Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в условиях современных реалий направления социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление взаимоотношений с другими государствами зависят от факторов, влияющих на успех осуществления внешней торговли. Большое значение в этом имеют таможенные органы, выступающими регуляторами правоотношений, которые возникают в процессе перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
Но исполнение Федеральной Таможенной Службой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) невозможно без привлечения иных субъектов правоотношений – юридических лиц, осуществляющих услуги в таможенном деле. Деятельность таких лиц осуществляется таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, владельцами складов временного хранения, таможенными представителями (брокерами) при условии внесения их в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Одной из главных составляющих внешнеэкономической деятельности является процедура таможенного декларирования. Значимым элементом развития таможенного дела, в подходе взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, является развитие официально установленных основ обеспечения таможенного декларирования. Определяющей основой новых преобразований обязан стать таможенный представитель (брокер), как посредник между таможенной системой и участникам внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем функции таможенного представителя (брокера) должны охватывать все виды услуг, вблизи таможенного сервиса.
Как ни странно, но в российской практике сложилась такая ситуация. Обязанность таможенного представителя отстаивать перед таможенным органом интересы своего клиента-участника международной торговли. Но это находится в логическом противоречии с его зависимостью от Федеральной таможенной службы, которая через ведение реестра осуществляет допуск этого представителя к его бизнесу.
Целью работы выступает рассмотрение правовой базы деятельности таможенных органов.
Цель исследования рационально подразумевает решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы деятельности в сфере таможенного дела;
- рассмотреть таможенные органы как субъектов таможенного права;
- изучить структуру таможенных органов.
Объект исследования – правовые основы взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
За теоретическую основу взяты международные соглашения договоры исследования соглашения, отечественные фундаментальные и прикладные научные труды по экономике, праву и таможенному делу, статьи о деятельности таможенных представителей.
В качестве методологической основы выступают такие приемы, как законы формальной логики, сравнение, аналогия, анализ, индукция и дедукция.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Таможенные органы Российской Федерации как субъекты административной юрисдикционной деятельности
В настоящее время в связи с созданием и функционированием Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) роль Федеральной таможенной службы как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, неуклонно возрастает. ЕАЭС действует на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке [1].
Таможенные органы России, страны-участницы ЕАЭС, выполняют широкий спектр возложенных на них задач и функций, и полномочий в сфере государственного управления.
Таможенные органы, как органы федеральной государственной исполнительной власти, выполняют фискальную, нормотворческую, информационную, консультационную, служебную (кадровую), организационную, функциональную, информационно-технологическую, административно-разрешительную, контрольно-надзорную (контрольно-проверочную), правоохранительную и иные виды деятельности, которые регулируются нормами права наднационального уровня законодательства Евразийского экономического союза [2] и национального уровня законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза [3].
Таможенные органы Российской Федерации в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе и являются субъектом административной юрисдикции [4]. Перечисленные полномочия Таможенных органов нормативно закреплены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и зафиксировано в гл. 22, 23 КоАП РФ.
Правовые основы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов условно можно разделить на четыре уровня.
Первый уровень — международные договоры РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза.
Второй уровень — федеральные нормативные правовые акты (Конституция РФ, КоАП РФ; Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан и др.).
Третий уровень — подзаконные нормативные правовые акты (Указ Президента РФ от 16.11.1998 г. № 1396 (в ред. от 30.09.2012) «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и др.).
Четвертый уровень — ведомственные акты ФТС России (приказ ФТС России от 06.10.2009 г. № 1828 «Об утверждении Инструкции об организации контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях»; приказ ФТС России от 13.01.2016 г. №19 «Об утверждении инструкции о порядке подготовки и направлении запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, международных запросов в связи с проведением проверок по материалам, находящимся в производстве оперативных таможен; приказ ФТС России от 24 января 2008г.№45 «Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях, а также принимаемых по ним решений» и др.) [5].
Проблемой правового регулирования является то, что источники правового регулирования таможенного администрирования имеют разно-отраслевую принадлежность, так как детерминированы совокупностью норм конституционного, административного, финансового, гражданского и других отраслей права [6].
Юрисдикционный процесс как совокупность административно-процессуальных норм, регламентирует деятельность таможенных органов по разрешению правовых споров и применению мер административного пресечения и принуждения, рассмотрению дел об административных правонарушениях и применения мер административной ответственности.
Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов и их должностных лиц состоит в правовой оценке действий участников внешнеэкономической деятельности в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу согласно таможенным процедурам, осуществления таможенного контроля, а также уплаты таможенных пошлин налогов и сборов; в назначении санкций в несудебном или судебном порядке к лицам, виновным в совершении правонарушений в сфере таможенного дела, установленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Проблемы административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти ученые исследуют много лет, но пока еще они окончательно не разрешены. С развитием административного законодательства и существованием досудебных форм разрешения административно-правовых споров обнаруживаются новые возможности для изучения административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
В сфере борьбы с правонарушениями в области таможенного дела административно-процессуальная деятельность таможенных органов в борьбе с нарушениями таможенных правил все чаще приобретает характер юрисдикционный, который направленный на разрешение возникших правовых споров с участниками внешнеэкономической деятельности, принятия решений по делам о нарушении таможенных правил и применение к правонарушителям мер принуждения. Практика показала, что многочисленные нарушения прав участников ВЭД допускаются при производстве и рассмотрении таможенными органами дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.
К сожалению, единого нормативного акта, в котором были бы объединены все права и обязанности, вверенные гражданам как участникам административных и таможенных правоотношений, в государстве нет. Это объясняется тем, что помимо указанной выше причины, заключающейся в многообразии прав и обязанностей граждан, в правоотношениях с участием таможенных органов их контрагентами могут быть как граждане, так и лица без гражданства, обладающие различными правами и обязанностями [16].
На сегодняшний день наиболее острым остается вопрос упорядочения административных процедур в таможенной деятельности, для усиления позиций правового регулирования отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, осуществления отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. 26 октября 2017 года Государственная Дума ратифицировала договор о создании Таможенного кодекса ЕАЭС. Документ предполагает создание единого таможенного законодательства на территории союза. «Кодекс содержит универсальные нормы, прямые и обязательные для применения на всей территории Евразийского таможенного союза без возможности регулирования на национальном уровне».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Таможенного союза // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №50, ст. 6615. ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 25. 2018. № 1. 76
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 нояб. 2010 г. № 31 1-ФЗ: в ред. от 29 июля 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Сидоров Е.И. Федеральная таможенная служба как субъект административной юрисдикции // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 1061−1066.
4. Таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / под ред. Н.Д Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
5. Кургалимова А.Ю. Проблемы административной юрисдикции таможенных органов на современном этапе // Молодой ученый. 2015. №9. С. 860−862.
6. Кулмамбетов Ч.Д. Таможенные органы как субъекты административной юрисдикции // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 54−57.
7. Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года, URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512
8. Распоряжение ФТС России от 23.10.2015 N 324-р «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190764/.
9. Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года, URL: http://away.vk.com/away.php.
10. Электронное декларирование 2017 года, URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25839:-2017-9999-5367&catid=40:2011- 01-24-15-02-45&Itemid=2055.
11. Конференция Приволжского таможенного управления, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на тему: «Организация работы таможенных органов Приволжского региона в условиях функционирования Приволжской электронной таможни и Приволжского таможенного поста (центра электронного декларирования).
12. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства Рос. Федерации oт 16 сент. 2013 г. № 809: в ред. от 12 июня 2017 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №38, ст. 4823.
13. Тимонина М.Г. Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. №22. С. 625−628.
14. Сафоненков П.Н., Зубач А.В., Сафоненкова О.А. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2015.
15. Положение о Федеральной таможенной службе: утв. постановлением Правительства РФ от 16 сент. 2013 г. № 809: в ред. от 12 июня 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид наук. Екатеринбург, 2000. С. 40−45.
17. Дроздова С.А. «Позитивные» административные процедуры в таможенной деятельности // Таможенное дело. 2017. №2. С. 3−5.
18. Гречкина О.В. Нормотворчество таможенных органов в сфере административной юрисдикции современном этапе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2013. №4. С. 111−114.
19. Агамагомедова С.А. Оптимизация отдельных административных процедур в рамках защиты интеллектуальных прав таможенными органами // Административное и муниципальное право. 2015. №° 3. С. 283−290.
20. Удалова З.В. Применение методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (19−20 ноября 2015 г.). Ростов н/Д, 2015. С. 133−141.