Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования обусловлена необходимостью активного регионального развития в России и восстановлением производственного сектора экономики, что позволит повысить благосостояние населения. Одним из направлений решения данной задачи является реализация кластерной политики.
Кластерный ландшафт в России становится все более разнообразным. С момента выхода в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, установившей базовые принципы кластерной политики, в стране возникли более 110 кластерных инициатив, объединяющие сегодня свыше 3 тыс. организаций и обеспечивающие порядка 1,3 млн рабочих мест .
За прошедшие 10 лет повестка, связанная с реализацией кластерной политики, заняла важное место в программе действий федерального Правительства, прежде всего, Минэкономразвития и Минпромторга. Половина существующих кластерных инициатив являются бенефициарами различных мер государственной поддержки. В связи с этим представляется значимым определить эффективность реализации кластерной политики непосредственно для конкретного региона, так как в большинстве случаев ее успешность определяет социально-экономический потенциал данной территории.
Пермский край одним из первых стал участников региональной кластерной политики именно поэтому на его примере представляется целесообразным осуществлять оценку ее эффективности.
В научной литературе рассмотрению данного вопроса уделено много работ российских авторов, таких как Куценко Е. С., Абашкин В. Л., Фияксель Э. А., Исланкина Е. А.. Все они представляют общее понимание сущности и критериев оценки эффективности кластерной политики. Однако применительно к конкретной территории исследований очень мало, что определяет потенциал дальнейших научных исследований.
Объектом данной курсовой работы кластерная политика Пермского края.
Предмет исследования – региональная кластерная политика и оценка ее эффективности.
Цель курсовой работы – анализ эффективности кластерной политики в Пермском крае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть сущность и основные понятия кластерной политики,
- изучить нормативно-правовые основы кластерной политики в регионе,
- определить основные этапы реализации кластерной политики в Пермском крае,
- выявить перспективы развития кластерной политики в Пермском крае.
Хронологические рамки исследования: 2000-2018 гг.
Методологическая основа исследования: системный и комплексный подходы, исторический и сравнительный анализ, методы анализа и синтеза.
К эмпирической базе исследования можно отнести отраслевые отчеты, а также отчеты региональных органов власти, в которых представлены основные мероприятия по реализации кластерной политики в конкретном регионе и показатели ее эффективности.
Также используются научные статьи российских авторов, в которых отражены их оценки эффективности кластерной политики.
Структура работа обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком использованных источников и литературы.
В первой главе исследования представлены теоретические основы кластерной политики, ее сущность и нормативно-правовые основы реализации.
Во второй главе представлен анализ основных направлений и оценка эффективности кластерной политики в Пермском крае.
В заключении представлены выводе по всем пунктам исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность и основные понятия кластерной политики
Исследование кластеров особенно актуально в условиях экономического кризиса, когда необходим поиск новых форм организации и самоорганизации предприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности. Кластерный подход позволяет рассмотреть и дать характеристику отраслей применительно к конкретной территории, в частности региону, и особенностям ее функционирования и развития, что значительно расширяет и дополняет отраслевой подход.
Для развития конкурентного потенциала территорий необходимо создание и эффективное функционирование кластеров, направленных на инновационное развитие. Территориальные кластеры играют важную роль в экономическом развитии ведущих стран и регионов мира. Развитие кластеров стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала территорий, формированию конкурентных преимуществ и уникального облика региона или территории, способствующего привлечению инвестиций в регионы.
В 2012 году стартовала Программа Минэкономразвития России по поддержке пилотных инновационных территориальных кластеров (ИТК), в ходе которой были отобраны 27 заявок. Все они располагаются в регионах с высоким уровнем инновационного развития, на территориях которых созданы наукограды, особые экономические зоны (ОЭЗ), закрытые территориальные образования (ЗАТО) .
Пилотные ИТК осуществляют деятельность по следующим направлениям: ядерные и радиационные технологии, производство летательных и космических аппаратов, судостроение, фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность, новые материалы, химия и нефтехимия, информационные технологии и электроника.
Программа стала первой за десятилетие и наиболее масштабной среди подобных национальных инициатив. На каждый бюджетный рубль кластерам удалось привлечь более 3,5 рублей частных инвестиций, суммарный объем которых достиг 360 млрд. руб. Кроме того, на фоне негативных общеэкономических тенденций кластеры продемонстрировали положительную динамику по ряду показателей: рост выработки на одного сотрудника на 10%, увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест на 33%, рост объемов производства на 429 млрд. руб. и достижение суммарной отметки в 2 трлн. руб.
При этом основные показатели развития кластеров значительно превосходят средние значения по регионам, где они расположены: объем совокупной выручки их участников от продаж продукции на внешнем рынке в среднем выше на 20%, объем отгруженной инновационной продукции, работ и услуг — на 60–90%.
Что касается показателей на 2018 год, то планируется, что участники кластера покажут увеличение количества рабочих мест по сравнению с 2016 годом на 9% — с 150 тысяч до 163,5 тысяч. Также ожидается рост объема экспорта продукции участников 19 кластеров на 40% — с 94,4 млрд рублей в 2016 году до 132 млрд рублей в 2018. Общий объем поставок товаров, работ и услуг до конца 2018 года увеличится на 30% — с 597.7 млрд рублей в 2016 году до 777 млрд рублей по итогам 2018 .
Учитывая, что решающий вклад в достижение совокупных показателей внесла группа лидеров ИТК, с 2016 года Минэкономразвития России реализует приоритетный проект «Развитие инновационных кластеров — лидеров
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.//Консультант Плюс
2. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. // Консультант Плюс
3. Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». М.; 2014
4. Федеральный закон № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». М.; 2015.
5. Закон Пермского края № 440-ПК от 03.03.2015 «О промышленной политике в Пермском крае» // Консультант Плюс
6. Закон Пермского края от 02.04.2008. № 220-ПК «О науке и научно-технической политике в Пермском крае» // Консультант Плюс
II. Литература
1. Абрамов Р.А. Механизмы реализации инновационного развития регионов: российский и зарубежный опыт // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-2. – С. 333-336.
2. Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14407 (дата обращения: 01.04.2019).
3. Вейс Ю.В., Кудрявцева Е.А. Кластерная политика как механизм активизации инвестиционной деятельности: зарубежный и российский опыт // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2014. – № 4(14). – С. 61-69.
4. Володарская Е.А., Мотова Д.Б. Инструменты государственного управления формированием и развитием инновационных кластеров // Человеческий капитал. – 2014. – № 4(64). – С. 25-31.
5. Доклад министерства экономического развития России «Кластерная политика в России: достижение глобальной конкурентоспособности» / Доклад. Минэкономразвития России, ВШЭ. М: 2018
6. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Обзор зарубежного опыта реализации кластерной политики в развитии территорий // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – С. 401-414.
7. Кудрявцева Т.Ю., Схведиани А.Е. Анализ взаимосвязи между кластерной специализацией и валовым региональным продуктом // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 5. С. 66–73
8. Кузнецова Н.В., Воробьева Н.А. Кластеризация экономики: зарубежный опыт развития и перспективы России // Экономика науки. – 2016. – № 2. – С. 130-137.
9. Куценко Е. С., Абашкин В. Л., Фияксель Э. А., Исланкина Е. А. Десять лет кластерной политики в России: логика ведомственных подходов // Инновации. – 2017. - №12, С.46-58
10. Мельников А.Е. Кластерная политика как эффективный инструмент развития территорий: исследование зарубежного опыта // Вопросы региональной экономики. – 2017. – № 3(32). – С. 50-56.
11. Мохов А.А. Правовые проблемы реализации кластерной политики в здравоохранении // Российский медицинский журнал. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-realizatsii-klasternoy-politiki-v-zdravoohranenii (дата обращения: 01.04.2019).
12. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Кластерная политика в стратегии инновационного развития России и зарубежных стран // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165
13. Пермский кластер сельскохозяйственного машиностроения получил официальный статус // https://veved.ru/perm/perm-news/109489-permskij-klaster-selskoxozyajstvennogo-mashinostroeniya-poluchil-%5bfont%20color=blue%5d%5bfont%20color=blue%5doficial%5b/font%5d%5b/font%5dnyj-status.html