Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Российские географические условия создают дополнительные угрозы природно-стихийного плана, выражающиеся в возможности наступления таких катаклизмов, как наводнения, оползни, землетрясения, пожары и т.п. Таким образом, Россия подвержена потенциальному воздействию широкого спектра различных угроз и опасностей техногенного характера. К сожалению, в 2017 и 2018 годах многие из опасностей и угроз природного и техногенного характера имели место в силу различных причин их возникновения .
Ленинградская область относится к категории регионов с высоким риском возникновения природных катаклизмов и воздействием природных факторов на жизнедеятельность человека. Именно в данном регионе особенно актуальны мероприятия по оказанию помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Данное обстоятельство обуславливает актуальность и важность темы исследования.
Целью данной работы является анализ деятельности органов государственной власти по защите населения в чрезвычайных ситуациях (на примере Ленинградской области) и разработка проекта по ее совершенствованию.
В соответствии с указанной целью можно выделить несколько исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические и правовые основы обеспечения безопасности населения,
- определить организационные основы государственного управления в области защиты населения при ЧС,
- выявить особенности обеспечения безопасности населения при ЧС в регионах,
- -рассмотреть структуру органов власти и управления ответственных за предотвращение и ликвидацию последствий ЧС в Ленинградской области,
- изучить организационные аспекты обеспечения национальной безопасности при ЧС в Ленинградской области,
-осуществить анализ деятельности «Центра обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Ленинградской области»,
- определить направления совершенствования деятельности органов государственной власти Ленинградской области по защите населения в чрезвычайных ситуациях (на примере Краевого государственного казённого учреждения "Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Ленинградской области",
- выявить направления совершенствование инструментов взаимодействия с населением по вопросам гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Ленинградской области.
Объект исследования – орган управления безопасностью населения при ЧС в Ленинградской области.
Предмет исследования - деятельность объекта исследования по обеспечению действий в условиях чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области.
Теоретическая база исследования учебники и учебные пособия, научные статьи российских авторов, таких как Атаманюк В.Г., Бобок С.А., Гринин А.С., Емельянов А.С., Крючек Н.А., Новиков В.И. и других, рассматривающих различные аспекты данной темы.
Основной законодательной базой исследования являются следующие нормативные акты:
1) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года ;
2) Государственная программа Ленинградской области «Защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, развитие гражданской обороны в Ленинградской области».
Информационная база исследования – статистические данные и отчеты МЧС России и региональной службы МЧС Ленинградской области, а также отчеты и планы Центра обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Ленинградской области.
Методология исследования представлена методами анализа нормативной и публицистической литературы, отчетов министерств и ведомств, сравнительным анализом, морфологическим и статистическим анализом.
Структура проекта обусловлена его сложностью и представлена тремя главами.
1.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Теоретические и правовые основы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется при формировании эффективной системы обеспечения защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций, что обозначено как основной приоритет обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Также данный приоритет раскрыт в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где определены основные направления деятельности органов государственного и муниципального управления для создания организационных структур и мероприятий по обеспечению защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
В Стратегии также определено распределение полномочий и ответственности органов власти за эффективность функционирования системы защиты населения в условиях ЧС.
Следует отметить, что основная задача Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов .
Обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций осуществляется на системной основе.
Система обеспечения защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций включает в себя несколько элементов (рис.1.1.):
Рис.1.1. Система государственного управления в сфере обеспечения защиты населения в условиях ЧС
В процессе обеспечения государственного управления в чрезвычайных ситуациях особенно важны следующие аспекты:
- разработка федеральных и региональных программа обеспечения защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций,
- формирование эффективной организационной структуры управления в чрезвычайных ситуациях, в которую включены не только государственные организации, но и привлечены ресурсы общественных организаций, волонтерских движений,
- пропаганда повышения культуры поведения и знаний населения о правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций,
- развитие систем оповещения о чрезвычайных ситуациях,
- создание инфраструктурных объектов для обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях,
- создание обучающих центров для обучения и повышения квалификации сотрудников МЧС, волонтеров, населения,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальны текст М. : ИНФРА-М, 2010
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Консультант Плюс
3. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации» // Консультант Плюс
4. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс
5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Рос¬сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014, С.5
6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 2014 –2017 годы// http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/AV9v0gvG2e.pdf
7. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2025 года // Консультант Плюс
8. Государственная программа Ленинградской области «Защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, гражданской обороны т поддержка российского казачества на 2018-2020 годы на территории Ленинградской области »
9. Постановление об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность на объектах социальной сферы Ленинградской области на 2016-2020 гг.» // Консультант Плюс
10. Постановление о долгосрочной краевой целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ленинградской области на 2016-2020 гг.» // Консультант Плюс
Научная литература
11. Атаманюк В. Г. Гражданская оборона. М.: Высшая школа, 2008. 207 с.
12. Владимиров В.А. Общие теоретические и научно-методические основы гражданской защиты // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования . 2013. №1. С.570-579.
13. Владимиров В.А. Теории гражданской защиты // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования . 2012. №2. С.549-559.
14. Владимиров В.А. Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них. М.: Воениздат, 1989.
15. Иванов М.В., Смирнов А.В. Аналитическая модель системы обеспечения безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2012. – № 1 .– C. 91–95.
16. Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года. ... Учебник для вузов / Шувалов В.П., Катунин Г.П., Крук Б.И. – М.: Связь, 2008
17. Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности - М., 2001 г.
18. Лукьянович А. В. Оценка качества системы защиты, информирования и оповещения населения при чрезвычайных ситуациях на транспорте / А. В. Алымов, А. В. Лукьянович, А. А. Пашков // Безопасность в техносфере. М.: ИНФРА-М. V. 3. I. 3. C. 43-46.
19. Методические рекомендации по обучению неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области / МЧС РФ. 2012.
20. Направления развития антикризисного управления // Гражданская защита – 2013. - №3. – С.14-16
21. Ушаков К.З. Безопасность жизнедеятельности. Учебник - М., 2001 г.
22. Шойгу К.С. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования . 2013. №1.
Интернет-ресурсы
23. Официальны сайт Главного управления МЧС России в Ленинградской области// http: mchs.len.ru
24. Спасателей много не бывает //http://www.kamchat.info/interview/spasatelej_mnogo_ne_byvaet/
25. МЧС России - новая концепция // http://www.octopus.ru/index.php/articles/2661
26. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Национальная безопасность и национальные интересы России // http://www.diagram.com.ua/info/obzhd/obzhd267.shtml
27. Перспективы развития системы МЧС // http://gz-journal.ru/edition/51400/document823546