Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема определения функций госу¬дарства, их формы и содержа-ния, а также классификации в настоящее время все еще является дискусси-онной. В научной литерату¬ре можно найти несколько десятков опреде-лений функций государства, причем некото¬рые из них отличаются настолько радикально, что возникает вопрос о целесообразности приведе-ния понятия функции государства к единому знаменателю.
Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социаль-ное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и со-вершенствования проблем, связанных с государством и обществом.
Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассмат-ривались в работах таких ученых, как С.С. Алексеев, В.Д. Ардашкин, В.К. Бабаев, Б.Т. Базылев, В.М. Ба¬ранов, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Вехорев, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, В.Б. Исаков, В.Н. Карта шов, Д.А. Керимов, С.Н. Кожевников, В.В. Лазарев, Н.В. Макарейко, Н.И. Матузов, C.Нерсесянц, Н.В. Петров, А.С. Пиголкин, В.В.Поленина, Т.Н. Радько, В.Б. Романов-ская, Ю.С. Решетов, И.Н. Сенякин, В.В. Сере¬гина, Ю.А. Тихомиров, А.С. Шабуров и др.
Как показывает анализ литературы, про¬блема определения понятия «функции госу¬дарства» изучена еще недостаточно. Отдель¬ные аспекты данного вопроса, получив опре¬деленное освещение в работах указанных ав¬торов, нуждаются в дальнейшем исследовании.
Цель исследования попытаться дать анализ функциям государства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие наибо¬лее важные задачи:
- дать определение понятия функции государства;
- рассмотреть классификацию функций государства;
- проанализировать проблемные вопросы осуществления функ-ций государства.
В про¬цессе исследования применялись диалектический и исторический мето¬ды познания, метод сравнительного правоведения, логико-правовой и системный методы.
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
Государственность - это многоаспектные проявления государства, это различные грани в их развитии и функционировании, проявляющиеся во взаимодействии с различными экономическими, политическими, соци-альными явлениями. В юридической литературе государственность по-нимается как особая форма организации общества, включающая в себя все государственно-правовые явления, динамически развивающиеся во време-ни с присущими им особенностями и закономерностями, возника¬ющими под влиянием экономической, социальной, духовно-культурной и полити-ческой сфер общества. Одним из ключевых элементов государ¬ственности выступает государство.
Государство — это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизне-деятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций.
Исходя из общего определения государства, стоит выделить так называемые функции государства. Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства.
В функциях государства отража-ются основные цели и задачи, стоя-щие перед ним. Цель — это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью является построение правового государства, то одной из задач будет являться предо-ставление гражданам свободного доступа к источникам.
Современное государство характеризуется многообразием раз-личных направлений его деятельности, реализации государственной по-литики. Основные направления деятельности государства в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Учитывая мно-го¬гранность и сложность понятия «функции государства», многообразие под¬ходов и позиций к определению данного понятия является оправдан-ным.
При исследовании научной литературы можно выявить, что понятие «функции государства» либо ограничивают представлением об основных направлениях его деятельности по «управлению обществом», либо расши-ряют посредством включения в их содержание «механизма государствен-ного воздействия на развитие общественных процессов». Недостатками подобных определений является то, что в первом определении не учитыва-ется возможность и реальность государственного воздействия на обще-ственные отношения в связи с управлением и регулированием экономики, влиянием государства на международные политические, экономические и иные отношения. Во втором определении происходит смешение функций государства с функциями его механизма, часто определяемого в качестве аппарата государства, системы государственных органов.
Задачи, которые решают государства при реализации функций, не могут быть одинаковыми для всех государств и государственных образо-ваний, т.к. зависят от множества факторов.
На стоящие перед государством цели и задачи, а, следовательно, и на некоторые функции государства влияют социально-классовая сущность, с идеологическая обусловленность. Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определен-ном этапе его исторического развития, а также поставленными целями.
Данные цели и задачи зависят от многих условий, например, от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и по-требностей граждан, экономических возможностей государства и обще-ства, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д.
В ходе исторического развития государства происходит изменение его функций (видоизменяются, появляются новые, исчезают ранее суще-ствовавшие). Однако, анализируя их, можно выявить их обусловленность экономической и социально-классовой структурой общества, характерной для конкретной исторической эпохи, а также сущностью и социальным назначением государства. Поэтому рассмотрение и анализ функций госу-дарства необходимо производить с учетом принадлежности государства к определенному типу.
Каждая функция имеет свое содержание, которое изменяется под влиянием различных факторов. К таким факторам можно отнести:
- национальный, который особенно проявляется в многонацио-нальных государствах. Необходимость сохранения и развития националь-ной само¬бытности, культуры, традиций оказывает влияние на функции государства, добавляя определенное национальное содержание;
- информационный, т.к. создание общепланетарного информа-ционного пространства, информатизация общества предполагают форми-рование сво¬бодного общества, участие общественности в управлении де-лами государства, что находит отражение в функциях государства;
- уровень научно-технического развития. Как отмечает Л.А. Мо-розова, научно-технический прогресс оказывает двойное воздействие на деятельность государства: государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, с одной стороны, и законодательно ограничить возможные негативные последствия от внедрения научных достижений — с другой .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодатель-ства РФ. 2009. №4. Ст.445.
Научная литература
2. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. N 22. С. 17 - 20.
3. Габер В.А. Функции государства. М., 1996. 231 с.
4. Гнатенко А. И. Функции государства и роль органов внутрен-них дел в их реализации: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2010. – 34 с.
5. Жимиров В.Н., Тищенко А.Г., Колокольцев В.А. Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1. С.34-36.
6. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2011. 576 с.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011.652 с.
8. Марченко Ю. В. Правовые формы осуществления государ-ственных функций: автореф. дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2008. 32 с.
9. Морозова Л.А. Функции государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С.38-29.
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999. 672 с.
11. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Советское государст¬во и право. 1956. №3. С.81-82.
12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М., 2012. 562 с.
13. Черноголовкин H.B. Теория функций социалистиче¬ского госу-дарства. М., 1970. 176 с.
14. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
15. Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалисти-ческого государства в современных услови¬ях: автореферат дис. ... д-ра экон.
16. Гаско А.В., Орлова М.В. Внутренние и внешние функции госу-дарства (основные и второстепенные) // Социально-экономические аспекты развития современного общества. 2017. - С.28-34.
17. Романенкова, Е.Н. Теория государства и права. Конспект лек-ций // Е.Н. Романенкова. Москва: Проспект, 2015. 95 с.
18. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник / О.В. Старков, И.В. Упоров; под общ. ред. О.В. Старкова. 4-е изд. Москва: Из-дательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 371 с.
19. Чернова Э.Р., Багин А.А. Формы осуществления функций госу-дарства публичными органами власти// Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. - С. 438-441.
20. Москвин Л.Б. Власть и общество: проблема доверия // Власть. 2011. №9. С. 49-50.
21. Булгаков В.В. Концепция справедливости в праве: диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. М., 2001. 231 с.
22. Туркина Т.Г. К вопросу о социальной сущности современного государства: механизмы обеспечения социальных прав граждан // Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспекти-вы развития. Материалы регионального научно-практического круглого стола 14 декабря 2017 г. Таврическая академия (СтП) «КФУ им. В.И. Вер-надского». Симферополь, 2017. С. 55-58.