Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование эффективной рыночной инфраструктуры - это одно из необходимых условий для преобразований экономических отношений в стране. Степень эффективности экономических реформ зачастую зависит от уровня развития инфраструктуры, и как отдельных видов ее рынков, так и типов, обеспечивающих общие условия воспроизводства: производственный, социальный, институциональный, информационный и экологический.
Производственная инфраструктура занимает важную роль в экономической системе страны, в связи с тем, что как исторически, так и логически возникает в процессе труда и его разделения, а также разделения функций на основные и вспомогательные. Уровень развития производственной инфраструктуры региона напрямую зависит от специфики его отраслей производства и происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства.
Проводимые в России экономические преобразования и их последствия напрямую отразились на состоянии производственной инфраструктуры многих регионов. Учитывая существенное влияние производственной инфраструктуры на эффективность функционирования предприятий, а также благодаря участию производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства актуальность исследования данной проблемы остается и до настоящего времени.
1.1 Понятие и классификация производственной инфраструктуры
В современной экономической теории анализ производственной инфраструктуры, несомненно, актуальный вопрос. Впервые такое понятие «инфраструктура» появилось в конце 40-х годов нашего столетия, а среди причин, побудивших рассматривать ее как самостоятельный элемент в экономической системе можно назвать: углубление общественного разделения труда и невозможность полноценного развития инфраструктуры только с использованием рыночного механизма.
В настоящее время, ни в отечественной, ни в зарубежной экономической литературе, нет единого понятия инфраструктуры. Наиболее обобщенное определение инфраструктуры в отечественной экономической науке, следующее: «Инфраструктура — это совокупность вспомогательных отраслей и/или подотраслей производственной и непроизводственной сферы» .
Более детальное изучение вопроса производственной инфраструктуры региона основывается на ее классификации. С учетом разностороннего характера элементов производственной инфраструктуры, можно классифицировать ее по следующим признакам:
1) форма собственности на средства производства субъектов инфраструктуры;
2) способ управления деятельностью субъектов производственной инфраструктуры;
3) отраслевая специфика основного производства;
4) организационная специфика основного производства;
5) пространственная принадлежность;
6) этапы возникновения;
7) фактор времени;
8) назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления;
9) функции на различных стадиях производства;
10) масштаб спроса и предложения производственных услуг.
При этом, всю производственную инфраструктуру можно разделить на три большие группы: межотраслевую, внутриотраслевую и внутрипроизводственную.
Разграничение отраслей производственной инфраструктуры таким образом особенно важно при разработке прогнозов развития этой сферы, так как управление большинством отраслей производственной инфраструктуры производится по отраслевому признаку соответствующими государственными органами, а также министерствами и ведомствами.
Традиционно, к межотраслевой группе относят следующие элементы: связь, транспорт, водо-, тепло-, электро и газоснабжение и др. К внутриотраслевой группе производственной инфраструктуры: агрохимические службы, мелиоративные системы, ветеринарное обслуживание и остальные, работа которых заключается в обслуживании предприятий одной отрасли. Как правило, такими субъектами являются элементы внешней инфраструктуры. Подобного рода элементы, которые относят к внутренней инфраструктуре, выступают составляющими блока внутрипроизводственной инфраструктуры.
Производственную инфраструктуру также можно классифицировать по функциональному назначению. Согласно данной методике, все элементы инфраструктурного обслуживания применительно к деятельности хозяйствующего субъекта делят на три группы:
первая — предприятия, обеспечивающие формирование условий производства;
вторая — предприятия, обеспечивающие условия функционирования непосредственно технологического процесса производства продукции;
третья — предприятия, обеспечивающие реализацию готовой продукции.
Первая и третья группы, представляют собой:
• складское хозяйство;
• оптовая торговля;
• деловые услуги;
• информационное обеспечение и др.
При этом, оптовая торговля не только обеспечивает процесс обращения продукции, но и такие внешние условия общественного производства, как:
• реализация материальной продукции;
• предоставление товаропроизводителям информации о состоянии и структуре спроса на производимую ими продукцию.
Ко второй группе относят:
• материально-техническое снабжение;
• ремонтно-механические мастерские;
• транспорт;
• связь;
• водо-, тепло-, электро и газоснабжение и др.
Относительно некоторых сфер производственной инфраструктуры такая классификация считается условной, так как ряд ее элементов (например, транспорт), имеет специфичный межотраслевой характер и ввиду этого, а также особенностей функционирования, должен быть отнесен ко всем трем группам одновременно.
Производственная инфраструктура носит комплексный характер и согласно критериям объемов спроса и предложения производственных услуг, ее принято классифицировать на субъекты федерального, межрегионального и местного значения.
Согласно данной классификации субъекты федерального значения занимаются обслуживанием хозяйствующих субъектов в масштабах страны в целом. К таким субъектам, относятся предприятия, оказывающие редкие, (специфичные) производственные услуги, которые в состоянии содержать не каждый регион, поэтому они входят в состав немногочисленных государственно-важных предприятий (отраслей). К таким предприятиям, например, относится обслуживание секретных производственных технологий в сфере военно-промышленного комплекса, обслуживание атомных электростанций и т.п. Особенность субъектов данной категории определена целью их создания: необходимость их работы может быть продиктована как «снизу» — непосредственные нужды сразу нескольких регионов, так и «сверху» — формирование региональных подразделений более крупных структур.
Анализ производственной инфраструктуры региона с позиции выше названных признаков дает возможность подойти к комплексному анализу ее развития, определить диспропорции, направления усовершенствования и использовать полученную информацию при составлении региональных программ по ее совершенствованию.
Теоретическая значимость такого подхода к классификации заключается в том, что ее использование, позволяет рассмотреть производственную инфраструктуру точки зрения комплексной составляющей региональной экономики. Практическая значимость подхода в возможности учитывать проблемы и противоречия в каждой из групп, соответствующих тем или иным классификационным признакам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.В. Региональная экономика: учебник для бакалавров и специалистов / А. В. Андреев [и др.]; Питер, 2015. - 461 с.
2. Ермошина, Г. П. Региональная экономика: учебное пособие / Г.П. Ермошина, В. Я. Поздняков; под ред. В. Я. Позднякова. - Москва: Инфра-М, 2017. - 576 с. (10 экз.)
3. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва: КноРус, 2016.— 262 с.
4. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник для вузов / Г.Г. Фетисов, В. П. Орешин.— Москва: Инфра-М, 2015.— 416 с.
5. Шедько, Ю. Н. Система государственного и муниципального управления : учебник для бакалавров / Ю. Н. Шедько. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 570 с.
6. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
7. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт.- Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/
8. https://ru.wikipedia.org