Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью усилить внимание к проблемам публичной власти и правовым средствам ее осуществления. Ведь право народа на власть будет осуществляться тем более успешно, чем более совершенным будет механизм его реализации. Поэтому нет более важной и более актуальной задачи, чем углубленное исследование вопросов о формах и способах организации и функционирования публичной власти и права на ее осуществление.
В настоящее время ряд вопросов в области государственной и политической власти, государственного управления стал крайне важен в отечественной юридической науке и практической деятельности органов государственной власти. Происходят значимые и системные изменения в области государственного управления, решаются практические задачи по реализации целей и задач государственной и политической власти.
В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Признание народа в качестве носителя всей власти означает, что никто, кроме самого народа, не может претендовать на государственную власть. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации», - говорится в Конституции РФ (ч. 4 ст. 3). Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Народ ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было общественных сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Именно это и есть проявление реального народовластия. Отступление от этих принципов может приводить и приводит к усилению авторитарных тенденций и отчуждению граждан от власти.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с функциями публичной власти.
Предметом работы являются нормы права, характеризующие его функции, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение функций, прерогатив и форм публичной власти.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие, ли прерогативы публичной власти;
• Исследовать функции публичной власти;
• Изучить формы публичной власти;
• Проанализировать ответственность органов публичной власти.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе историко-правовой, системный, формально-юридический, метод сравнительно-правового анализа, научного обобщения
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и функции публичной власти
1.1. Понятие и прерогативы публичной власти
Общеизвестно, что власть присутствует всегда и везде, где существует устойчивая и устоявшаяся общность людей: семья, коллектив, государство. Власть противостоит хаосу и поддерживает порядок, используя такие средства, как авторитет, право, ответственность, наказание, принуждение, и др.
В современной отечественной юридической науке под публичной властью подразумевается государственная власть (федеральная и региональная) и местная власть (власть органов местного самоуправления). Наряду с понятиями «государственная власть» и «местная власть» в науке также используется понятие «общественная власть». В конституционно-правовом смысле власть, обладая возможностью регулировать общественные отношения и управлять государством и обществом, по своей природе всегда является публичной властью.
Важно отметить, что публичная власть представляет собой самостоятельную конституционную ценность базового основополагающего характера. Формально-юридическое обоснование сущности публичной власти представлено в Конституции Российской Федерации, которая создает предпосылки для превращения публичной власти в базовый элемент народовластия, призванный обеспечить реализацию интересов общества в целом.
В соответствии с Конституцией РФ субъектом государственного управления в институционном смысле является государство в лице его органов. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18).
По конституционному смыслу под исполнительными органами государственной власти подразумеваются лишь те органы государственной власти, которые сопутствуют органам законодательной и судебной власти в системе разделения властей.
Исполнительные органы государственной власти от имени государства наделены функциями по практическому выполнению задач исполнительной власти в экономической, социальной и административно-политической сферах. Соответственно своему предназначению они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, являются носителями определенного объема государственно-властных полномочий. Эти полномочия выражаются в принятии нормативных правовых актов и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами.
Исполнительные органы государственной власти обладают определенной самостоятельностью, границы которой устанавливаются правовым положением данного органа. В этих рамках они совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность. Наиболее характерны нормотворческая, правоисполнительная и правоохранительная виды деятельности. Эта деятельность основана на законе и осуществляется во исполнение закона. Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти подзаконна.
Исполнительные органы государственной власти обладают определенной структурой. Образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном законодательством России и ее субъектов.
Исполнительные органы государственной власти - это основная часть государственного аппарата, призванная на основе и во исполнение законодательства организовывать и регулировать общественные отношения в интересах развития и защиты личности, общества и государства.
Классификация исполнительных органов государственной власти преследует цель более широко представить и упорядочить множество видов органов исполнительной власти и более глубоко понять содержание их деятельности. Критерии классификации могут быть самые различные. Если учесть и принять во внимание многочисленные виды органов исполнительной власти, таких критериев может быть достаточно много. Наиболее удачные классификации органов исполнительной власти, представляется следующие:
Федеративное государственное устройство РФ:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.
В Российской Федерации власть разделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть имеет своей целью регулирование жизни общества путем принятия нормативно-правовых актов, законов, выработки определенных норм и правил поведения в обществе. Законодательная власть должна действовать в интересах всего общества, всех его членов, разрабатывать законы, которые способствуют улучшению жизни в государстве.
Классическая формула разделения властей определяет всем известную триаду - существование законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако наряду с органами, представляющими соответствующие ветви власти, действуют и иные государственные органы, правовой статус
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 N 21-П // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 348.
7. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 5.
8. Авакьян С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 21.
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2014. С. 133.
10. Бачило И.Л., Лапина М.А., Карпухин Д.В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. N 3. С. 14.
11. Баранов П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика // Администратор суда. 2017. N 4. С. 4.
12. Благов Ю.В. Местное самоуправление в системе публичной власти: теоретический аспект // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. N 1. С. 85.
13. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: монография / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: НОРМА, 2017. С. 78.
14. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. С. 83.
15. Государственная власть: парадигма, методология и типология: Монография. Ч. 2. М., 2013. С. 213.
16. Докторова А.Т. Ответственность органов публичной власти перед населением // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 37.
17. Лахтина Т.А. Местное самоуправление как элемент публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 7. С. 17 - 18.
18. Маслова Л.И. Конституционно-правовые основания механизма народовластия в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 19 - 22.
19. Мигущенко О.Н. Формы публичного управления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 1. С. 9 - 12.
20. Овчинников И.И. Муниципальная власть (теоретико-правовые аспекты). М.: Консалтбанкир, 2016. С. 28.
21. Пешин Н.Л. Новые тенденции муниципальной реформы: уровень городских округов и муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 1. С. 58.
22. Тимофеев Н.С. Проблемы участия местного самоуправления и гражданского общества в системе российского этатизма // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 15.
23. Чиркин В.Е. К вопросу о моделях власти в современном обществе // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 5.