Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Бюджетные отношения осуществляют особую функцию - систематизируют и распределяют ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства с целью предоставления финансовых ресурсов органам федеральной и региональной власти. Состав и структура доходов бюджета величина переменная, зависящая от конкретных экономических условий, в которых в данный момент находится государство. Все экономические и политические процессы, происходящие в государстве и мире, оказывают влияние на структуру бюджета.
Все финансовые ресурсы государственной власти и органов местного самоуправления формируются и используются в форме фондов денежных средств, которые создаются и используются для удовлетворения потребностей общества (общественных потребностей).
Таким образом, вышеуказанные аргументы, и важность данного вопроса для развития экономики определяют актуальность выбранной темы исследования.
Предметом исследования курсовой работы являются особенности, присущие бюджетному процессу в РФ.
Объектом исследования является бюджет РФ.
Цель работы состоит в исследовании проблемы формирования и использования средств государственного бюджета.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Для достижения цели исследования в данной работы были применены следующие методы: общенаучный анализ, синтез, классификация, систематизация, использованы группы сравнения и специальные методы (метод факторного анализа, экспертная оценка).
1. Бюджет и бюджетная система государства
1.1 Бюджет как объект изучения
Основной финансовой категорией является понятие бюджета. «Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно, от латинского bulga), означавшего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане называли кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касавшихся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», т.е. представить эти документы на утверждение парламента. Позднее словом «бюджет» стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, с конца XVIII в. - уже сам документ, содержавший роспись доходов и расходов государства, впоследствии и как централизованный фонд денежных средств, и систему экономических отношений» .
Первоначально бюджет толковался как роспись доходов и расходов, но и до настоящего времени в науке нет единого мнения по поводу данного термина, и существует множество его определений, причем, с развитием научной мысли он приобретает многогранность и рассматривается с различных точек зрения.
В толковом словаре В.И. Даля термин «бюджет» - это «...смета, учет, роспись, счет расхода и прихода за прошлое и будущее время; государственная смета. Бюджетные расходы, сметные, вошедшие в роспись» .
В Бюджетном Кодексе Российской Федерации (ст.6) «.бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
В современной экономической литературе присутствуют достаточно разнообразные трактовки определения бюджета, которые рассматриваются как российскими, так и зарубежными учеными. Так в «Толковом экономическом и финансовом словаре» И. Бернаром и Ж. Колли приводится следующая трактовка бюджета: «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующими решениями как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным объектом» .
В своем учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» проф. М.В. Романовский и проф. О.В. Врублевская приводят такое определение - «бюджет это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» .
Профессор О.В. Соколова в учебнике по финансам говорит, что «Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любого государства. В нем объединяются главные доходы и расходы страны» .
Проанализировав существующие определения бюджета, мы пришли к выводу, что достаточно большая группа ученых-экономистов определяет бюджетные отношения как распределение и перераспределение национального дохода и совокупного общественного продукта, используемого на общегосударственные нужды. Другая часть считает, что бюджет предназначен для распределения общественного продукта, а третья - высказывает мнение, что бюджет лишь перераспределяет уже распределённое финансами. Поскольку данная финансовая категория используется для определения различных явлений, то возникают определенные сложности с определением четкого понятия. С одной стороны бюджет является основной частью экономического базиса общества и выражает совокупность особой взаимоотношений в сфере финансов, предопределенной существованием основного централизованного государственного денежного фонда, а с другой стороны бюджет можно отнести к экономической надстройке общества, в которой он выступает в форме законодательного документа с соответствующим законодательным оформлением. Помимо прочего, бюджет является составной частью перераспределительных процессов и основой функционирования финансов государства.
По мнению многих современных ученых-экономистов, достаточно полное определение понятия «бюджет», дает экономист В.М. Родионова: «Бюджет - 1) по экономической сущности - денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально - вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов» .
Целостной структурированной системой отношений, в ходе которой работают аккумулированные денежные фонды, являются финансы, а бюджет является более узкой и специализированной системой денежных отношений. Тогда можно дать трактовку, характеризующую государственный бюджет, как целостную систему императивных денежных отношений с формированием целевого фонда, финансирующего определенные задачи, связанные с функциональными обязанностями государственных органов всех ветвей власти.
Таким образом, в экономической науке и практике до сих пор отсутствует однозначный подход к содержанию, сущности и составу бюджетного устройства России, но не смотря на многообразие взглядов на сущность бюджета, общим признается то, что бюджетные отношения являются частью финансовых отношений и обладают их основными признаками, имеют денежный и распределительный характер, но обладают специфическими особенностями:
1. национальный доход перераспределяется между различными сферами производства;
2. часть национального дохода сосредоточена в руках государства для удовлетворения общественных потребностей;
3. безэквивалентность отношений;
4. регулируются межотраслевые и территориальные пропорции развития экономики.
Рисунок 1.1. Категории бюджета
Бюджет также является и правовой категорией (рис. 1.1), трактующийся как финансово-правовой акт, подлежащий обязательному утверждения соответствующим законодательными органами государственной власти. Это финансовый план создания и распределения денежного фонда конкретного субъекта. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, а бюджеты субъектов - принимаются и утверждаются на уровне субъектов.
Бюджет имеет экономическое содержание, а форму - правовую. Как любая экономическая категория бюджет обладает сущностью, которая реализуется посредством выполняемых функций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РФ: [принят Гос. Думой РФ 17 июля 1998 г.] / Собрание законодательства РФ
2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // СПС Консультант
3. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" // www.consultant.ru
4. Бюджет и бюджетная система : учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 777 с. — Серия : Университеты России.
5. Кирюхина Ю.С., Бенько Е.В. Бюджетные реформы РФ. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2016. С. 186-190.
6. Никушина А.Е., Бенько Е.В. Бюджетная политика на современном этапе. В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 28-29.
7. Шабалкина Ю.В., Бенько Е.В. Проблемы бюджетной системы и пути их решения. В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. 2018. С. 365-367.
8. Богдан Т.П. Управление государственным долгом и макрофинансовые риски в экономике России / Т.П. Богдан // Финансы. - 2018. - № 8. с. 13 - 23.
9. В. П. Кодацкий. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка // Экономика, финансы, право. – 2017. - №6
10. Вахненко Т. П. Перспективные направления политики государственных заимствований / Т. П. Вахненко // Экономика и прогнозирование. – 2018. – № 1. – С. 65 – 76
11. И. С. Невинчан. Основные пути преодоления бюджетного дефицита // Формирование рыночных отношений. – 2017. - №6
12. Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. – 2016. - №3-4
13. Кудряшов В. Финансирование дефицита государственного бюджета / В. Кудряшов // Экономика. - 2016. - №4. - С.57
14. Машко А.И. Мнение по поводу: бюджетный дефицит - инфляция / А.И. Машка // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета имени Владимира Гнатюка. Серия экономика. - 2017. - № 10. - С. 82-85.
15. Официальный сайт Центрального банка РФ (Банка России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cbr.ru -27.03.2017.
16. Ильясов М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы РФ // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 250-253.
17. Чугунов И.Я. Долгострочная бюджетная стратегия в системе економической цикличности // Вестник КНТЭУ. - 2018. -№ 5. - С. 64-77.
18. Шахова Г.Я. Современные тенденции в методологии бюджетного прогнозирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. -№ 4. - С. 61-70.
19. Ялмаев Р. А. Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 705-709.