Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в самой постановке вопроса установления вечного мира в современных международных отношениях. Вооруженные конфликты составляют неотъемлемую часть всемирной истории. Только в 20 веке произошло две мировые войны, и также бесчисленное количество межгосударственных и внутригосударственных конфликтов.
В этой связи теоретическое осмысление возможности установления «вечного мира» представляется актуальным и современным в условиях происходящих политических процессов в международных отношениях.
Также вызывает интерес и научный анализ имеющего теоретического и практического попыток предотвращения вооруженных конфликтов и укрепления международного сотрудничества. Особое внимание привлекает в этой связи деятельность международных и региональных организаций, прежде всего в сфере обеспечения коллективной безопасности.
В сфере изучения вопросов установления вечного мира по-прежнему актуальны идеи И. Канта, лежащие в основе либеральной концепции современных теорий международных отношений.
Источниками исследования послужили работы И. Канта, теоретиков и критиков либерализма, а также учебники и научные статьи по международным отношениям.
Цели и задачи работы. Целью исследования является изучение возможности реализации плана И. Канта по установлению «вечного мира» в условиях современных международных отношений.
К основным задачам относятся следующие:
- рассмотреть основные идеи, изложенные в трактате И. Канта «К вечного миру»;
- изучить развитие идей «вечного мира» в современной теории международных отношений;
- исследовать попытки установления «вечного мира» в 20 и начале 21 веков;
- проанализировать перспективы реализации идеи «вечного мира» в мировой политике.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают современные международные отношения. Предметом – возможность применения концепции «вечного мира» И. Канта к современным международным отношениям.
Проблема исследования. Возможна ли реализация плана И. Канта по установлению «вечного мира» в условиях современных международных отношений?
Гипотеза. Предполагается, что возможность реализации идеи «вечного мира» в современных международных отношениях имеет ограниченное применение и не носит глобального измерения.
Методологической основой исследования послужили работы И. Канта, теоретиков политического либерализма. К основным методам относятся исторический, сравнительный, системный.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ И. КАНТА О МИРЕ
§1 Трактат И. Канта «К вечному миру»
Трактат И. Канта «К вечному миру» был опубликован в 1795 году. Однако заложенные в нем идеи остаются актуальными и в современных международных отношениях. Работа составлена как образцовый договор о мире с комментариями автора, который должен послужить основой для обеспечения вечного мира.
Идеи И. Канта относительно мировой политики излагались также в «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «Метафизика нравов. Учения о праве» , однако в концентрированной форме они изложены именно в трактате «К вечному миру».
Как отмечает И. Кант, мир подразумевает «конец всякой вражды» и мирный договор призван «уничтожить все имеющиеся причины будущей войны», в то время как перемирие обозначает «временное прекращение военных действий», с сохранением претензий, который в будущем дадут повод начать новую войну. И. Кант подчеркивает, что данная идея противоречит традиционному пониманию необходимости для государства постоянно наращивать свое могущество .
Вечный мир требует от государств отказываться от любых форм приобретения или завоевания территорий, принадлежащих другим странам. Подобный запрет на расширение «ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара» включает в себя и отказ в военной помощи другим государствам. Более того, И. Кант считает, что «постоянные армии (miles perpetuus) должны со временем полностью исчезнуть» .
Армии угрожают безопасности, находясь в состоянии постоянной боевой готовности, они могут не только завоевывать территории других государств, но и служат причиной постоянной гонки вооружений. В результате на народы ложится все более тяжелое бремя по содержанию вооруженных сил, и, чтобы избавиться от этого бремени или облегчить его, армии становятся причиной военных нападений.
На смену армии должно прийти гражданское ополчение. Периодическое обучение без мобилизации в постоянно действующую армию должно обеспечить безопасность государств и освободить их от тяжелого бремени содержания войск. При этом, гражданское ополчение не будет уже угрожать другим государствам и продемонстрирует действительно мирные намерения. Враждебные действия допустимы только в случае нарушения норм международного права, и только с целью их восстановления.
И. Кант выделяет экономические методы агрессии, которые также препятствуют достижению мира. Он утверждает, что следует запретить использование «кредитной системы» как средства межгосударственного давления. Данная идея сформулирована в качестве статьи образцового мирного договора: «Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических дел» .
Заслугой И. Канта является и определение принципа невмешательства в дела других государств. который также призван служить «вечному миру». Он отмечает, что «ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств» . По его мнению, вмешательство во внутригосударственный конфликт допустимо лишь тогда, когда государство уже распалось на части, которые стали, таким образом, самостоятельным политическим единицами.
И. Кант также определяет правила ведения войны, предлагая ввести запрет на использование подрывных действий, «которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира, как, например, засылка убийц из-за угла (percussores), отравителен (venefici), нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене (perduellio) в государстве неприятеля и т. д.»
Подрывая доверие сторон, подобные войны могут вести к полному взаимному истреблению. Уничтожение сторон конфликта уничтожит и международное право, как основу международных отношений, и приведет к миру «на гигантском кладбище человечества».
Сама попытка И. Канта сформулировать универсальный мирный договор свидетельствует об отданном им приоритете международного права и международных отношениях. Об этом свидетельствует и его высказывание «война есть печальное, вынужденное средство в естественном состоянии (когда нет никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона)» .
Вечный мир может быть достигнут, по мнению И. Канта, благодаря соблюдению международного права, которое, в свою очередь, должно быть основано на «федерализме свободных государств». Только такие государства способны обеспечить соблюдение международного права и справедливый суд в случае спорных межгосударственных вопросов. В отличие от судебных решений, военные действия не способны привести к длительному и справедливому миру, поскольку мирный договор в этом случае не служит гарантией прекращения будущих войн, и государства будут продолжать военные приготовления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Абишева А. К. Иммануил Кант: о вечном мире. - https://articlekz.com/article/7982
2. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. - Электронная библиотека «Гражданское общество в России», ссылка доступна 19.04.2019 - https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Idea.pdf
3. Кант И. К вечному миру. – Электронная библиотека «Гражданское общество в России», ссылка доступна 19.04.2019 - https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_K_vechnomu_miru.pdf
4. Кант И. Метафизика нравов Учения о праве. - Электронная библиотека «Гражданское общество в России», ссылка доступна 19.04.2019 - https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Metaphisika_2.pdf
5. Кортунов А.В. Семь споров о четырнадцати пунктах. / «14 пунктов» Вильсона сто лет спустя: как переизобрести мировой порядок. М.: Центр стратегических разработок, 2018. – С. 6-23.
6. Накамура Х. Путь Канта к вечному миру в 21 веке. - https://cyberleninka.ru/article/v/put-kanta-k-vechnomu-miru-v-xxi-veke
7. Орехов А. «Вечный мир» или «вечная война»? (И. Кант versus К. Клаузевиц) - https://www.pulib.sk/web/kniznica/elpub/dokument/Belas1/subor/Orechov.pdf
8. Познякова О.Л. Концепция «вечного мира» И. Канта в контексте современных стратегий выживания человечества. - https://uchebnikfree.com/filosofiya-narodov-kniga/kontseptsiya-vechnogo-mira-kanta-kontekste-27643.html
9. Саликов А.Н. Интерпретация идей трактата «К вечному миру» И. Канта в современной либеральной теории демократического мира. - https://cyberleninka.ru/article/v/interpretatsiya-idey-traktata-k-vechnomu-miru-i-kanta-v-sovremennoy-liberalnoy-teorii-demokraticheskogo-mira
10. Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект Европейского Союза. - https://cyberleninka.ru/article/v/kantovskiy-proekt-vechnogo-mira-i-proekt-evropeyskogo-soyuza
11. Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. С. 111–114.
12. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. 592 с.
13. Цыганков П.А. Тенденции классических парадигм в западной теории международных отношений. - http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866972/Tsygankov.pdf
14. Цыганков П.А. Либерализм в российской теории международных отношений. - http://www.politnauka.org/library/mpimo/tsygankov.php
15. Andrew Beddow. Immanuel Kant and the Myth of Perpetual Peace. – National Interest (USA), August 28, 2017 - https://nationalinterest.org/feature/immanuel-kant-the-myth-perpetual-peace-22087
16. Keohane R.O., Nye J.S. (J.). Transnational Relations and World Politics. Cambridge, Ma: Harvard University Press, 1972.