Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конфликтность – неизбежный спутник в природе государственной власти, направленной на согласование, координацию различных интересов граждан, на определение четких стратегических и тактических целей, распределение дефицитных ценностей и благ. Отсюда большая вероятность возникновения конфликтов в сфере государственного управления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях отсутствия явных следов политического кризиса в России современная политическая нестабильность сдерживается российскими государственными институтами за счёт централизации политического управления преобладающей исполнительной власти и превентивного воздействия на политические конфликты. Такие политические процессы современной России способствуют возникновению проблем и противоречий, которые становятся причиной политических конфликтов нового поколения, решение которых может быть найдено только в совершенствовании существующей в Российской Федерации модели разрешения конфликтов.
Объект исследования: социально–политические конфликты, возникающие в системе органов государственной власти.
Предмет исследования: правовые и политические способы разрешения конфликтов в Российской Федерации.
Цель исследования: анализ и совершенствование существующей в Российской Федерации системы способов разрешения конфликтов .
Задачи исследования:
- изучить способы разрешения конфликтов, понятие, классификацию и и критерии выбора;
- выявить правовые и организационные основы разрешения конфликтов между органами государственной власти;
-установить возможности совершенствования существующей в Российской Федерации модели разрешения конфликтов.
Методы исследования: анализ теоретических источников, сравнение, типологизация.
При выполнении курсовой работы использовались труды Базарова Т.Ю., Кибанова А.Я., Вересова Н.Н., Зигерта В.Н. и др.
1. СИСТЕМА СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1Способы разрешения конфликтов; понятие, классификация и критерии выбора
Как известно, конфликтность представляет собой естественное состояние общества, источник его развития и функционирования. Конфликты между органами государственной власти представляют собой тип социально-политических конфликтов, возникающих из-за разницы в интересах, соперничества и борьбы государственных структур по поводу перераспределения и реализации власти. Объектом таких конфликтов в сфере государственного управления считается распоряжение властью, а их основу, образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.
Конфликты между органами власти рассматриваются как форма взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, реализующих власть в составе определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Поэтому принято считать, что конфликты являются основой механизма адаптации государственной сферы. Так, с одной стороны, они помогают отслеживать возникающие противоречия, а, с другой, – при компетентном управлении конфликтами, добиваться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления ведут не только к деструктивным процессам, но и достаточно позитивным изменениям.
Конфликт, рождаемый из противоречия интересов между государственными структурами, разрешается при достижении баланса интересов.
Нужно брать во внимание и специфику содержания конфликта, его причины, степень интенсивности и особенности субъектов противоборства.
В современной конфликтологии завершающий этап в изменениях конфликтной ситуации принято называть разрешением конфликта. То есть речь идет о завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Разрешение, наряду с урегулированием, затуханием, устранением и перерастанием в другой конфликт является формой окончания конфликта .
Разрешение конфликта предполагает совместную работу его участников, направленную на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта представляет собой его завершение в разнообразных формах:
- прекращение конфликта путем полного подчинения одной стороны другой;
- преобразования обеих противоборствующих сторон на новой основе;
-взаимного примирения конфликтующих субъектов при согласовании их интересов.
Последовательная его реализация включает:
- формирование нормативно - правовой базы взаимоотношений низового звена системы государственной власти и управления высокопоставленными структурами, ее совершенствование по устранению размытости полномочий между ними;
- обеспечение органов власти нужными ресурсами для реализации возложенных на них полномочий и законный контроль за их деятельностью со стороны населения и государства. Именно на этой основе предупреждаются конфликтные ситуации и преодолеваются возникшие противостояния.
Поиску способов разрешения конфликтов в сфере органов государственной власти и управления придается особое значение, так как государство является символом стабильности и гарантом порядка в обществе.
Способ разрешения конфликта – это порядок, образ действий, метод в исполнении работы по прекращению конфликта. Различают следующие способы разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате идентичности мнений сторон;
2) согласие в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
3) примирение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
Рассматривая межличностные конфликты, можно выделить пять способов разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблем. Кроме того, в современной практике существуют следующие способы разрешения социально-политических конфликтов:
— Метод «избегания» конфликта предполагает такие действия как: самоустранение с государственного поста какого-либо политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если государственный служащий не может сработаться с начальством или коллегами и т.п. Нужно учитывать, что противоречие, лежащее в основе конфликта конфликтующих сторон остается, поэтому «избегание» конфликта не есть его разрешения. Например, добровольный уход с политической арены политического деятеля; увольнение с работы по собственному желанию, если работник не может сработаться с руководством; эмиграция из страны и др.
— Отрицание или подмена конфликта предполагает такой способ отношения к конфликту, когда центр остроты конфликта осторожно перемещают в другую область. Например, словесная игра политических деятелей, во время избирательной кампании, часто носит, оттенок скептицизма. Чтобы победить, политику, нужно «набрать» максимум голосов, по необходимости удовлетворяя разные группы населения в их, не совпадающих интересах, поэтому политик вынужден избегать четкой позиции по реальному конфликту, и пытаться, подменять понятия, говоря о разногласиях, руководствуясь сценариями, которые способствуют согласию между политическими субъектами.
— Метод конфронтации (силовой стиль), при котором задача сторон – победить, во что бы то ни стало. Например, такой метод, как «выигрыш-проигрыш», при котором важная цель – победа, а взаимоотношения отходят на второй план. Конфронтация же ведет к кризису и поражению данного режима, его исчезновению (революция в России в 1917 г. и финал перестройки в 1991 году в СССР).
— Метод откладывания конфликта, при котором одна из сторон временно уступает свои позиции, делает вид, что мирится с поражением. Но проходит время, условия меняются, ранее сдавшая свои позиции сторона, накопив силы, деньги, ресурсы, делает попытку вернуть свои позиции и выигрывает. Достаточно распространенный метод в практике политической борьбы и в межличностных отношениях.
— Метод примирения сторон на основе сближения их позиций, интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - Москва: Проспект, 2016. - 336 c.
2.Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 512 c.
3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – Санкт-Петербург: 2013; Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации. // Социс. Социологические исследования. 2005. № 8;
4. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - Москва: РиС, 2015. - 342 c.
5.Берзон Е.Н. Управление конфликтными ситуациями. Методы разрешения конфликтов. // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО СПб, 2014. - С. 47-49.
6.Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 c.
7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание. Конфликт!: Общество и личность. - Москва: Книга по Требованию, 2013. - 190 с.
8.Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. — Санкт-Петербург, 1995.
9.Глухова А.В. Политический конфликт как механизм постсоциалистических трансформаций (Восточноевропейский опыт и проблемы России). // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2007. № 2.
10.Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - Москва: Дашков и К, 2015. - 324 c.
11.Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» Санкт-Петербург: 2000.
12.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. — Москва: 1992.
13.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – Москва: ИНФРА, 2008;
14.Козырев, Г.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c
15.Коваленко, Б. В. Политическая конфликтология / Б.В. Коваленко, А.И. Пирогов, О.А. Рыжков. - Москва: Ижица, 2017. - 400 c.
16.Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон Психология. - 1993.
17.Олейник А.Н. Основы конфликтологии. — Москва: 1992.
18.Сирота, Н. М. Политическая конфликтология. Учебное пособие / Н.М. Сирота. - Москва: ИВЭСЭП, 2015. - 112 c.
19. Степанов, Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие / Е.И. Степанов. - Москва: ЛКИ, 2015. - 176 c.
20. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - Москва: Ассоциация аторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2014. - 272 c.
21. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - Москва: Дашков, 2016. – 240 с.