Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Популярность футбола позволяет использовать возможности ее игры как средства физического развития и воспитания подрастающего поколения. На данный момент определены основные направления, по которым он прогрессирует. Основными направлениями является расширение зон действия всех полевых игроков, повышение коллективной скорости передвижения и мышления, увеличение вариативности тактики и стратегии на базе универсального мастерства футболистов. Все это диктует принципы подготовки и отбора игроков. Сердцевина, суть этих принципов – удовлетворение требования о надежности как гарантии того, что уровень технико-тактических действий команды будет на высоком уровне.
Анализ литературных данных позволяет констатировать, что в современной методологии базовой и профессиональной технической подготовки в футболе существует ряд положений, которые представляются важными, но разработаны недостаточно глубоко. В них затрагиваются лишь некоторые аспекты совершенствования тактической подготовки в атаке и защите, исследование величины и параметров физических нагрузок в футболе, классификации тренировочных упражнений, взаимосвязи физической и тактической подготовки футболистов.
Для соревновательной деятельности в современном футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, повышению сложности групповых и командных игровых действий. Вариативность и изменчивость условий игровой деятельности в сочетании с недостаточностью у футболистов информации, необходимой для принятия правильных игровых решений, дефицит пространства и времени для осуществления игровых действий приводят к возникновению субъективных трудностей, связанных как с процессами их восприятия и распознавания, так и согласованием действий игроков, принимающих участие в совместно-взаимосвязанной деятельности, направленной на решение групповых игровых задач. Разработка инновационных технологий обучения футболистов групповым игровым действиям предполагает полное и точное знание и понимание их сущности и содержания.
Для того чтобы юный футболист могли в будущем тактически грамотно действовать в соревнованиях, его надо готовить к тем условиям, которые присущи игровой деятельности.
Формирование этой готовности обеспечивается через применение в тактической подготовке игровых упражнений, моделирующих содержание и условия соревновательно-игрового противоборства в футболе.
Несомненно, богатый опыт и педагогическая интуиция отдельных детских тренеров позволяют им при построении учебно-тренировочных занятий моделировать специальными приёмами игровые ситуации различной сложности, что в известной мере способствуют повышению тактической подготовленности своих воспитанников.
Цель исследования: изучить общую характеристику групповых и тактических действий футболистов в атаке.
В соответствии с цель были определены задачи исследования:
Рассмотреть групповые игровые действия в футболе;
Изучить методы обучения групповым тактическим действиям.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования – методика обучения групповым тактическим действиям в атаке у футболистов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Групповые игровые действия в футболе
Для того чтобы охарактеризовать групповые игровые действия, определить их и роль в соревновательной деятельности, необходимо опираться на понимание сути и содержания таких понятий, как «игра», «соревновательно-игровая деятельность», «игровая деятельность команды», «технико-тактическое действие», «игровое действие», «индивидуальные и групповые технико-тактические действия», «игровая ситуация».
В научно-методической литературе нет однозначных подходов к пониманию сущности этих терминов. В частности, Ю.И. Портных игра понимается как предметная, осознаваемая, осуществляемая в рамках официально утвержденных и принятых ее участниками правил совместно-взаимосвязанная творческая деятельность человека или группы людей, моделирующая их реальные действия и поступки в рамках условно принятых ролей. Существуют ролевые, подвижные и спортивные игры. Футбол относится к командным спортивным играм.
Структурным элементом спортивной игры выступает система двух соперничающих команд. Для спортивной игры характерно наличие конфликтной ситуации между двумя соперниками или двумя командами, которые преследуют противоположные цели .
Под соревновательно-игровой деятельностью понимается протекающее при соблюдении официально принятых правил соперничество отдельных игроков или спортивных команд, целью которого выступает достижение превосходства в эффективности владения предметом игры , неантагонистическое противоборство, нацеленное на определение превосходства одного из играющих или одной игровой команды в соревновательных результатах в рамках официально принятых правил .
Содержанием соревновательно-игровой деятельности является поиск и определение оптимальной стратегии и тактики ведения соревновательного поединка в форме неантагонистического соперничества, выбор и осуществление индивидуальных и групповых игровых действий . К ее существенным признакам автор относит:
1) ведущую роль интеллектуальной сферы: ее эффективность зависит от способности спортсмена к переработке информации, от быстроты реакции выбора и точности действий;
2) ситуационную обусловленность: значимость взаимного согласования действий членов игровой команды с учетом их направленности на достижение победы над соперничающей с ней команды;
3) высокие требования к инициативе, находчивости, к характеру межличностных и межгрупповых отношений, вероятностному программированию действий .
С позиций системного подхода соревновательно-игровую деятельность в футболе можно рассматривать как функциональную систему, целью и системообразующим фактором которой является результат ее функционирования – выявление победителя.
Структурными подсистемами футбола как целостной функциональной системы являются игровая деятельность каждой из соперничающих команд. Игровая деятельность команды определяется нами как согласованная психическая и двигательная активность членов команды, нацеленная на достижение победы над противником в рамках соревновательного соперничества в рамках официально утвержденных правил. Эти две подсистемы соревновательно-игровой деятельности диалектически связаны между собой и не существуют друг без друга. При этом игровая деятельность противоположной команды выступает как активная внешняя среда, препятствующая достижению этой цели .
Игровая деятельность каждой команды в свою очередь может рассматриваться в качестве целостной системы, целью функционирования которой выступает победа. В больших и сложно организованных системах, к которой можно отнести соревновательно-игровую деятельность, цель системы значительно удалена от средств, используемых для ее достижения. Это обусловливает необходимость специальной работы для согласования цели с применяемыми средствами посредством формулирования перспективы целей в виде системы последовательно решаемых оперативных и промежуточных целей функционирования системы .
Игровая деятельность каждой из соперничающих команд может рассматриваться как последовательный переход от одной игровой ситуации, как дискретной, качественно различающей структурной единицы, к другой, из игровой ситуации, когда команда владеет мячом (нападение), к ситуации, когда мяч находится у соперничающей команды (оборона) . Поэтому достижение цели игровой деятельности команды (победы) обеспечивается согласованным и одновременным решением двух задач: провести мяч в ворота соперничающей команды и не пропустить его в ворота своей команды. При этом в зависимости от игровой ситуации, существенным признаком которой выступает владение мячом, выделяются два вида игровой деятельности: нападение и оборона .
С учетом этих задач выделяются два вида игровой деятельности команды: игра в нападении и игра в обороне. Эти же задачи определяют необходимые и достаточные элементы игровой деятельности команды в нападении и в защите, уровень их развития и характер их взаимодействия между собой. В качестве этих элементов выступают игровые действия членов команды: в нападении, выполняемые с мячом (ведение, обводка, удар по мячу) и без мяча (открывание, отвлечение); в обороне, выполняемые с мячом (отбор мяча, перехват мяча) и без мяча (закрывание). Данные игровые действия осуществляются в единстве мысленного решения и моторной реализации. Их успешное выполнение предполагает, с одной стороны, владение «ситуационной техникой», т.е. способами решения двигательных задач с использованием определенного технического приема в вариативно изменяющихся условиях игровой ситуации , с другой - владение тактикой, обеспечивающей адекватность действий игровой ситуации и вытекающей из содержания задаче ее преобразования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиев Э.Г. Мини-футбол: многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, B.C. Левин. - М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
2. Арбузин И.А. Тематический материал развития игрового мышления футболистов на основе квалификации игровых ситуаций / И.А. Арбузин, А.А. Терещенко, Н.П. Филатова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.; URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=9261
3. Бишопс, К. Единоборство в футболе. / К. Бишопс, Х.-. Герард. —— М. : Человек, 2003. — 168 с.
4. Блеер А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Академия, 2010. – С. 97.
5. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых.— М. : Человек, 2004. — 244 с.
6. Варюшин В. В.Тренировка юных футболистов : учеб. пособие для вузов / В. В. Варюшин. - Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2010. - 211 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.— М. : Советский спорт, 2013. — 216 с.
8. Вихров К. Л. Знакомство с футболом / К. Л. Вихров. - Киев : Реклама, 2003. - 81 с.
9. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник. / В.П. Губа, А.В. Лексаков.— М. : Советский спорт, 2013. — 536 с.
10. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
11. Драндров Г.Л. Совершенствование групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений (монография) / Г.Л. Драндров, Р.В. Фаттахов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 113 с.
12. Драндров Г.Л. Технико-тактическая подготовка квалифицированных команд по минифутболу на основе игровых упражнений: состояние проблемы и перспективы ее решения / Г.Л. Драндров, А.А. Плешаков, Е.Л. Сафронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2015. – № 4 (88). – С. 112–116.
13. Елагин, А.В. Футбол. Энциклопедия в 3-х томах. Том 2. Е-М. / А.В. Елагин, Д.А. Еремин, В.С. Петров, А.В. Савин.— М. : Человек, 2013. — 912 с.
14. Заваров А. Футбол : Уроки профессионала для начинающих / А. Заваров. - СПб. : Питер, 2010. - 202 с.
15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8—10 лет).— М. : Человек, 2007. — 112 с.
16. Лапшин, О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков.— М. : Человек, 2015. — 256 с.
17. Макаров Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие: монография. – СПб.: Лема, 2013. – 237 с.
18. Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера: монография.— М. : Физическая культура, 2009. — 288 с.
19. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных футболистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази.— М. : Спорт, 2016. — 168 с.
20. Моисеенко, А.В. Футбол в вузе: учебно-методическое пособие. / А.В. Моисеенко, В.Г. Шилько.— Томск : ТГУ, 2011. — 64 с
21. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник.— М. : Спорт, 2016. — 416 с.
22. Портных Ю.И. Спортивные игры в физическом воспитании: учебное пособие. – СПб., 2008. – 342 с.
23. Ху Вен-Цен. Оптимальное управление на основе ситуационной декомпозиции // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Сер.: Технические науки. – 2008. – № 3 (13). – Т. 2. – С. 50-54.
24. Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2008. – С. 242–254.