Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения вопросов современной доктрины обеспечения национальной безопасности связана с тем, что государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности обеспечивает стратегические приоритеты страны.
Национальное государство остается одним из ключевых игроков всей системы международных отношений. Его местоположение на международной арене определяется множеством обстоятельств, в том числе глобальными вызовами и угрозами. Их наличие заставляет государства по-новому выстраивать собственную национальную безопасность.
Стратегия национальной безопасности нашего государства, принимая во внимание современные вызовы и угрозы является основой для прогнозирования возможных рисков при принятии разнообразных политических решений, что в конечном итоге направлено на защиту и обеспечение национальных интересов страны. Стратегия национальной безопасности представляет собой базовый фундаментальный документ на основе которого осуществляется перспективное планирование дальнейшего развития всей системы обеспечения национальных интересов России. Именно по этому документу во многом выстраивается система стратегических национальных приоритетов государства, формируются цели и задачи в области как внутренней, так и внешней политики.
Обеспечение национальной безопасности — важнейшая стратегическая задача для всей системы государственных органов нашей страны. Состояние поддержания должного уровня национальной безопасности всецело зависит от высшего политического руководства и грамотной организованной работы всех профильных госструктур. Учитывая современную международную обстановку, нестабильность в политике и экономике, а также высокую степень напряженности отношений зарубежных стран в России становится очевидным, что проблемы обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов российского государства являются приоритетными.
Отсюда напрямую формируется важнейшая роль деятельности Совета Безопасности в вопросе обеспечения национальной безопасности России, поскольку этот орган способствует выработке оптимальных грамотных решений в сфере участия вооруженных сил Российской Федерации как локальных, так и в региональных конфликтах.
Вектор современной внешнеполитической деятельности России свидетельствует о намерении руководства страны обеспечивать безопасность и национальные интересы опосредую механизмы активного участия в мировой политике, что в целом способствует решению как внутренних региональных проблем нашего государства, так и в выработке оптимальных вариантов урегулирования глобальных проблем. В этом контексте, работа Совета безопасности РФ представляет собой эффективный механизм действий, который направлен на комплексное и стратегическое обеспечения государственной безопасности и поддержания и защиты национальных интересов.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся между государством и обществом, в процессе обеспечения национальной безопасности РФ в рамках деятельности Совета безопасности РФ и ФСБ РФ.
Предметом исследования является правовой статус и основные задачи и функции Совета Безопасности РФ и ФСБ РФ.
Целью данной работы является изучение института обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации посредство анализа правового статуса и основных направлений работы Совета Безопасности РФ и ФСБ РФ.
Для достижения поставленной цели сформированы и реализованы следующие задачи:
- выявить главные направления обеспечения нацбезопасности РФ;
- исследовать структуру и основные современные направления работы Совета Безопасности РФ.
- Проанализировать статус и полномочия ФСБ РФ.
- Проанализировать деятельность органов ФСБ РФ на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Исследование в работе проведено с использованием методов анализа и синтеза законодательного массива и научных доктрин, исторического метода, сравнительно-правового исследования, а также формально-юридического подхода.
За последние годы в юридической литературе проблеме осуществления деятельности по обеспечению нацбезопасности, в условиях нарастания международной напряженности и укрепления международного терроризма и экстремизма, уделено значительное внимание. При написании работы использованы труды следующих ученых: А. В. Опалева, В.К. Сенчагов, С. В. Петров, В. А. Макашев, Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф., Гольтяпина И. Ю., Жаглин А.В. и многих других.
Структура работы включает в себя введение, две главы и список источников, на основе которых было проведено данное исследование. Первая глава работы раскрывает историю нормативно-правовые основы и основные направления деятельности Совета безопасности Российской Федерации. Вторая глава работы раскрывает статус, задачи и работу органов ФСБ РФ на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Глава 1. Совет безопасности Российской Федерации: правовой статус, задачи и функции
1.1 Правовая основа деятельности, правовой статус Совета Безопасности
Совет Безопасности Российской Федерации в наши дни является специализированным конституционным органом, который реализует подготовку решений главы государства Федерации в сфере обеспечения безопасности.
В основном законе страны Совет Безопасности как отельный орган не упоминается.
В настоящее время правовое положение Совета Безопасности регламентировано Законом РФ от 05.03.1992 «О безопасности», а также отдельным Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, который был утвержден Указом Президента РФ от 02.10.1999 №949 и рядом иных правовых актов Президента страны.
В список основных задач Совбеза РФ входят следующие пункты:
- Обеспечение подготовки докладов и информирование президента нашей страны по вопросам, касающимся обеспечения общественной, экономической, государственной, информационной, оборонной, экологической и прочей безопасности, и охраны здоровья российских граждан.
- Принятие решений, призванных защитить конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и независимость нашей страны.
- Помимо этого, Совет Безопасности РФ осуществляет организацию обороны, оборонного производства и строительства, а также занимается вопросами сотрудничества в военной области нашего государства с остальными странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
- Организация помощи президенту России в вопросах государственной военной политики.
- Совет Безопасности РФ занимается решением вопросов, касающихся как введения, так и отмены чрезвычайного либо военного положения.
- Помимо этого, в функции Совета безопасности РФ входит решение задач, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий.
Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.
Основным документом, регулирующим обеспечение государственной безопасности, безопасности общества, безопасности в экологической сфере и личной безопасности является федеральный закон «О безопасности» от 2010 года, он заменил одноимённый закон от 1992 года.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации .
Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является Президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности .
Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:
• всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;
• выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;
• организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на превенцию или послабление угроз национальным интересам;
• поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.
Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене .
Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:
• поднятие государственной экономической сферы, произведение социально ориентированного и независимого экономического курса;
• усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, закрепление правового порядка, социальной, политической стабильности общества, государственности России, федерализма и местного самоуправления;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок от 21.07.2014) // Российская газета.-N 7.-21.01.2009
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // "Российская газета", N 295, 29.12.2010
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 03.07.2014
4. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О федеральной службе безопасности" // "Российская газета", N 72, 12.04.1995
5. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 03.07.2018) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // "Российская газета", N 161, 15.08.2003
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
7. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // СПС «Гарант максимум»
8. Приказ ФСБ России от 18.09.2008 N 464(ред. от 30.12.2015) "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // "Российская газета", N 213, 10.10.2008
9. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности.- М., 2017. - 74 с.
10. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права.- 2018.- N 9. -С. 31 - 41.
11. Бурда М.А. Угрозы национальной безопасности России // PolitBook. 2015. N 1. С. 91 - 92.
12. Быков А.В. Вызовы в третьем тысячелетии.- СП-б., 2017. - 88с.
13. Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России.- М., 2016. - 125 с.
14. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности// Право и безопасность.- № 2.- 2017.-С. 55-56.
15. Герасимович Л.И. Вызовы и угрозы национальной // Вестник экономической безопасности.- 2017.- N 2.- С. 174 - 176.
16. Гольтяпина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения безопасности в России.- Омск, 2017.– 70с.
17. Грачев С.И. Определяющие тенденции современного и будущего в террористической деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России.- 2014.- N 3 (17).- С. 35 - 38.
18. Гунич С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление.- 2016.-N 1.- С. 50 – 51.
19. Дезлиев М.И. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2017.- 148 с.
20. Дзлиев М. И. Проблемы безопасности. М., 2016 – 90с.
21. Дмитриев Ю.А. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России. С-Пб., 2017 – 80с.
22. Жаглин А.В. Понятийный аппарат теории национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России.- 2104.- N 7.- С.2-13.
23. Зуева А.С. Обеспечение национальной безопасности правоохранительными органами: зарубежный опыт // Миграционное право.- 2014.- N 4.- С. 32 - 33.
24. Иншаков С.М., Казакова В.А. Предпосылки обеспечения национальной безопасности // Российский следователь.- 2017.- N 8.- С. 23 - 27.
25. Ирошников Д.В. Государственная безопасность в РФ // Юридические науки. – 2015. – № 4.- С.4-75.
26. Кардашова И.Б. О роли административно-правовых методов в обеспечении национальной безопасности// Административное право и процесс. -2016.- N 5.- С. 59 – 60
27. Кардашова И.Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. -2016. -N 11.- С. 21 -22
28. Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико- правового анализа) // Право и политика.- 2017.- № 8. – С.11-12.
29. Кичигин Н.В. К вопросу правового регулирования деятельности органов безопасности // Право в Вооруженных Силах.- 2017.- N 11.- С. 100 - 103.
30. Клейменов М.П. Глобализация и угрозы национальной безопасности // Правоприменение.- 2017.- N 2.- С. 164 - 174.
31. Колоткина О.А. Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ // Российская юстиция.- 2018.- N 8.- С. 8 - 10.
32. Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД, 2016. – 180с.
33. Опалев, А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / А. В. Опалев.- М., 2018 - 102с .
34. Прохожев А.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и возможности ее реализации С.-Пб, 2017. – 47с.
35. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21 - 22.
36. Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право.- 2016.- N 3.- С. 37 - 38
37. Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система .- М., 2015. – 60с.
38. Шелепова С.И. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов . – М., 2016. – 50 с.
39. Ягофарова, И.Д. Особенности ограничения прав и свобод человека при обеспечении национальной безопасности государства // Российская юстиция.- 2018.- N 9.- С. 45 - 47.