Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее дискуссионных проблем Евросоюза является на сегодняшний день европейский ислам. В решении данной проблемы существует ряд трудностей. Можно выделить такие, как отсутствие единства в среде мусульман в Европе, стремление сохранить мусульманские ценности и отказ от их видоизменения. Это мусульмане считают необходимым для своего развития экономического и социального. Со стороны европейского общества трудностью является желание сохранения своей секулярной культуры и страх перед крепкими религиозными ценностями со стороны ислама.
Начиная с 1960-х годов, иммиграционная политика западноевропейских стран претерпела ряд изменений. Поток трудовых иммигрантов из стран мусульманского мира сменился потоком беженцев и политических эмигрантов, которым предоставлялось политическое убежище. Количество мусульман в западноевропейских государствах определить достаточно трудно, так как среди иммигрантов велик процент незарегистрированных проживающих нелегально. К тому же не каждый выходец из мусульманской страны является мусульманином. Государства Европы столкнулись с проблемой, которая лет 30-40 назад еще и не стояла на повестке дня, а в настоящий момент стала одной из ключевых и требует безотлагательного решения. Это проблема аккультурации мусульманских общин в Европе. Существующие мусульманские общины и организации, часто получающие финансовую поддержку из-за рубежа, играют существенную роль как в экономике, так и в социальной и политической сферах жизни европейских стран.
В таких странах как Великобритания мусульманские общины в настоящий момент способны оказывать значительное влияние на общественно-политические процессы. Они выступают со все более решительными требованиями признать их самобытность, сделать ислам частью общественной жизни европейских стран. Мусульманские общины представляют интерес для анализа в связи со своей устойчивостью к внешним влияниям, разветвленной этно-конфессиональной и организационной структурой.
Огромное влияние на них и на отношения с принимающим обществом также оказывают страны-доноры мусульманской иммиграции и традиционные спонсоры ислама в глобальном масштабе. В итоге рост и усиление мусульманских общин Европы формирует ряд противоречий, включающий проблемы интеграции иммигрантов в принимающее общество, мусульманско-христианского диалога, гармонизации иммиграционной и национальной политики на общеевропейском уровне, урегулирования локальных этно-конфессиональных конфликтов в Европе и за ее пределами; вопросы борьбы с ксенофобией и создания антидискриминационного законодательства.
Объектом исследования стали мусульманские общины в Европе.
Предметом исследования выступили проблемы адаптации мусульманских общин в странах Евросоюза.
Целью данного исследования является изучение проблемы адаптации мусульманских общин Европе. Для достижения данной цели целесообразно поставить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности формирование мусульманских общин в Европе;
2. определить проблемы адаптации мусульман в Европе;
3. выявить особенности и специфику отношений внутри мусульманской общины; охарактеризовать социальное положение мусульманских общин в странах ЕС и их взаимоотношения с принимающим обществом;
4. показать участие мусульман в общественной и политической жизни ЕС.
1.Ислам и шариат как норма и образ жизни
1.1.Основные положения ислама как религии
«Ислам» означает «покорный Аллаху» в переводе с арабского языка. Последователи ислама называют себя «муслим», что в переводе означает «преданный Аллаху». В русском языке данное арабское слово трансформировалось в слово «мусульманин».
Ислам зародился на западе Аравийского полуострова в начале VII века. Городами возникновения исламской религии были города Мекка и Ясриб (Медина). В современном мире территория этих городов входит в состав Саудовской Аравии. Основателем данной религии является великий пророк - Мухаммад, в переводе с арабского означающий «прославленный». Мухаммад был пастухом от рождения, но стал купцом после женитьбы на богатой вдове. В 610 году у Мухаммада появились «видения», он начал видеть то, что было недоступно другим: ангелов, таинственные деревья, и он начал слышать то, что не могли слышать другие: голос Аллаха, голоса ангелов. Голоса вещали ему содержание священной книги под названием – Коран, в переводе на русский язык - «Чтение вслух». Таинственные голоса повелевали ему проповедовать веру в Аллаха и осуждать многобожие. В возрасте сорока лет Мухаммад начал вести проповедническую деятельность.
Во второй половине 17 века первоначально единый ислам разделился на две большие конфессии: суннизм и шиизм. В 18 веке от шиитов отделилась еще содна конфессия – исмаилизм. Таким образом, сформировались три основные исламские конфессии - суннизм, шиизм, исмаилизм. Кроме указанных в исламе существует еще несколько десятков небольших по численности конфессий. Самой распространенной является суннизм, ее приверженцы составляют 80% мусульман всего мира.
Всего в мире насчитывается сорок четыре мусульманских стран. Одна из мусульманских стран – Турция, которая расположена одновременно в Азии и в Европе, одна страна находится в Европе – это Албания, 16 стран располагаются на африканском континенте и 26 стран в Азии. В сорока из этих стран преобладают сунниты среди верующих и только в четырёх большую часть верующих составляют шииты: в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
В Российской Федерации ислам по распространённости является второй после православия конфессией. Мусульмане преобладают в трех регионах России: на Северном Кавказе, включая Чечню, Дагестан, Ингушетию, Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию, в Татарской республике и Башкирской республике.
Все священные исламские книги ислама делятся на две группы:
«Коран», включающий книгу-произведение и книгу-том;
«Сунна» («Предание»), состоящая из шести книг-произведений и около ста книг-томов.
Согласно исламскому вероучению, существуют два «Корана»: небесный, так называемый оригинал и земной «Коран» - копия. Небесный «Коран» был всегда, он хранится под троном Аллаха в единственном экземпляре. У земного «Корана» существует много копий, но точной является только копия на арабском языке.
Содержание земного «Корана» было передано людям по цепочке: Аллах диктовал его ангелу Джабраилу, ангел передавал пророку Мухаммаду, а Мухаммад уже в виде проповедей доносил до своих учеников.
Коран содержит 114 сур, то есть глав, а суры в свою очередь делятся на части, называемые аятами.
Сунна представляет собой сборник изречений Мухаммада и рассказы о его жизни. Авторами рассказов о жизни Мухаммада считаются его современники.
Иерархия в исламской религии
В исламе существует шесть групп сверхъестественных существ:
Бог (Аллах), у которого 100 имён, и только из них одно подлинное, неизвестное смертным;
ангелы,
злые джинны, созданные из огня Аллахом, противники его воли;
добрые джинны, являющиеся помощниками Аллаха;
гурии,
Бурак.
Аллах сотворил землю, всех живых существ, семь небес, рай, находящийся на седьмом небе и ад, расположенный ниже первого неба. Над седьмым небом размещается трон Аллаха.
В исламе есть пророки (наби) — это люди, которым Аллах поручил возвещать людям истину, состоящую из двух основных частей: истине о правильной религии и истине о правильной жизни.
Среди пророков выделяются посланники, получившие от Аллаха не только устные, но также и письменные откровения.
Среди посланников наибольшим почитанием пользуются девять человек, называемых «стойкими пророками». Следует отметить, что восемь из девяти посланников почитаются и христианами: Ной (Нух), Иаков (Якуб), Авраам (Ибрагим), Иосиф (Юсуф), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса). По мнению мусульман, христиане исказили не только имя Исы, но также характеристику его внутренней природы. Для них Иса – это великий пророк, но не бог. Из девяти стойких пророков наибольшим почитанием пользуется – Мухаммад, обладающий титулом «Печать пророков».
С событиями из жизни Мухаммада связано два больших мусульманских праздника:
мавлюд - день рождения пророка;
мирадж - день вознесения пророка на небо для беседы с Аллахом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бекбосынова С.С. Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ. Автореферат. М., 2007. 28 с.
2. Излученко Т.В. Евроислам: направления и проблемы в начале XXI в. //Молодежь и наука XXI века. 2009. №3. С. 30-36.
3. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. Отв. ред. проф. Хорос В.Г М. ИМЭМО РАН, 2011. - 366 с.
4. Колпинская Е.Г. Государственная политика Великобритании и Франции в отношении мусульманских общин во второй половине ХХ – начале XXI вв. (сравнительный анализ). Автореферат. Томск, 2008. 26 с.
5. Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: (исторический аспект). М.: Вече, 2010. 217 с.
6. Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф., Мухаметшин Р.М., Харисова Л.А. Исламоведение: М.: Изд-во МИУ, 2008. - С.192-196.
7. Ланда Р. Социология современного Востока. М.: Восточный университет, 2008. 235 с.
8. Левин З. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: Дрофа, 2001. 671 с.
9. Малашенко А. Выстраивая отношения с мусульманским миром. М.: Вече, 2011. 379 с.
10. Мешлок Т.Р. Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине ХХ века. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Краснодар, 2007. – 26 с.
11. Нетесова Ю. Политика стран Европы и радикализация мусульманских общин/Ю. Нетесова//Космополис. 2008. №3(22). C.104-116.
12. Нетесова Ю.С. Исламистский исламизм в странах Европейского Союза. Афтореферат. М., 2012. 31 с.
13. Понамарева А.М., Татунц С.А. Интеграция мусульманских общин в европейские общество и внешнеполитический фактор//Социология и политология. 2008. №8. С. 16-27.
14. Решетняк А.М. Политическая модернизация в исламской социокультурной среде. Автореферат. Краснодар, 2011. 28 с.
15. Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Сб. ст. «Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007». М.: РОССПЭН, 2008. С. 18-35.
16. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада. М.: ООО Издательство АСТ, 2001. 150 с.