, 2014. – С. 55–67
22. Шабалин А.В., Гордеев Е.В. Коллегиальное принятие государственных решений как признак демократического государства // Материалы научно-практической конференции «Правовые основы социального государства». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2016. – С. 60–70
23. Щуркова Ю.В. Специфика деятельности государственных органов в сфере принятия государственных решений на современном рынке: правовые аспекты // Правовое регулирование экономики в России. Сборник статей. – Архангельск: Издательский дом «Адамант», 2016. – С. 58–66
24. Яковлева А.А. Организация процесса принятия государственных решений в Российской Федерации: проблемы, перспективы, риски и тенденции развития // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации государственной службы в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2016. – С. 16–30