Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство - необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Эти и иные причины привели к тому, что во всех развитых странах одним из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого предпринимательства.
В настоящее время доля малого предпринимательства в ВВП развитых стран очень велика. В США доля малого бизнеса в ВВП составляет 52 % (5,6 трлн. долл.), в общем количестве действующих предприятий — 97,6 %, в общей численности экономически активного населения — 50,6 %., что выводит США в число бесспорных лидеров по развитию малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что развитие малого предпринимательства в нашей стране шло очень медленно, а соответственно, и мер поддержки этого сектора бизнеса, в том числе налогообложение. Россия пережила много потрясений и, когда стала осознаваться проблемность налогообложения нашей страны, стали приниматься соответствующие нормативно-правовые акты, которые были направлены на создание стимулов и льгот в сфере налогообложения.
Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям: выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса; предоставляется бесплатное бизнес-обучение; льготные условия аренды офисных помещений; предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий. Все это нужно продолжать и модернизировать.
Что уже сделано в России для поддержки предпринимательства, и что необходимо сделать в будущем для успешного развития данной отрасли. На сегодня уже действует ряд программ господдержки малого бизнеса. В частности, к ним относятся упрощенная система налогообложения, расширенная возможность доступа к государственным закупкам. Но этого, как заявил В.В. Путин недостаточно, так как сейчас доля предпринимательской сферы в общем капитале страны составляет всего 6 процентов, что ничтожно мало для стабильного развития экономики.
Степень научной разработанности темы. Значительный вклад в исследования внесли отечественные и зарубежные ученые в области- изучения государственного управления и государственной поддержки малого предпринимательства: Андреева Е.А., Бухарова О.В., Василенко И.А., Волкова А.В., Гаджизаде Н.А., Гегедюш Н.С., Гурдин К.А., Забродская Н.Г., Круглик В.М., Косариков А.М., Соколова О.В., Курбанов Т.Х., Литвак Б.Г., Мильнер Б.В., Орлова Т.К., Наумов С.Ю., Паттен Дэйв, Рассел Джесси, Щепетев В.И. и др.
Цель исследования – изучить особенности развития малого предпринимательства в экономике РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономико-правовую категорию малого бизнеса.
2. Изучить особенности управления системой малого бизнеса в экономике.
3. Выявить основные проблемы и слабые места господдержки предпринимательской деятельности в России и возможные решения проблем.
4. Предложить повышение эффективности государственного управления малого бизнеса на основании международного опыта.
Объект исследования – малое предпринимательство в РФ и зарубежных странах.
Предмет исследования – методология управлением малым бизнесом.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные статьи по рассматриваемой тематике, учебные пособия, книги, монографии, Интернет-ресурсы.
На разных этапах исследования в зависимости от решаемых задач были использованы методы анализа и синтеза, индукции, дедукции, логический метод, метод экспертных оценок, реализуемые в рамках системного подхода к рассматриваемой области исследований.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации можно было бы осуществить на практике в сфере совершенствования государственной поддержки и государственного управления малого предпринимательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В главе 1 дается экономико-правовая категория малого бизнеса, приводится характеристика и понятие малого бизнеса, проводится анализ сектора малого предпринимательства в экономике РФ и зарубежных стран.
Глава 2 описывает налоговую политику в развитых странах в сфере малого предпринимательства.
В главе 3 приводятся рекомендации и предложения по улучшению системы господдержки предпринимательской деятельности в России.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Характеристика и понятие малого бизнеса
Малый бизнес– общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП), обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития [11, c. 54].
В США, например, к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны [10, c. 23].
В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого предпринимательства», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории [2]. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.
Рассмотрим основные признаки малого бизнеса.
В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ, в сумме свыше 49%.
По статистике, примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство само занятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор – люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.
В основе малого, среднего и микро- бизнеса лежат следующие- направления [13, c. 39]:
- строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
- программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
- дизайн помещений (10%);
- парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
- репетиторство (5%).
К общим проблемам малого бизнеса в России можно отнести:
- затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
- административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
- сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
- неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Рассмотрим некоторые отличия малого от среднего бизнеса.
Малый бизнес – главным образом самозанятость, либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru дата обращения: 11.04.2019).
2. Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция от 27.11.2017 г.).
3. Федеральный закон «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция от 31.12.2027 г.).
4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2017 г.).
5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 N 88-ФЗ ( утратил силу).
6. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого предпринимательства» ( утратило силу в виду принятия Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого предпринимательства».
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ( вместе с « Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
8. Величко Н.Ю., Подурец А.с. Тенденции развития стратегического инвестирования в россии // Экономическое развитие россии: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам I Международной научно -практической студенческой конференции: в 4 томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 54 -57.
9. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; Наука - 2017 - 258 с.
10. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2017. № 10. С. 23.
11. Забродская Н.Г., Круглик В.М. Экономика малого бизнеса и предпринимательства; Амалфея - Москва, 2018. - 288 с.
12. Косариков А.М., Соколова О.В. Малый бизнес в России: программирование развития // Проблемы теории и практики управления. — 2018 - № 19–10. - С.158–163.
13. Краснов И.С. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике. // Проблемы теории и практики управления. – 2018 - № 1. - С.38-46.
14. Кузнецов Ю. В., Быкова Н. В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 50-59
15. Fuller T., Moran P. Small enterprises as complex adaptive systems: a methodological question? // Entrepreneurship & Regional Development. 2016, no. 13, pp. 47-63. doi:10.1080/089856201750046801
16. Sternberg R. Innovation Networks and Regional Development - Evidence from the European
17. Малое предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ М 19 Росстат. - М., 2017. - 78 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf (дата обращения 10.04.2019)
18. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fasie.ru/fund/reports/ (дата обращения: 10.04.2019)
19. Сказочкин А.В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований / Альманах «Наука. Инновации. Образование», вып. 12., 2012, с.129-158. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.riep.ru/upload/iblock/d1f/d1f851abbfd1f328fc4f356380ae790a.pdf (дата обращения: 10.04.2019)
20. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mip.extech.ru/ (дата обращения 10.04.2019)
21. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.04.2019)