Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы корпоративной культуры находятся в самом центре дискурса о стратегическом организационном развитии организаций и предприятий во всех сферах. Это объясняется тем, что эффективность всех процессов взаимодействия между членами коллектива, а также внешних организационных коммуникации находятся в прямой зависимости от уровня развития корпоративной культуры, ее согласованности, открытости, инновационности, демократичности, стабильности и т.п.
Сфера высшего образования и субъекты относятся к особому высоко организационному уровню коммуникаций, демонстрирующему образцовые технологии и инновационные методики обеспечения взаимодействия вузов с разными сегментами целевой аудитории и контрагентами. Такие учреждения должны быть идеальным примером для подражания и «пионерами» организационного развития. В основу их организационной культуры заложены особые ценностно-нормативные элементы, которые являются системообразующими и задающими вектор развития всей организации. Сравнение двух вузов в данном контексте позволяет выделить преимущества и потенциал для развития обоих учреждений.
В связи с этим представляется актуальным провести сравнительный анализ ценностно-нормативных элементов корпоративной культуры на примере Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и Одесской национальной академии пищевых технологий.
Цель данной работы - сравнительный анализ корпоративной культуры на примере Среднерусского института управления филиала РАНХиГС.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие ценности нормативных элементов корпоративной культуры,
- определить специфику ценностей образовательных учреждений,
- изучить методику анализа ценностно-нормативных элементов культуры,
- представить характеристику деятельности Среднерусского института управления филиала РАНХиГС,
- представить результаты анализа ценностно-нормативных элементов корпоративной культуры Среднерусского института управления филиала РАНХиГС.
Предмет исследования - элементы корпоративной культуры образовательного учреждения.
Объект исследования: Среднерусский институт управления филиала РАНХиГС.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Понятие и сущность корпоративной культуры организации
Современная парадигма управления строится на признании социально-культурных предпосылок успешной реализации планов, проектов и инноваций. Такая гуманистическая парадигма основывается на концепции «управления человеком» (human being management) . К основным составляющим современной парадигмы управления можно отнести: стратегическое планирование деятельности предприятия, широкое использование маркетинговых и персонал-ориентированных технологий, формирования культуры организации.
Именно в контексте гуманистической парадигмы управления организация выступает как самостоятельное культурное образование . Осознание этого явления кардинально меняет смысл технологии менеджмента, переносит акценты по контролю и стимулированию трудовой деятельности вообще на индивидуальную мотивацию, воспитание чувства ответственности и причастности к делу, формирование команды, способной на активный творческий поиск .
Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в работах К. Левина и X. Уайта (1936 гг.). Явления и проблемы, связанные с организационной культурой, исследовали также С. Картрайт и Б. Зандер (1953 гг. - «Групповое мышление») и К. Арджирис (1958 гг. - «Климат коллектива», «неформальная культура»). Известный ученый Д. Макгрегор внес весомый вклад в развитие представлений об организационной культуре, но употреблял термин «управленческий климат» (1960 гг.). Разработанная Д. Мак-Грегором теория обосновывала процесс мотивации работников двух типов - X и Y, давала представление о политике организации и ее организационном климате, а значит, благодаря этой теории понятие организационной культуры приобрело значительно большее распространение и развитие .
Основы теории корпоративной культуры были обоснованы К. Гертцем в работе «TheInterpretationofCulture» (1973 гг.). Также изучение отдельных аспектов организационной культуры встречается в трудах таких ученых как П. Тернер (1971 г.), С. Ганди (1978 гг.). А. Петтигрю (1979 г.) сосредоточил свои исследования на выяснении антропологической концепции организационной культуры и на поиске возможностей использования ее составляющих в организационном анализе .
Вообще в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. отмечается оживление интереса ученых к вопросу организационной культуры, в результате чего концепция организационной культуры получила одно из важных мест в теории организации . Именно в это время в трудах таких ученых как Т. Петер, Т. Дилл, А. Кеннеди, Р. Вотермен, Е. Шейн было обосновано значение организационной культуры для успешного функционирования и развития организации.
В дальнейшем концепция организационной культуры получила значительное развитие и всеобщее признание, но оставалась практически неизвестной и неисследованной отечественными учеными. Интерес к явлению организационной культуры и возможностям использования ее в качестве рычага для повышения эффективности работы предприятия возник в России в процессе развития корпоративных отношений в процессе становления рыночных условий хозяйствования .
Иногда корпоративную культуру отождествляют с культурой организации. Неотъемлемой составляющей понятия "корпоративная культура" являются оценочные атрибуты ("высокая", "средняя", "низкая", "имеется", "отсутствует" и т.д.) . Таким образом, мы согласны с Хмель Ф.И., культура организации не может так отождествляться, поскольку существует при любом уровне корпоративной культуры . Нецелесообразно также считать равнозначным феномен культуры организации с корпоративной культурой, носителями которой являются корпорации - одна из организационно-правовых форм хозяйствования в рыночной экономике.
Неоднозначные взгляды ученых и относительно структурного состава корпоративной культуры предприятия, что проявляется в многообразии структурообразующих элементов культуры и их группировке в каждом отдельном случае. Однако, согласно последним исследованиям в этой сфере , можно выделить бихевиористические, морально-этические, когнитивные, материалистические составляющие организационной культуры (рис. 1). Но в совокупности все они направлены на формирование в сознании окружающих представления об имидже предприятия, который, в свою очередь, значительно влияет на степень доверия к предприятию, к его
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. Г. О понятии «корпоративная культура» / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук - М.: Дрофа, 2001. – 269 с.
2. Аброськина В. Д. Проблема диалога иностранной и российской корпоративных культур [Текст] / В. Д. Аброськина // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 106-109.
3. Бланк И. А. Управление активами. – К.: Ника-Центр, 2000. – 720 с.
4. Брындина О. А. Оценка стратегического набора управления корпоративной культурой предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua.
5. Булкина, Е. Ну-ка, зеркальце, скажи… /Е. Булкина //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.36-41.
6. Гаврилова. О. «Яйцо «рождает» яйцо… И жизнь курицы совсем не влияет на её яйцо – эта аксиома генетики совсем не о корпоративной культуре /О. Гаврилова //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.26-30.
7. Вильчинская-Бутенко М.Э.Вильчинская-Бутенко М.Э.” Корпоративная культура” пособие СпбСПбГУПТД, 2017 г.
8. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по эконом.специальностям и по направлению 521600 Экономика. – Москва: Экономистъ, 2006. – 669 с.
9. Горцевская Е.А. Экономические аспекты формирования организационной культуры предприятий и бизнес-групп. / Е.А. Горцевская // Вестник ЮРГТУ (НПИ)- 2011. № 1- С. 149.
10. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИФРА-М, 2003. XXVI, 368 с.
11. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
12. Заболотная В. О. Организационная культура как психологическое основание повышения эффективности труда // Заболотная В. О. Психологические основы управления персоналом. – К.: Генезис, 2010. – С. 227–241.
13. Кравченко В.А., Никифоренко В. Г. Оценка влияния организационной культуры на эффективность и конкурентоспособность предприятия // БИ . 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-organizatsionnoy-kultury-na-effektivnost-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya (дата обращения: 02.04.2015).
14. Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента: учеб.пособие – М. : Рид Групп, 2011. – 336 с.
15. Лахмоткина Ю. И. Организационная культура как фактор повышения конкурентоспособности российского бизнеса : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Лахмоткина Юлия Игоревна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 24 с.
16. Лега, О. Люди работают на идею, а не на меня /О. Лега //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.31-35.
17. Макарченко М.А., Новиков А.В., Лопатин Бенчмаркинг в системе формирования организационной культуры// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий. – 2014. – №2. – С. 23-28
18. Объедкова Л.В., Соболева С.Ю. Специфика формирования организационной культуры российских компаний // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология . 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-organizatsionnoy-kultury-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 05.02.2015).
19. Официальный сайт Одесской национальной академии пищевых технологий // https://www.onaft.edu.ua/
20. Официальный сайт Среднерусского института управления филиала РАНХиГС г.Орел // http://orel.ranepa.ru/
21. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
22. Сурмин Ю. П. Теория социальных технологий / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 608 с.
23. Спиваковский, В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры / В.Е. Спиваковский //ВМУ. Сер.14. Психология. – 2010. - №1. – С.84-93.
24. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 127 с.
25. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 151 с.
26. Хант Р. Как создать интеллектуальную организацию / Хант Р., Базан Т. – М Инфра-М, 2002. – 230 с.
27. Хэнди Ч. Типы организационных культур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://corpculture.ru/content/tipologiya-korporativnykh-kultur-ch-khandi-i-osobennosti-kadrovoi-politikidlya.
28. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб:Питер, 2002. – 336 с.
29. Щедрина И. В., Александренко П. Н., Неборский О. И. инновационная организационная культура как способ повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг // Проблемы современной экономики . 2014. №2 (50). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-organizatsionnaya-kultura-kak-sposob-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-sfery-uslug (дата обращения: 10.12.2015).
30. Этика корпоративной культуры – это не догма, а руководство к действию! //Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.42-43.