Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в современном объяснении национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие. Национальная безопасность включает оборону российского государства и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Современная мировая политика, или политика мировая есть система внешнеполитической деятельности государств, международных организаций, политических партий, политических движений, групп интересов, политических лидеров. Свойства мировой политики: включает все процессы и явления, присущие политической в системе международных отношений; основа мировой политики – межгосударственные двух или многосторонние взаимодействия в формах сотрудничества, соперничества и иных, которые исследованы теоретически мыслителями прошлого и конкретизируются современными учёными.
Сотрудничество государств выражается в расширении политических связей между ними на взаимовыгодной основе общности или близости геополитических интересов, взаимодополняемости экономик, однотипности политических систем и культур, религий и идеологий, цивилизационного и этнического родства и иных факторов. Сотрудничество государств в системе мировой политики оформляется их интеграцией в различные ассоциации, содружества, сообщества и союзы, которые выступают в качестве важных субъектов мировой политики. Деятельность субъектов мировой политики происходит с применением особых и разнообразных политических технологий с соблюдением цивилизационных норм культуры. Политическое соперничество государств в мировой политике обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, геополитическими и иными противоречиями.
Важная тенденция мировой политики – возрастание роли международных организаций и институтов, под юрисдикцию которых постепенно переходят многие вопросы, находившиеся ранее исключительно в компетенции национальных государств. При изучении мировой политики и международных отношений в рамках политической науки существенны направления: геополитика; политическая глобалистика.
Целью исследования является анализ национальной безопасности зарубежных стран.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы национальной безопасности.
2. Провести оценку угроз национальной безопасности зарубежных стран.
Объектом исследования выступает национальная безопасность страны.
Предметом исследования является оценка угроз национальной безопасности.
Методологической основой исследования послужили классические общенаучные методы исследования как теоретические, основанные на анализе, синтезе, формализации материалов по изучаемому предмету, так и экспериментальные, основанные на выявлении сходств и различий в изучаемых подходах.
1. Теоретические основы формирования национальной безопасности
1.1. Национальная безопасность страны: понятие
Что такое «национальная безопасность», сам термин был введен Теодором Рузвельтом еще в 1904 году. Изначально данный термин имел узкое понятие и подразумевал под собой оборону или защиту государства от внешних угроз. В данный период времени в США ежегодно с 1986 года Президент обращается с посланием, которое называется «Стратегия национальной безопасности США» к конгрессу. Понятие национальной безопасности трактуется весьма не единообразно, это зависит, в том числе и от похода к понятию «безопасность».
В.А. Спиридонова отмечает, что сам термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого определения данного понятия и, что более важно отсутствует целостная концепция его понимания .
Но обычно под безопасностью подразумевается, в первую очередь, именно физическое выживание и становление государства, сохранение и защита его территориальной целостности и суверенитета, способность уравновешенно реагировать на потенциальные и реальные внешние угрозы.
Сама национальная безопасность предстает перед нами в виде особой, сложной, многоаспектной и постоянно изменяющейся системы.
Национальная безопасность – это своеобразный ориентир положения общества, среды его обитания, способность этого общества выдерживать воздействия исходящее из различных разрушительных факторов, умение адоптироваться к изменяющимся условиям жизни и при этом охранять, и соблюдать высокий уровень жизни. В основе «национальной безопасности» находится триединство отношений, основных социальных субъектов, а именно государство, общество и личности .
Работоспособность и дальнейшая модификация этой системы, детерминировано влиянием большего количество определенных обстоятельств, в том числе: географических, исторических, религиозных, психологических, политических, культурных, демографических, информационных, экономических, этнических и других.
Некоторые научные деятели и отдельные авторы предлагали разграничить внутреннюю и внешнюю национальную безопасность, но во время глобализации, в котором мы живем, это разграничение будет нецелесообразным. В наше время внутренние и внешние угрозы переплетены между собой причинами и следствиями. Поэтому вопросы информационной, экономической, экологической безопасности практически невозможно отнести только к одной сфере деятельности.
Национальное право любой страны призвано защищать национальные интересы. Необходимым звеном, связывающим интересы и право является воля. Воля формируется с учетом реальных возможностей реализации интереса. Однако степень адаптации интересов к реальным возможностям их осуществления может быть различна .
Национальные интересы – это множество устойчивых интересов государства, общества и личности во всех затрагиваемых сферах. Данные интересы в основном обусловлены долговременным характером и в идеале основываясь именно на них, настраивается и развивается стратегия совершенствования политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней.
Для современного этапа ключевое значение приобретают проблемы, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием сепаратистских тенденций на местах, развитием интеграционных процессов внутри страны. Этнополитические угрозы актуальны для современной и ведут к нестабильности внутри страны. Они могут быть различными по характеру и ведут к различным по масштабам отрицательным последствиям для начала процессов модернизации регионов . Интересным с научной точки зрения является тот факт, что современные модели и типы этнополитических угроз характеризуется двумя взаимосвязанными процессами – глобализацией и взрывом этничности .
В виде самых важных и необходимых интересов государства можно рассматривать: обеспечение условий сохранения и развития здорового общества; поддержание стабильности на территории страны; готовность реагировать на природные и техногенные катастрофы; преодоление внутреннего экономического и социального кризиса; преодоления внешнего дипломатического кризиса с западными странами; совершенствование сильной государственности на демократической основе; надежная защита от любой внешней угрозы за счет необходимого оборонного потенциала; обеспечение устойчивого развития экономики страны; эффективная борьба с терроризмом; эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией; дальнейшее налаживание отношений с международными организациями .
Учитывая современные тенденции развития государства, общества и появление новых видов, угроз, можно выделить следующие виды национальной безопасности: космическая безопасность, безопасность операций во всемирной сети, безопасность научно-технического прогресса, инновационная безопасность, интеллектуальная безопасность, биологическая безопасность, психологическая безопасность, моральная безопасность, демографическая безопасность, безопасность вероисповеданий, безопасность объектов национальной экономики, безопасность малых народностей, безопасность стратегических природных ресурсов, безопасность развития науки и образования, безопасность развития муниципальных округов и населенных пунктов, безопасность границ, безопасность от террористических организаций, безопасность новых межгосударственных экономических формаций, безопасность освоения нейтрального природного шлейфа.
1.2.Оценка угроз национальной безопасности зарубежом
Настоящие перемены в международных отношениях определяют важность развития новых подходов к оценке состояния военной, политической и, прежде всего, экономической безопасности всех стран мира. Важность этого обуславливается рядом факторов внешнего и внутреннего характера .
Первый фактор – явно выраженное стремление некоторых государств, прежде всего США, выразить свое верховенство через экономическую блокаду для некоторых государств во имя достижения своих политических интересов. Второй фактор – обострение проблемы соблюдения нормального соотношения между негативными и позитивными сторонами глобализации со стороны обороноспособности страны. Следовательно, можно сделать вывод, что одной из основных задач любого государства мира в современное время выступает развитие такой системы экономической безопасности,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. – 2017. – №2 (27). – C. 56–62.
2. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: Теория и практика. – 2016. – Т. 1. – №43. – С. 57–60.
3. Антонова Ю.А. Значение философии в культуре общества / Ю.А. Антонова, А.Ю. Петровчук, А.С. Послова // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 4-х ч. – Уфа, 2016. – С. 139–144.
4. Антонова Ю.И. Теория и история экономики: Словарь понятий: Учебное пособие / Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов. – Омск: ОмГТУ, 2010. – 472 с.
5. Агаркова Н. В. Обстоятельства, генерирующие преступность военнослужащих // Правопорядок: история, теория, практика. – 2016. – № 2 (3). – С. 113-116
6. Баранов Г.В. Политические технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издательство «Апельсин», 2017. – 149 с.
7. Баранов Г.В. Политология: Учебное пособие. – Омск: ИП Архипов М.И., 2017. – 176 с.
8. Баранов Г.В. Философия политики: практикум. – Мюнхен, 2015. – 262 с.
9. Баранов Г.В. Специфика бытия человека // Интерактивная наука. – 2016. – №6. – С. 96–98.
10. Василенко И.А. Современная российская политика: Учебник. – М: Юрайт, 2017. – 488 с.
11. Военная безопасность в начале XXI столетия / Под ред. В.И. Останкова. – М., 2017. – С. 23.
12. Глебов И.Н. Национальная безопасность: Проблемы правового регулирования. – СПб., 2014. – С. 31.
13. Данилова, Б. Г. Способ совершения преступления как квалифицирующий признак преступного деяния // Российский судья. — 2015. — № 10. – С. 12.
14. Занятость и безработица в марте 2016 года : оперативная информация [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wag...
15. Defence Expenditure of NATO countries (2010–2017). – North Atlantic Treaty Organization. 29.06.2017. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/ pdf_2017_06/20170629_170629-pr2017-111-en.pdf Leaving the European Union: Foreign and Security Policy Cooperation. House of Lords Library. 13.10.2016. URL: http://researchbriefings.parliament.uk/ ResearchBriefing/Summary/LLN-2016-0051
16. Legislative acts and other instruments. Council decision establishing the list of projects to be developed under PESCO. The Council of the European Union. – Official website of the European Union. 01.03.2018. URL: http://data.consilium.europa.eu/ doc/document/ST-6393-2018-INIT/en/pdf
17. Munich Security Report. Munich Security Conference, Boundless Crises, Reckless Spoilers, Helpless Guardians. 2016. URL: https://espas.secure.europarl.europa.eu/
18. (PESCO)%20-%20Factsheet Post-Truth, Post-West, Post-Order? Preview of the MSC 2017 in Berlin. 14.02.17. URL: https://www.securityconference.de/en/news/article/post-truth-post-westpost-order-preview-of-the-msc-2017-in-berlin/ Reflection paper on the future of
19. European defence. – European Commission. 07.06.2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/reflection-paper-defence_en.pdf
20. Renew Europe. The New Concept for Europe. – World economic forum. 19.01.2018. URL: https://www.weforum.org/reports/renew-europe
21. Statement Defence: European Commission Welcomes Steps towards Permanent Structured Cooperation. Brussels. European Commission. 13.11.2017. URL: http:// europa.eu/rapid/press-release_
22. STATEMENT-17-4608_en.htm This is what millennials want in 2018. – World economic forum. 10.01.2018. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/01/this-is-what-millennials-want-in-2018/
23. Witney N., Leonard M., Godement F., Levy D., Liik K., Tcherneva V. 2014. Rebooting EU Foreign Policy. – European Council on Foreign Relations. No. 114. September. URL: https://www.ecfr.eu/page/-/ECFR114_EU_BRIEF_SinglePages_%281%29.pdf