Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития в Российской Федерации идёт передача определённых государственных полномочий в пользу местного самоуправления. Благодаря этому повышается значимость объединений граждан по месту проживания (улица, дом, подъезд) в управлении определёнными социальными процессами местного значения, то есть происходит становление территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление является тем звеном, которое связывает деятельность граждан и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения развития территории ТОС и решения существующих проблем местного значения.
Развитая система ТОС может свидетельствовать о степени развития гражданского общества в России, а также об инициативности населения и его способности решать свои проблемы без прямого участия государства. В свою очередь государство должно стремиться к развитию системы ТОС и поддерживать инициативность населения. Тем самым можно выделить факторы развития территориального общественного самоуправления, к которым относятся: уровень участия граждан в общественной жизни, уровень развития правовой культуры у граждан, уровень инициативности и правосознания населения и др.
Несмотря на все свои преимущества, в настоящее время территориальное общественное самоуправление имеет недостаточную поддержку со стороны населения.
Территориальное общественное самоуправление обладает своими собственными полномочиями, суть которых сводится к обеспечению хозяйственной деятельности и выражению интересов населения, проживающего на территории ТОС. Данные полномочия закреплены законодательно, что подтверждает важность этого института.
Законодательную основу территориального общественного самоуправления в России составляют Европейская хартия местного самоуправления, Конституция РФ, Федеральные законы РФ, наибольшее значение из которых имеет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, а также законы субъектов РФ.
В своей деятельности территориальное общественное самоуправление активно взаимодействует с органами местного самоуправления. Данные органы оказывают активное содействие территориальному самоуправлению, могут оказывать ему организационную помощь, а также координировать деятельность органов ТОС.
Актуальность данной темы обусловлена важностью территориального общественного самоуправления, так как данный институт способствует участию граждан в самоуправлении, позволяя оперативно решать многие вопросы местного значения. Ввиду того, что население наиболее полно осведомлено о проблемах своего дома, подъезда и района, передача отдельных полномочий от муниципальной власти органам ТОС способно значительно снизить время решения проблем. Помимо этого, ТОС способствует воспитанию у населения гражданского самосознания и инициативности.
Целью данной курсовой работы является изучение территориального общественного самоуправления, его особенностей и функций, а также взаимоотношений ТОС и органов местного самоуправления. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, принципы, порядок организации и ликвидации территориального общественного самоуправления.
2. Изучить правовую основу территориального общественного самоуправления.
3. Проанализировать современное состояние территориального общественного самоуправления в Орловской области.
4. Определить направления развития и государственной поддержки территориального общественного самоуправления в РФ.
Объектом исследования являются органы территориального общественного самоуправления Ленинского района города Барнаула.
Предметом исследования являются механизмы осуществления и развития территориального общественного самоуправления в России.
Исследование ТОС в российской общественной практике анализирует такие учёные и эксперты-практики в вопросах самоуправления, как Е.В. Белоусова, А.А. Васильев, С.М. Дмитриев, И. Е. Кокарев, Д. А. Левчик, Н. В. Мальковец, Т.И. Макогон, И. В. Мерсиянова, Е.Е. Секирина, Е.Г. Шаломенцева, Е.С. Шомина и др.
Источниками для исследования является законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, литература и статьи, затрагивающие вопросы территориального местного самоуправления и его взаимоотношений с муниципальными властями.
Метод исследования – изучение и анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение курсовой работы раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ территориального общественного самоуправления. Во второй главе рассматривается территориальное общественное самоуправление на примере города Барнаула. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, принципы, порядок организации и ликвидации территориального общественного самоуправления
В современном российском законодательстве можно выделить две группы форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. К первой группе, одномоментной, можно отнести такие формы, как муниципальные выборы, местные референдумы, сходы граждан, дополнительные голосования, правотворческую инициативу граждан, обращения граждан, опрос граждан и конференцию граждан.
Во вторую группу, системную, можно отнести территориальное общественное самоуправление. Системность ТОС заключается в создании и функционировании организации, имеющую определённую уставом или сходом граждан структуру .
Территориальное общественное самоуправление является одной из самых древних форм управления частью территории. На сегодняшний день, территориальное общественное самоуправление в Российской Федерации является одним из элементов местного самоуправления, способствующим вовлечению граждан в решение вопросов местного значения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 27 даёт легальное определение, из которого следует, что территориальное общественное самоуправление -самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения . Но в то же время отсутствует чёткое определение организационно-правовой формы территориального общественного самоуправления, что становится темой многочисленных дискуссий о месте ТОС в современной модели самоуправления.
Порядок создания и деятельности ТОС закрепляется в уставе и нормативно-правовых актах муниципального образования, на территории которого организуется ТОС. Датой создания ТОС считается дата регистрации его устава.
После получения всех регистрационных документов необходимо в течении месяца обратиться в налоговую службу для выбора упрощённой системы налогообложения. Упрощённая система налогообложения позволяет ТОС платить единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расходов . Кроме того, упрощённая система налогообложения освобождает территориальное общественное самоуправление от выплат налога на добавленную стоимость.
По своей структуре территориальное общественное самоуправление представляет собой систему, состоящую из высшего руководящего органа и выборного постоянно действующего органа управления ТОС. Органы территориального общественного самоуправления как правило создаются посредством выборов на собраниях или конференциях граждан по месту жительства. Органы ТОС избираются на такой же срок, как и представительные органы местного самоуправления, однако на собраниях или конференциях население может установить иной срок.
В структуре органов ТОС можно выделить :
- Высший орган управления ТОС – собрания или конференции граждан;
- Руководящий постоянно действующий орган – совет ТОС;
- Единоличный представительный орган – председатель совета ТОС;
- Контрольный орган ТОС – контрольно-ревизионная комиссия;
- Первичные базовые органы ТОС – старший многоквартирного дома или подъезда, председатель уличного комитета.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые источники
1. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Закон, 2015. – 43с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - №32. – Ст. 3340. Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652
9. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2304.
10. Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле: решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 № 550, ст.8. п.8.2. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы Гарант
Учебники
11. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / Н. С. Бондарь [и др.] ; под ред. Н. С. Бондаря. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 794 с. .
Монографии, диссертации
12. Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: монография (под. ред. Г.Н. Комковой). - "Юстицинформ", 2017 г. // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77709079 (дата обращения: 11.04.2019)
Статьи из периодических изданий
13. Алешкова Н.П. Некоторые проблемы правового регулирования организации территориального общественного самоуправления в городах // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №6. - С.96.
14. Мухин М.А. Территориальное общественное самоуправление: институциональные и правовые противоречия //Ars Administrandi. - 2015. - №2. - С. 169.
15. Подсумкова М.А. Правовые аспекты деятельности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации. // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - №1. - С. 5-9.
16. Общероссийская научно-практическая конференция на тему: "Территориальное общественное самоуправление в малых городах, сельских поселениях и его взаимодействие с органами местного самоуправления" (город Москва, 09 июня 2017 года) // Местное право. 2017. № 3. С. 95-100
Интернет – ресурсы
17. SCI-ARTICLE.RU: электрон. журн. – 2014. – №15. – URL: http://sci-article.ru/number/11_2014.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
18. В Орле создан Совет по территориальному общественному самоуправлению [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_ (дата обращения: 13.04.19).
19. Информация о работе органов территориального общественного самоуправления на территории города Орла [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.orel- adm.ru/index.php?option=com (дата обращения: 13.04.19).
20. Как помочь ТОСам? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://orel.bezformata.ru/ listnews/tosam-v- zaksobranii-regiona-nachalas/60944632/ (дата обращения: 13.04.19).
21. Политика, государство и право [Электронный ресурс] // электрон. журн. 2014. №12. URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/2150 (дата обращения: 16.04.19).