Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время ряд вопросов в области государственной и политической власти, государственного управления стал крайне важен в отечественной юридической науке и практической деятельности органов государственной власти. Происходят значимые и системные изменения в области государственного управления, решаются практические задачи по реализации целей и задач государственной и политической власти.
Государство как одна из форм политической организации общества призвано осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.
Объектом данной работы являются отношения, возникающие в связи с функциями государства.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие политические функции государства, пактика их применения, а так же научная и учебная литература.
Целью настоящей работы является изучение реализации политической функции государства в современных условиях.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие, структуру и виды функций государства;
• Исследовать современную реализацию функций государства;
• Проанализировать реализацию внешнеполитических функций государства;
• Выявить проблемы реализации внутренней политической функции государства в современной России.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» и другие нормативные правовые акты.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе историко-правовой, системный, формально-юридический, метод сравнительно-правового анализа, научного обобщения
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
1. Понятие, структура и реализация функций государства
1.1. Понятие, структура и виды функций государства
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий, четкое определение которого отсутствует, в юриспруденции - как явление многомерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Вполне справедливо суждение М.М. Рассолова о том, что российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство. Именно поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». Так, в философии функция мыслится как обязанность, круг деятельности, а под социальной функцией подразумевается использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определенной цели или реализации определенных ценностей. В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
В юридической литературе функции государства определяются как:
- «направления деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства на определенном этапе исторического развития»;
- направление и стороны деятельности, в которых выражаются и конкретизируются классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития;
- «основные направления деятельности государства по управлению делами общества» и др.
Л.А. Морозова расширяет понятие «функции государства», включая в него не только направления деятельности государства, но и сам механизм государственного воздействия на различные сферы общественной жизни общества, так как различного рода преобразования и правовое регулирование общественных отношений воздействуют одновременно на состояние общественных процессов.
А.И. Гнатенко характеризует функции государства как изменчивые и статичные, так как это обусловлено ходом исторического развития общества.
В целом можно заключить, что функции государства трактуются через его активность в разных сферах общественной жизни. Объединяющей данные трактовки формулировкой является конструкция «основные направления деятельности государства», что в целом характеризует форму реализации функций государства, но ничего не говорит о содержании такой деятельности. Между тем государство может действовать в интересах властных групп, экономических элит, его деятельность может быть антинародной. В связи с этим, как представляется, понятие функций государства должно отражать содержательный аспект деятельности государства, детерминированный современной исторической реальностью.
Таким образом, понятие «функции государства» представляется как основные направления деятельности государства (проявляющие, с одной стороны, динамику, а с другой - статику государственного функционирования), обусловленные целями и задачами государства на определенном историческом этапе, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
В зависимости от основания различения выделяют следующие виды функций государства:
1. По продолжительности действия:
- постоянные;
- временные.
Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийных бедствий, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).
2. По значимости:
- основные;
- неосновные.
3. В зависимости от сферы осуществления:
- внутренние;
- внешние.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
3. Федеральный закон от 02.05.2012 N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета, N 99, 04.05.2012.
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
5. Распоряжение территориального управления Кронштадтского административного района Санкт-Петербурга от 20.06.2001 N 389-р «О Координационном совете общественных организаций при главе администрации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. Решение Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 907-1 «Об Общественном молодежном парламенте города Рязани» // Рязанские ведомости. 14.01.2009. N 3.
7. Постановление администрации г. Чебоксары от 22.02.2011 N 28 «О Молодежном правительстве города Чебоксары» // Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары. 18.03.2011. N 3.
8. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 26.
9. Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире: темат. докл., опубликованный Комиссаром Совета Европы по правам человека // Прецеденты Европейского суда по правам человека: электрон. период. изд. 2015. N 1. С. 133 - 147.
10. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. С. 226.
11. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
12. Денисов С.А. Имитация конституционного строя в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 3.
13. Захаров А.В. Влияние глобализации на функции современного государства // Юридический мир. 2016. N 11. С. 46.
14. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 4. С. 7.
15. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2014. С. 48.
16. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 43-44.
17. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 98.
18. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003. С. 99.
19. Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства. М., 2001. С. 5.
20. Пискунова Е.А. Общественный контроль в системе взаимоотношений государства и общества // Проблемы конституционного развития РФ / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. С. 112.
21. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Рос. юрид. журн. 2016. N 2. С. 22 – 31.
22. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 103.
23. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
24. Терещенко Н.А. Конец социальности: мифы и реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 4. С. 105.
25. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
26. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 - 42.
27. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.
28. Чаплыгина А.Ю. Проявления политической коррупции в России в условиях трансформации политического режима и кризиса 90-х годов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 1. С. 37 - 40; Шмерлина И.А. Социальность, смысл, междисциплинарность // Эпистемология и философия науки. 2009. N 3. Т. 21. С. 137.