Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная курсовая работа посвящена оценке введения в производство бункера для хранения продуктов в инертном газе, который будет выпускаться на машиностроительном предприятии, выпускающем различное лесопильное оборудование. Предприятие имеет исследовательское подразделение и конструкторское бюро.
В курсовой работе оценена восприимчивость производственного процесса к нововведению, в данном случае это – бункер для хранения, разработан план работ по осуществлению нововведения, рассчитаны финансовые показатели инновационного проекта.
Глава 1. Понятие инновационного развития региона
Инновационное развитие региона — это процесс общественно-экономического характера, направленный на формирование инновационной системы в регионе (РИС). РИС включает в себя промышленные предприятия, финансовые организации, образовательные и научно-исследовательские учреждения, особые экономические зоны, консалтинговые, лизинговые инжиниринговые компании, бизнес-инкубаторы и т.п. Такой комплекс способен наращивать научно-технологический потенциал территории и реализовывать его через создание наукоемких, использующих высокие технологии производств.
К решению задач создания и развития РИС каждый российский регион подходит с учетом собственной специфики. Поэтому и региональная политика в данном направлении будет различной. Выбор модели инновационного развития определяется научно-техническими, экономическими и культурными особенностями территории. Сегодня наибольшее распространение получили следующие способы управления развитием РИС: административно-ведомственный, предполагающий прямое финансирование по законам, обеспечивающим прямую поддержку инноваций; программно-целевой, когда финансируют контрактным методом посредством целевых программ содействия научно-технологическому обновлению; нормативный: принятие нормативных актов различного уровня, направленных на стимулирование новационного роста и создание оптимальной социально-экономической ситуации для реализации инноваций; создание кластеров; формирование и поддержка крупных производственно-технологических центров; предоставление налоговых льгот для инвестирующих в приоритетные сферы экономики.
В процессе перехода к постиндустриальному типу экономики субъекты Российской Федерации решают следующие задачи: формирование и развитие инфраструктуры научно-исследовательской, изобретательской и внедренческой деятельности; сосредоточение усилий и ресурсов на внедрении приоритетных новаторских проектов предприятий и организаций района; создание привлекательных условий для инвестирования в инноватику; формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области научно-технического предпринимательства с целью улучшения активности в области создания и внедрения инноваций, коммерциализации результатов научных исследований.
Ход процессов научно-технического роста в регионах чаще всего характеризуют через описание инновационного цикла. Инновационный цикл представляет собой модель, характеризующую путь инновации от освоения знаний до потребления готового продукта. Все этапы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут быть исключены из рассмотрения. Одной из первых удачных моделей инновационного цикла была линейная модель, описывающая последовательность этапов от разработки научной идеи до ее реализации в готовой продукции.
Классический цикл инноваций:
фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — производство.
Каждому этапу соответствуют строго заданные организационные структуры, обеспечивающие его функционирование. Однако для описания современных процессов в данной области линейной модели оказалось недостаточно.
Появляется нелинейная модель инновационного цикла. Она включает следующие этапы: освоение предшествующих идей; создание новации; разработка инновации; реализация разработки в массовом продукте; конечное потребление.
Связи между компонентами в нелинейной модели многообразнее и сложнее, чем в линейной. Все элементы взаимно влияют друг на друга, велика роль потребительского фактора: если в классической модели новейшие направления определялись фундаментальными исследованиями, то здесь спрос на новую продукцию и новые технологии определяет направления исследовательской и внедренческой деятельности, что соответствует законам рыночной экономики.
Функции организаций, участвующих в инновациях, пересекаются и дополняются.
К факторам, определяющим направление и скорость инновационного роста региона, относят: политику региональных властей в области инноваций; стратегии хозяйствующих субъектов в отношении проведения исследований и внедрения их результатов; политику кредитно-финансовых учреждений региона; потребительские предпочтения; особенности конкурентных отношений; уровень сформированности научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры территории; возможность привлечения некоторого объема накопленных знаний и научно-технических разработок для повышения уровня социально-экономического развития региона.
Глава 2. Специфика инновационного потенциала регионов РФ
Согласно Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, Российская Федерация в течение ближайших пяти лет должна выйти в число лидеров на мировых рынках наукоемкой продукции, а также занять прочные мировые позиции в сфере производства инновационной и высокотехнологичной продукции и предоставления интеллектуальных услуг. В то же время, как справедливо отмечают разработчики Стратегии, серьезную угрозу конкурентоспособности России представляет ее отставание в развитии новых технологий последнего поколения.
Инновационная составляющая является важнейшим аспектом региональной политики. Из всех постсоветских стран Россия обладает огромным научно-техническим потенциалом, имеет достаточно высокий уровень развития науки, научные школы известные за рубежом, существенную долю специалистов с высшим образованием.
Россия является мировым лидером во многих направлениях физики, математики, химии, физиологии, медицине. Ее вклад в области лазерной и криогенной техники, новых материалов, средств связи и коммуникаций известен не только на постсоветском пространстве. В то же время, очевидно, что в нашей стране большой удельный вес нереализованных изобретений, слабо используется потенциал региональной науки. В этой связи следует изучать и перенимать любой опыт соединения науки и производства, который дает положительные результаты.
В мировой практике противопоставляют две концепции инновационного развития:
• концепцию (модель) «догоняющего развития»;
• концепцию «опережающего развития»
Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, особенность перехода России к инновационному типу экономического развития состоит в том, что ей предстоит решать задачи и догоняющего, и опережающего развития одновременно. Обе концепции развития опираются на теорию центропериферического строения мирового хозяйства с выделением системообразующего ядра (центра) промышленно развитых стран и регионов мира и периферии, т.е. стран и регионов, находящихся на более низких стадиях промышленной зрелости, вынужденных двигаться по траектории догоняющего развития.
Страны и регионы, ориентирующиеся на данные пути развития, выбирают разную тактику и стратегию. Одни из них опираются на собственные силы, на потребности и возможности национального (или регионального) рынка с незначительным привлечением иностранного капитала, а, другие, активно участвуют в международном (и межрегиональном) разделении труда, активно привлекая иностранный капитал и используя новые технологии производства.
Отсюда, для регионов, ориентированных на путь «догоняющего развития», характерно стремление догнать «лидера», т.е. регион, принимаемый за «эталон» для подражания.
Несмотря на различия регионов, модель догоняющего развития имеет общие закономерности для всех регионов. В частности, они используют прямые иностранные (или государственные) инвестиции, порой механически используют стандарты других стран или регионов, взятых за ориентир. Кроме того, они опираются на импортозамещающую модель развития, на собственные ресурсы (или дешевую рабочую силу, если речь идет о регионах стран Юго – Восточной Азии и Латинской Америки).
Концепцию «догоняющего развития» иногда называют импортозамещающей индустриализацией, которая опирается на методы государственного регулирования.