Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ. Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.
В настоящее время все более и более явно ощущается интерес общества к национальным истокам, однако сейчас традиционные сюжеты смешиваются с современной действительностью, потому именно сегодня встает вопрос о том, насколько последнее уместно смешивать с классическими мотивами конкретных кистевых росписей.
В данном исследовании мы, помимо прочего, рассмотрим, стоит ли в уже устоявшихся образах и орнаментах кистевых росписей России отражать современную действительность (в тех же, орнаментальных и сюжетных планах), или же, следует укоренившиеся сюжеты оставить без изменений?
«Народное искусство воздействует на формирование вашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность. В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо и заботиться о творческом развитии народных промыслов. Сберечь – не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого. Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике» - пишет В.С. Воронов.
Вспомним историю развития самой Городецкой живописи. Во второй половине XIX века искусство лубочной картинки пошло на спад, и на смену ему пришла так называемая продукция лубочного типа. В типографиях Москвы и Петербурга печатались олеографии и очень плохие по художественному качеству «простовики» — литографии, раскрашенные от руки городскими ремесленниками, недавними выходцами из крестьян. На них изображались современные события, знаменитые люди, например. всем тогда известный генерал Скобелев, сказочные сюжеты, сцены деревенской жизни, пирушки купцов в богатых ресторанах. Эти картинки были столь художественно ничтожны, что никто из искусствоведов и разбираться-то в них не хотел. Зато, как выяснилось, городецкие мастера смотрели на них «во все глаза» и смотрели совершенно не напрасно: им нужно было учиться писать сцены сегодняшней жизни, покупатель требовал от них злободневности сюжетов, сцен жизни горожан и приволжского купечества, знания обстановки домов и современного довольно сложного женского и мужского костюма. Поздний лубок оказался прекрасным подсобным материалом, своего рода шпаргалкой. А талант городецких умельцев состоял в том, чтобы суметь воспользоваться этим рабочим материалом не более, чем подсказкой.
На мой взгляд, необходимо сохранение и устоявшихся образов и орнаментов росписей, для того чтобы не потерять исторические корни, и внедрение новых, соответствующих тенденциям современного мира. Последнее является необходимым условием выживания народных промыслов в рыночной экономике.
Новые сюжеты возвращают интерес к этим промыслам в первую очередь населения России. Мы все конечно знаем и гордимся нашим историческим наследием, но «замыленный» взгляд перестает видеть красоту и уникальность этих художественных произведений. Матрешки с юмористическим изображением политиков, росписи на современные сюжеты при сохранении исторических особенностей живописи дают новую жизнь промыслам. Изменение сюжетов и добавление элементов, соответствующих сегодняшнему дню, прослеживалось и в советское время, когда бытовые крестьянские сюжеты и сюжеты религиозной тематики стали вытесняться сюжетами, продиктованными социалистической пропагандой. Причем, т.к. эти сюжеты все-таки не носили массовый характер, на сегодняшний день именно эти редкие росписи представляют интерес для коллекционеров.
Но здесь, как и во всем нужна золотая середина, чтобы в погоне за прибылью не превратить уникальное и сложное искусство в «ширпотреб».
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНЫЕ И КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Все кистевые росписи по дереву являются довольно важной частью национального наследия самобытной культуры русского народа. История народной росписи в России уходит в далекое прошлое, и связано с бытовыми традициями и укладом жизни, становлением и развитием ремесла и торговли, промышленности и культуры. Быт крестьянства издавна хранил художественные достижения народа. Сохранение народного искусства, рассказы о нем, бережное отношение к нему – это возрождение самой народной души. «Если мы душу народную воскресим, мы воскресим и Русь», - сказал Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.
Сегодня гораздо чаще товары с художественной росписью мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.
Мастера городецкой росписи продолжали вековые традиции нижегородской иконы, особенно растительных орнаментов — «травное письмо». Искусство написания цветов, собирание их в букеты, гирлянды и венки было привычным для мастеров, и именно эти приемы использовались в дальнейшем в городецкой росписи. Красота колорита, отточенные силуэты и построение пространства – это все наследие иконописи. Своеобразие городецкой росписи родилось на стыке традиций староверческого лесного Заволжья, знаменитой Нижегородской ярмарки, которая влияла на экономику, быт, обычаи всего Поволжья». Наблюдая за яркой жизнью ярмарки, крестьянские художники стремились изобразить новые явления, новые костюмы, праздники, прогулки, пароходы и саму ярмарку. Есть предание, что мастера Узольской долины основные свои навыки в живописи получили от художника Н.И. Огуречникова, который реставрировал в 1870 году росписи церкви в селе Курцево. Но не только у живописцев учились местные мастера, но и у резчиков по дереву. Резчики украшали резным узором прялочные донца. Городецкий живописец на маленькой плоскости копылка изображали птиц, цветы, коней. Фантазия мастера проявлялась во все красе на поверхности донца. Здесь уже целые сюжетные линии – модники и барышни, животные и птицы, фантастические розы, дворцы, залы с шумной толпой (Приложение 1, рис. 16). Не смотря на разные сюжеты, мастер соблюдал строгий порядок. Донец разделен на 2 или 3 яруса. Ярусы разделяются цветными полосами или гирляндами цветов.
Приемы построения сюжетных и орнаментальных композиций необычайно разнообразны. Городецкий живописец может написать и незамысловатую бытовую сценку «Сережа-пастушок», изображающую свидание сельской парочки под деревом, а может построить и сложную многофигурную композицию, которую сам мастер озаглавил «Подарок невестке от свекрови». Он чаще других изображал мчащиеся тройки, всадников, военных, пышные застолья и свадьбы (Приложение 1, Рис. 17).
Приёмы, близкие фольклорным, использует городецкий мастер и в обрисовке интерьера, воссоздавая его по наиболее выразительным деталям, характеризующим быт зажиточных горожан: здесь и овальный стол с самоваром, графином и рюмками, кресла и диванчики, стенные часы, картина в богатой раме, по краям свешиваются пышные подборы занавеса, слева и справа пространство замыкают резные колонки. Такой интерьер рисует нам и русская сказка. «Сказочники, не жалея красок, описывают богатые лавки, рестораны, гостиницы, театры, в которых «гуляют» разбогатевшие удачливые герои, — пишет в своём исследовании Э.В. Померанцев. — Даже традиционные чудесные предметы волшебной сказки принимают городской мещанский характер: в традиционную сказку проникают аксессуары городского зажиточного быта…»
После возрождения промыслов в 1930-х годах советской властью изменились и сюжеты росписей. Здесь были и полевые работы, и сельские свадьбы, и «пограничники-отличники», и виды старой Городецкой улицы. Эти произведения занимательны, ярки по цвету, порой очень декоративны по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойченко, И. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. Народные художественные промыслы: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения / И. В. Бойченко; Отв. Ред. Е. А. Колчанова. — Тюмень: Издательство тюменского государственного университета, 2012 — 112 с.
2. Величко, Н. K: Роспись. Техника. Приемы. Изделия [Энциклопедия] — Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999 — 166 с.
3. Горлова, С. Г. Самарские узоры. Рабочая тетрадь по обучению авторской (самарской) росписи.
4. Городецкая роспись [Электронный ресурс]: официальный сайт ООО «Фабрика Городецкая роспись» — Режим доступа: http://gorrospis.ru/
5. Емильянова, Т. И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках / Т. И. Емильянова. — М: Наука,1976 — 115 с.
6. Жегалова, С. К. Русская народная живопись — М: Просвещение, 1984 –160 с.
7. Коновалов, А. Е. Городецкая роспись / А. Е. Коновалов. — Горький: МИР, 1988 — 120 с.
8. Латынин, Л. А. Основные сюжеты русского народного искусства. Прялка. Вышивка. Игрушка / Л. А. Латынин. — Изд-во «Глас», 2006 — 144 с.
9. Марина, Т. А. Городецкая живопись / Т. А. Марина. — М: Звезда, 1970 — С. 30-56.
10. Некрасова, М. А. Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век / М. А. Некрасова — Изд-во: Советская Россия, 1983 — 220 с.
11. Попова, О. С. Народные художественные промыслы — М: Легкая и пищевая промышленность, 1984 — 192 с.
12. Размещение народных промыслов на территории России [Электронный ресурс]: Студенческая библиотека онлайн / 2013-2018 г. — Режим доступа: https://studbooks.net/567730/kulturologiya/razmeschenie_narodnyh_promyslov_territorii_rossii.
13. Сафроненко, В. М. Вторая жизнь дерева — Минск: Изд-во Полымя, 1990 —207 с.
14. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. С. Соколова.; Ред. А. Д. Трейстер. — Москва: ВЛАДОС, 2002.
15. Стасов, В. В. Русский народный орнамент / В. В. Стасов. — Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2016 — 160 с.
16. Сычёв, О. Е. Экспериментальная работа «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики)» — Режим доступа: http://art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm#1
17. Толстухина, Н. В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н. В. Толстухина. — М: Экспресс, 2008 — 140 с.
18. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".
19. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ.
20. Чуянов, С. П. Городецкие праздники — Н. Новгород: Изд-во Арника, 1995 – 160 с.