Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальные изменения и преобразования в социокультурной жизни российского общества порой не только негативно сказываются на физическом здоровье нации, но и приводят к потере духовных и нравственных ориентиров, снижению общекультурного уровня населения нашей страны. Перечисленные проблемы требуют активного поиска решений, позволяющих преодолеть сложившуюся ситуацию на современном этапе. Этим обусловлена необходимость просветительской деятельности, способствующей воспитанию толерантной личности, которая обладает позитивной мировоззренческой позицией, сформированной системой ценностей морально-этических качеств, социальной активностью и гражданской ответственностью. Засилье в современном мире низкопробной музыки вызывает потребность возрастания роли просветительства и в области музыкального искусства. Приобщение к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, формирование музыкальных предпочтений, интересов, вкусов положительно сказывается на развитии духовной культуры личности и общества в целом и «прежде всего на их нравственности» (Д.Б. Кабалевский). Своевременность осуществления музыкально-просветительской деятельности вызвана потребностью государства в высококультурном и образованном члене общества: «единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности» [3]. Главной движущей силой, осуществляющей музыкально-просветительскую деятельность, по нашему глубокому убеждению, должен быть педагог-музыкант (учитель музыки). В современной научно-методической, педагогической и искусствоведческой литературе понятие «музыкально-просветительская деятельность» характеризуется неоднозначно и представляет собой сложное многофакторное явление. Так, одни исследователи отдельно характеризуют каждое слово в данном словосочетании и не делают каких-либо заключений по обобщению термина, другие – рассматривают и анализируют его как цельное, сложное, многоаспектное понятие, представляющее собой единый сплав, комплексный подход к деятельности индивида по осуществлению чего-либо.
Объект исследования- деятельность музыканта-педагога.
Предмет исследования- изучение просветительской деятельности.
Цель данной работы раскрыть историографию изучения просветительской деятельности музыканта-педагога.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть музыкально-просветительская деятельность.
Анализировать актуальные проблемы развития музыкально просветительской деятельности в отечественном общем образовании.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА
1.1 Музыкально-просветительская деятельность
Для рассмотрения феномена «музыкально-просветительская деятельность» необходимо обратиться к рассмотрению и анализу имеющихся точек зрения. На наш взгляд, ключевым для данного понятия является слово просвещение (и производные от него – просветительство, просветитель). В настоящее время термин просветительство, обладая междисциплинарным характером, вызывает к себе интерес со стороны различных отраслей науки: филологии, культурологии, философии, педагогики, искусствоведения и др. Смена господствующих тенденций в языке, культуре, экономике, политике, искусстве меняет и смысловое пространство, и смысловое поле рассматриваемого термина. Если обратиться к широкому толкованию этого понятия, то в энциклопедическом словаре просвещение рассматривается как «распространение знаний, образования» [6]; в словаре Д.Н. Ушакова просветить значит «сообщить кому-либо знания, распространить среди кого-либо… культуру» [5]. В социокультурном словаре просветительство рассматривается как «стремление… интеллигенции… повысить культуру общества, распространение знаний… путь приобщения непросвещенной, некультурной личности к накопленному содержанию мировой культуры…» [4]. В словаре современного русского литературного языка понятие «просветительство» трактуется как «деятельность просветителя» [9, с. 337]. В настоящее время в педагогике просветительство принято рассматривать в рамках категории «воспитание», которая традиционно трактуется как организованный, систематический и целенаправленный процесс формирования личности; передача исторического и культурного опыта подрастающему поколению. Более того, в современных условиях воспитание не только способствует развитию качеств личности человека, характеризующих его мировоззрение, нравственные и социальные позиции, но и служит фундаментом формирования общества и государства, науки и культуры. В исследованиях педагогов-современников Е.Н. Яковлевой и М.С. Якушкиной просветительство трактуется как деятельность, выходящая за рамки организованного учебного процесса и направленная на широкую общественную аудиторию [11, с. 19], а также как нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры и иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения [12, с. 357]. Понятие «музыкально-просветительская деятельность» в научных трудах ряда исследователей отождествляется с термином культурно-просветительская деятельность и сводится к необходимой профессиональной и общественной деятельности, «направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения…» [2, с.85]. Музыкально-просветительская деятельность – предмет изучения многих педагогов и музыкантов современности: опубликованы научные статьи, учебные пособия и монографии. За последние годы значительно расширился диапазон тематики диссертационных исследований по данному направлению, и, как следствие, результаты апробируются и внедряются в практику образовательных организаций. В данной статье хотелось бы рассмотреть ряд принципиально важных моментов, отраженных в научных трудах нескольких соискателей. Так, в работе Л.Л. Мельниковой [1,с.42] акцентируется внимание на характеристике понятия «музыкально-просветительская деятельность», автор трактует его как передачу и расширение знаний о музыкальном искусстве; высказывает мнение о том, что в основе музыкального просветительства лежат принципы пропаганды шедевров музыкальной культуры мира; популяризации музыкальных произведений золотого фонда; приобщения к отечественным и зарубежным музыкальным традициям. Исследователь обосновывает также цель музыкально-просветительской деятельности – нравственное и духовное развитие личности и общества [11, с.25]. В диссертационной работе С.В. Ручимской [8] представлена теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в процессе профессиональной вузовской подготовки педагога-музыканта, основанная на аксиологическом, антропологическом, системном, культурологическом, индивидуально-деятельностном подходах; описаны этапы становления просветительства в профессиональном образовании педагога-музыканта, определены цели и задачи деятельности просветителя на каждом из этапов. Кроме того, в работе реализована авторская методика диагностики уровней сформированности просветительства в процессе обучения студентов-музыкантов. Обращаясь к проблеме подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности, Е.Л. Рудой в своем исследовании [7, с.45] раскрывает содержание и методы культурно-просветительской работы педагога-музыканта в процессе профессионального образования в вузе. Наряду с этим здесь описаны компоненты профессиональной подготовки педагога-музыканта в области культурно-просветительской работы, выявлены и обоснованы педагогические условия осуществления культурно-просветительской деятельности. Особый интерес вызывает арт-проект, предложенный автором в контексте освоения инновационных технологий арт-менеджмента. По мнению исследователя, введение в образовательный процесс современного вуза технологий арт-менеджмента выявляет связь развивающейся личности с разнообразными сторонами художественной культуры, обеспечивает возможность ее осмысления, развивает творческое воображение студентов, позволяет выйти за пределы одного вида искусства в полихудожественную и социально-культурную деятельность. Автор доказывает, что подготовка и реализация на местах региональных арт-проектов являются эффективным условием профессиональной подготовки будущих специалистов [9,с.18]. Характеризуя понятие «музыкальное просветительство», Е.Н. Яковлева рассматривает его как публичную художественно-творческую деятельность, осуществляемую на стыке науки и искусства в виде распространения информации, направленной на музыкальную пропаганду и приобщение широкого круга населения к музыкальному искусству, на формирование художественного сознания, культуры и высоких духовных ориентиров, и ценностей личности и общества [9]. Автор отмечает, что данный феномен является важнейшим компонентом музыкальной культуры и влияет на развитие и общества, и самого искусства. В диссертационной работе Е.Н. Яковлевой [11, с.47] представлена классификация форм и видов музыкального просветительства; определена первостепенная роль просветительской деятельности в современной культурной политике России и ее направленность на подрастающее поколение; выявлена роль музыкальной культуры региона в музыкально-эстетическом воспитании детей и молодежи (на примере изучения краеведческих и современных музыкально-просветительских проектов Курской области). В данном исследовании представлена концепция музыкального просветительства в молодежной среде, могущая, по мнению исследователя, служить основой развития музыкального искусства и культуры в России на современном этапе. Она представляет собой некую систему взаимодействия направлений просветительской деятельности и включает следующие составляющие: обогащение традиций музыкального просветительства; изучение и пропаганду региональной культуры, и опору на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2015, с. 145.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. – Л., Музыка, 2016, с.136.
3. Захаров, Р.Г. Драматизация песни как средство приобщения молодежи к музыкальному наследию / Р.Г. Захаров, И.М. Струков // Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы: материалы научнопрактических конференций. – Владимир, 2014. – С. 32–41.
4. Кирнарская, Д.К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке / Д.К. Кирнарская // Педагогика искусства. – 2014. – № 3. – С. 22–27.
5. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015, с.200
6. Митус И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству: автореферат дис. ... канд. пед. Наук (13.00.08) / Митус Ирина Викторовна; Адыг. гос. ун-т. – Майкоп, 2004. – 26 с.
7. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII–начало XXI века) / С.А. Морозова // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 174–179.
8. Рапацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., «Педагогика», 2014., 112ц.
9. Рудой Елена Львовна; Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования. – Москва, 2015. – 22 с.
10. Рудой, Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) /
11. Ручимская, С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. … канд.пед.наук (13.00.08) / Ручимская Софья Валерьевна; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2010. – 188 с.
12. Савельева, Н.Л. Тематическое решение концертного проекта в филармонической организации / Н.Л. Савельева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 831–834.
13. Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры,2014, 85с.
14. Хопрова Т.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Изд. 2-е, – Л., «Музыка», 2016, с.52.
15. Хренников Т.Н. О Всесоюзном съезде композиторов. Сов. культура. М., 2016, 154с.
16. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. – М., «Просвещение», 1992.
17. Явгильдина, З.М. Анализ проблемного поля современного общего музыкального образования как фактор проектирования профессионально-личностных компетенций будущего педагога-музыканта / З.М. Явгильдина // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №2 (20). – С. 285–290.
18. Яковлева, Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры / Е.Н. Яковлева // Вестник АГУ – 2015. – №1 (152). – С. 248–254.
19. Якушкина, М.С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус // Научный диалог. – 2016. – № 3 (51). – С. 354–