Фрагмент для ознакомления
2
Проблема сопротивления фашизму возникла в Европе еще в 1920-х годах, когда фашистское движение только начало набирать силу. Связано это было с тем, что уже на начальных стадиях своего существования фашистское движение во всей красе продемонстрировало свое политическое кредо и обусловленный им стиль общественного поведения: полное отрицание гражданского общества, национализм, диктат во всех сферах жизни, упор на силовые решения, требование безусловного выполнения решений, невзирая на объективные условия и мораль, культ силы и вождя и пр. Фашизм появился и развивался в разных странах Европы, соответственно, он везде имел свою национальную специфику. Как следствие и в борьбе с ним достаточно ярко проявлялась национальная специфика антифашистских сил той или иной страны. Например, тактика и стратегия борьбы с фашизмом во Франции – промышленно развитой стране с большой долей рабочего класса в населении и значительными традициями классовой борьбы существенно отличалась от борьбы с фашизмом в аграрной Румынии.
Однако, борьба с фашизмом в предвоенный период велась не только на национальном, но и на наднациональном уровне, зачастую, эти уровни борьбы с фашизмом пересекались и вели совместные действия. Поэтому, рассматривая проблему антифашистских движений в европейских странах, невозможно ограничиться только национальной борьбой с фашизмом, исключив из рассмотрения интернациональные организации. Застрельщиками борьбы с фашизмом на наднациональном уровне выступали левые политические силы, в том числе, коммунисты. Осознание остроты проблемы фашизма к европейским левым пришло довольно рано: уже в 1921 году Конгресс Коминтерна выдвинул идею единого рабочего фронта, как способа противодействия фашизму. Коминтерну удалось в целом верно оценить источники силы фашизма - массовое движение, агрессивная активность действий, поддержка со стороны крупного капитала, социальная и националистическая демагогия, недовольство масс. Были высказаны правильные мысли о противоречиях между фашизмом и буржуазной демократией, об определенной самостоятельности фашистского движения, т.е. о собственной динамике ультраправого экстремизма, опирающегося на неоднородную социальную базу. Можно утверждать, что уже на первом этапе развития фашизма Коминтерн смог определить его сущность и основные черты, но их соотношение и взаимосвязь понимались схематично и упрощенно. Одна из главных слабостей выдвинутой в 1922-1923 гг. концепции заключалась в абсолютизации внутренних противоречий в фашистском движении. Коммунисты полагали, что экономически господствующие классы не сумеют долго использовать массовое контрреволюционное движение, направленное против рабочего класса и демократических сил. Они считали, что мелкобуржуазные слои населения и вовлеченные в орбиту фашизма пролетарские массы в силу собственной социальной природы неизбежно повернут к антикапиталистическому освободительному движению. В результате этого внутренние противоречия, несмотря на террор, в конце концов «пропитают и вооруженную силу и взорвут фашизм» . Другим упущением Коминтерна, заметно повлиявшим на общую эффективность борьбы с фашизмом стало длительное отсутствие четких критериев фашизма, как политического и общественного явления, что, в конечном итоге привело к концепции «социал-фашизма», позволявшего рассматривать в качестве фашистской не только любую буржуазную политическую силу, но и даже социалистические организации. Это не только размывало образ противника, сужало для Коминтерна спое поиска союзников в борьбе с фашизмом, но и фактически противопоставляло Коминтерн и социалистические организации. Опасность такого подхода и уточнение понятия фашизма стали ясны только к началу 1930-х годов, когда время было упущено. С 1935 г. на основании решений VII конгресса Коминтерна антифашизм становится составной частью коммунистической идеологии, интеграция политических сил в борьбе с фашизмом допускалась с анархистами, католиками, социалистами и беспартийными, но только на основе принципов марксистско-ленинской парадигмы . Это, с одной стороны, дало предпосылки для создания единого фронта левых сил для борьбы с фашизмом, с другой стороны, ограничивало потенциальный состав участников антифашистского движения, способных блокироваться с коммунистами, организациями и движениями, разделяющими основные принципы марксизма-ленинизма.
Еще одним фактором, отрицательно влиявшим на эффективность борьбы Коминтерна с фашизмом была неоднозначная репутация коммунистов у населения европейских стран, в том числе и в социальных кругах, традиционно придерживавшихся левых взглядов. С одной стороны, коммунистические идеи в то время в Европе разделяло достаточно большое число людей, особенно, относящихся к угнетаемым классам. С другой стороны, уже имевшийся опыт жестокой гражданской войны в Советской России и ряде других европейских государств, где революции не победили, вызывал сомнение в правильности коммунистического пути развития и даже соответствии действий коммунистических режимов провозглашаемым лозунгам. Кроме того, для непредвзятого наблюдателя радикализм и методы коммунистов того времени могли быть вполне схожими с фашистскими и борьба коммунистов с фашистами воспринималась просто как форма проявления политической конкуренции. Это ослабляло социальную базу борьбы с фашизмом в европейских странах, что, соответственно, негативно влияло и на национальные антифашистские движения.
Помимо коммунистов, значительную роль в международном антифашистском движении играл и социал-демократический рабочий интернационал (СРИ). Однако, в отличие от коммунистов, социал-демократы делают в своей борьбе с фашизмом ставку преимущественно на парламентские методы борьбы. Отдельные социалисты в начале 1930-х гг. начинают принимать участие в международном и антифашистском Амстердамском движении против империалистической агрессии. Чем дальше, тем больше социалисты приходили к выводу, что успехи фашизма только приближают мир к новой войне. В июне 1933 г. десятки членов социал-демократических партий участвовали в проходившем в Париже Европейском антифашистском рабочем конгрессе, а часть левых социал-демократов приняла участие в созданном в августе того же года Всемирном комитете против войны и фашизма .
Помимо собственно политических организаций и движений, борьбой с фашизмом занимались и другие общественные структуры. Некоторые из них специально создавались отдельными слоями общества для этой цели. В борьбе с фашизмом на международном уровне большую роль играла интеллектуальная элита, например, литераторы.
Так, в середине 1930-х гг. в целях борьбы с фашизмом была образована Международная ассоциация писателей в защиту мира и культуры. С инициативой ее создания выступили А. Барбюс, Ж.-Р. Блок, М. Горький, Р. Роллан и А. Мальро. Идея была поддержана Г. Манном и Л. Фейхтвангером, О. Хаксли, К. Чапеком и др. Первый конгресс ассоциации состоялся летом 1935 г. в Париже. На нем встретились представители 38 стран. Наиболее многочисленной на нем была немецкая делегация . В ходе дискуссии утверждалось, что западные демократии неспособны разрешить социальные конфликты и обеспечить культурное развитие населения, поэтому ситуация чревата опасностью фашизма и войны. Конгресс довел до сведения международной я общественности информацию о преступлениях нацистов против культуры и угрозе для человеческой цивилизации, которую представляет фашизм. В центре дискуссий на конгрессе оказалась проблема роли СССР в антивоенной борьбе, и, хотя в ходе обсуждения не удалось выработать единой точки зрения на характер советского общества, СССР был признан одной из ведущих сил антифашистской борьбы.
Конгресс принял решение об объединении писательских сил в борьбе против фашизма и угрозы войны в международную ассоциацию. Среди членов президиума ассоциации были А. Барбюс и Р. Роллан (Франция), М. Горький (СССР), Г. Манн и Т. Манн (Германия), С. Льюис (США), Э. Форстер и О. Хаксли (Великобритания), В. Инклан (Испания), С. Лагерлеф (Швеция). В состав бюро и секретариата ассоциации входили такие известные деятели литературы, как Л. Арагон, Ж.-Р. Блок, Т. Драйзер, М. Андерсен-Нексе, Л. Фейхтвангер, М. Шолохов, Б. Пастернак, И. Эренбург и др.
Французская, немецкая и американская секции Международной ассоциации были в период ее существования наиболее влиятельными организациями среди антифашистски настроенных кругов. В других же странах секции оказались менее значимыми в общественном плане либо не были созданы вовсе.
В 1937 г. под девизом «Культура в опасности» был созван II Международный конгресс писателей в Испании. Конгресс превратился в манифестацию солидарности с борьбой Испанской республики. Его участники посещали боевые позиции, выступали перед бойцами, крестьянами. По их мнению в западных странах пресса, ссылаясь на условия гражданской войны, пыталась замалчивать работу Конгресса, поэтому проведение заключительного заседания перенесли в Париж.
В июле 1938 г. состоялась чрезвычайная конференция Международной ассоциации писателей, которая призвала оказать поддержку народам Китая, Испании и Чехословакии, подвергшимся агрессии или ее угрозе. Было решено популяризировать национальную культуру стран — жертв агрессии и организовать материальную помощь писателям, ученым, художникам и детям республиканской Испании и Китая. Делегаты конференции осудили политику фашизма, направленную на уничтожение культуры других