Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что в динамично развивающемся российском обществе с появлением достаточно развитой системы коммуникации происходит изменение идеалов как фактора социализации молодёжи.
Термин «социализация» используется в обозначении процесса становления и развития личности с конца XIX века (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). Теории социализации строились на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, к трактовке индивидуального или общественного как первичной реальности.
Одним из институтов социализации выступает чтение художественной литературы, поскольку через него происходит формирование образа-идеала. Формирование человека не тождественно пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в кото рой они, воздействуя на окружающий мир, изменяют социальную среду. Соответственно, идеалы молодёжи выступают фактором социализации.
Степень разработанности темы: Категорию ценностных ориентаций изучали и продолжают ныне изучать философы, социологи, психологи: К.А. Абульханова-Славская, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.П. Тугаринов.
Работы М.К. Горшкова, А.Г. Кузнецова, Н.П. Медведева, A.B. Соколова, Ч.А. Шакеевой, В.А. Шаповалова, И.О. Щербаковой4 посвящены изучению и анализу ценностных ориентаций современной молодежи России.
Цель исследования – изучение идеалов молодого поколения в связи с чтением художественной литературы.
Задачи:
1) изучить круг чтения учащихся МАГУ и выявить литературные предпочтения молодёжи;
2) выяснить роль литературы в формировании морально-нравственных качеств человека;
3) представить презентации книг по проблемам морально-этической направленности.
Предполагаемый продукт: презентация проектных работ учащихся МАГУ по произведениям художественной литературы на основе сочинения-рассуждения по проблемам морально-этической направленности.
Объект исследования – учащиеся МАГУ МАОУ.
Предмет исследования – уровень читательской активности.
Теоретической основой проведённого исследования стали книги, научные публикации в области формирования идеалов молодого поколения.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы приложений. Список литературы насчитывает 25 наименований. В приложениях представлены: логическая структура анкеты, бланк анкеты (опросника интервью).
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложены теоретические основы исследования и структура курсовой работы.В первой главе «Теоретико-методологические аспекты изучения формировании идеалов» проанализированы теоретические основы исследования, показаны особенности формирования идеалов современной молодежи в России. Первый параграф первой главы «Идеалы как социологическая категория и их роль в обществе» посвящен изучению идеалов и рассмотрению, связанных с ним ключевых понятий исследования.
Во втором параграфе первой главы «Основные социологические подходы к анализу проблемы формирования идеалов», приводятся различные точки зрения на определение содержания идеалов и процесс их формирования.
Во второй главе «Исследование роли художественной литературы в формировании идеалов современной молодёжи (на примере студентов МАГУ)» приводится описание проблемного поля, даются основные положения программы социологического исследования,
Первый параграф второй главы «Художественная литература как инструмент формирования идеалов молодёжи» посвящён анализу роли чтения ив формировании идеалов и современному отношению к чтению, особенно в молодёжной среде.
Во втором параграфе второй главы «Методические и методологические основы исследования роли художественной литературы в формировании идеалов студентов МАГУ» приводится программа конкретного социологического исследования.
В заключении работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы эмпирического исследования проблемы.
1. Теоретико-методологические аспекты изучения формировании идеалов
1.1 Идеалы как социологическая категория и их роль в обществе
В современном обществе, в том числе в молодёжной среде очень остро встаёт вопрос об идеологии и идеалах.
Идеалы - это высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого- либо явления, индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном).
Идеология - это совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу, основывается на идеалах лидеров и авторов идеологий .
Эти антропоконструкты являются компонентами мировоззрения (идеалы - эталоны, система мер, идеология - система отношений), и могут быть сформированы в различных общественных движениях, организациях, субкультурах. Разнообразие идеалов молодежи и палитра идеологий наблюдается в манере общения, в поведении, деятельности и отношении к про социальным феноменам школьников, студентов, взрослых людей, когда они спорят и никак не могут договориться, как поступить в конкретной ситуации. Идеалы и идеология взрослости и юношества также имеют значительные различия, как идеалы социальных и этнических групп. Повышение противостояния, конфликтности обострение противоречий между носителями этих идеалов и идеологий требует внимания педагогической профессиональной общественности к этой проблематике.
В любой идеологии есть своя система идеалов, представление о том, каким должно быть идеальное: Красота, Труд, Воспитание, Гармония, Совесть, Нравственность и т.д., те основные скрепы, переданные нам со знаниями наших предков, устоявшиеся тысячелетиями. В идеальном случае они соответствуют непреходящим терминальным общественным ценностям. И это очень важно для формирования идеологии государства и других социальных и формальных структур, ведь это является основой их эффективной деятельности по развитию личности. Идеология влияет на статус, общение и жизнь общественных структур и населения государства, гражданственности и чувства ответственности за совершаемые действия. Идеология перестраивает идеалы личности в идеалы социокультурные. Создание идеологий происходит от идей к идеалам, просвещением в вопросах идеалов и форме идеологий занимаются: педагоги, родители, работодатели, государство и многие другие общественные организации .
В настоящее время происходит смещение политических акцентов идеологии и идеалов политической борьбы, идеалов власти к идеалам толерантности и человеческих взаимоотношений, чтобы человек «украшал» собой общество и владел идеями, как взращивать эти идеалы в себе и в других.
Каждый человек хочет вписываться в общество и общие идеалы. Но индивидуальность каждого сильна и заставляет чувствовать себя особенным и тут происходит внутренний конфликт, который грозит сломом идеалов, когда личность оказывается перед выбором слиться с социумом или обладать индивидуальностью, между идеологией и идеями по самореализации. Во многом этот конфликт мнимый, так как доказано, что наиболее яркие личности, проявившие себя достижениями в мире, благодаря своим индивидуальным способностям и их реализации, признаны социумом как демиурги.
В этом ракурсе необходимо актуализировать возникающие проблемы между общим и единичным, между личностным и социальным, чтобы цивилизованным способом их разрешить без слома идеалов и без разрушения идеологии. Для этого педагоги должны создать эффективный «инструмент». Об этом и было проведено исследование, которое показало, что возможность самостоятельно преодолеть слом идеалов осознают 5-7% учеников. Это, как правило, подростки и юноши, которые в повседневной жизни проявляют инициативу, имеют крепкие семейные устои, ориентированные на вечные ценности и в деятельности движимы семейным воспитанием. Как правило, эти учащиеся имеют хорошую академическую успеваемость, и существует пристальное внимание педагогов к формированию их личности .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. - Томск, 2007.
2. Артемьев Т.М. Идеалы синергетической философии истории //Гуманитарные научные исследования. – 2017, № 2. - С. 1 - 2.
3. Багдасарьян Н.Г. Социология: – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. – 590 с.
4. Басова В. М. Социальная работа. - М.: 2011
5. Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 191 с.
6. Бауман З. Мыслить социологически: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.
7. Блануца Д.А. Особенности формирования социального идеала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №> 3. - С.14 - 15.
8. Борзых С.В. Человек-потребитель // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С.120-127.
9. Быстрицкая Е. В., Арифулина Р. О., Аксёнов С. И. Оптимизирующая молодёжная среда: технологии создания. - LAB LAMBERT: Университетская книга, 2014. - 209 с.
10. Волков Ю.Г. Социология. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 672 с.
11. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Мониторинг общественного мнения //Государство и общество. 2010. № 1 (95). С. 15-17.
12. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество. СПб.: Алетейя, 2005. 592 с.
13. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.
14. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.
15. Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Человек. – 2013. – № 3. С. – 5-16.
16. Милюгина Е.Г. Быть свободным ─ это значит быть человеком // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 120-137.
17. Молевич, Е.Ф. Общая социология: Курс лекций / Е.Ф. Молевич. - М.: УРСС, 2011. - 328 c.
18. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М.: Наука, 1994. – 239 с.
19. Пелипенко А.А. Штрихи к образу российской цивилизации // Философские науки. – 2010. – № 2. – С. 9-14.
20. Плотников А.А. Проблема познания социального конфликта: современный взгляд // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3. - С. 113 - 119.
21. Пушкина А. В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 152-157.
22. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.
23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005. 336 с.
24. Чеджемов Г.А. Основные факторы социальной стратификации российского общества в условиях его трансформации. // Вестник Самарского государственного экономического университета - 2006. №7 (25). - С. 141 - 143.
25. Шевченко В. Н. Публичная философия: между академической философией и идеологиями политических движений// Философские науки. - 2014. - №1. - С. 42 - 57.