Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимость издания правовых актов федеральных органов исполнительной власти непосредственно в процессе исполнительно-распорядительной деятельности обусловлена большим количеством, многообразием и чрезвычайной изменчивостью общественных отношений в сфере управления, в силу чего законы, содержащие лишь общие нормы, не могут с должной мерой и полнотой регулировать все стороны общественной жизни, все отношения, возникающие в ходе реализации закона. В процессе руководства хозяйственным и социально-культурным строительством возникает потребность в конкретизации и детализации норм законов и других актов органов государственной власти. Эта задача решается главным образом органами исполнительной власти путем издания правовых актов органов исполнительной власти. Все это требует изучения того, что представляет собой правовой акт федерального органа исполнительной власти, и какова его природа, то есть сумма юридических признаков, позволяющих выделить их из числа сходных.
Изучению подлежит и вопрос о видах правовых актов федеральных органов исполнительной власти, так как в юридической литературе приводятся самые различные критерии их классификации.
Объектом исследования являются общественные отношения в области исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом настоящего курсового исследования являются акты органов исполнительной власти.
Целью курсовой работы является анализ нормативно-правовых актов исполнительной власти.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти;
– исследовать признаки нормативно-правовых актов органов исполнительной власти;
– рассмотреть подготовку и государственную регистрацию нормативно-правовых актов исполнительной власти;
– проанализировать действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Л.С. Комовкина, М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина, К.Н. Петруничева, И.Л. Петрова, Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская, И.В. Упоров, П.А. Яворина, К.В. Черкасов и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
1.1. Понятие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
В теории права общепризнанным является положение о том, что правовые нормы, в отличие от иных социальных норм (нормы морали, политики и др.), наиболее жестко закрепляют складывающие общественные отношения. Эта жесткость определяется, прежде всего, возможностью применения мер государственного принуждения в случае нарушения правовых предписаний и вытекает из необходимости закрепления таким способом наиболее важных для общества социальных ценностей. Таким образом, правовое регулирование общественных отношений состоит как из правовых норм, так и из их применения в практике, что вполне логично – ведь если ограничиться только правовыми нормами (нормативными правовыми актами), то в реальности регулирования не будет, поскольку правовые нормы для того прежде всего и издаются, чтобы их применять. При этом правовые акты (как нормативные, так и ненормативные) издаются уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская предлагают следующее определение правового акта: «Правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений» .
Считаем, что наиболее полное и точное определение правового акта дано в следующей редакции: «Правовой акт – это волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которого в виде велений, обращений, соглашений и т.п. в установленных законом случаях фиксируются в документальной форме (в акте-документе)» .
Правовой акт – это письменный документ, который издается от имени органа, организации или государства, он обладает целевой ориентацией, предназначен для регулирования общественных отношений.
Перечисленные выше признаки в большей мере характерны для правовых актов, изданных в письменной форме. Но необходимо учитывать и то, что правовые акты могут быть приняты и в устной форме в индивидуальных конкретных случаях. Также необходимо отметить, что в зависимости от юридических свойств правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативно-правовые акты воплощают право в реальную жизнь, являются внешним выражением права, реализуют право в социальной жизни общества.
Нормативные правовые акты являются фундаментальной составляющей, которая лежит в основе самого права и выражает правовые ценности, актуальные для общества. Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Но, кроме этого, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица могут издавать только те правовые акты, формы которых предусмотрены конституцией и иными статутными актами.
Следует отметить, что сама Конституция является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государственного устройства и его властные органы.
Различные авторы предлагают множество определений правовых актов управления, к примеру, Ю.А. Тихомиров в курсе административного права и процесса предлагает следующее определение: «Правовой акт есть письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений» .
В данном случае определение понятия правового акта дается как документа, но наименование актом лишь его письменной формы не способствует полноте данного правового явления. Напротив, это постепенно приводит к тому, что начинают исследовать лишь документ, говорить только о его признаках.
Д.Н. Бахрах определяет правовые акты управления как «правовые акты исполнительной власти».
Подводя итог краткому обзору положения дел с определением понятия актов управления в юридической литературе, надо отметить сложный характер данных правовых явлений, в силу чего постоянно сохраняется возможность разноаспектного подхода к решению вопроса.
1.2. Признаки нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
Всей совокупности правовых актов федеральных органов исполнительной власти свойственен ряд признаков, определяющих их юридическую природу.
Во-первых, решающим признаком является положение органов, издающих эти акты, в системе других государственных органов, то есть подотчетность и подконтрольность органов исполнительной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 27.05.1996. № 22. Ст. 2663.
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. 18.08.1997. № 33. Ст. 3895.
4. Бугров Е.В. Особенности исполнительной власти в Российской Федерации и некоторых государствах-федерациях // Вопросы гуманитарных наук. 2018. № 6 (99). С. 83-86.
5. Кайнов В.И. Правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации // Гостеприимный Петербург – 2018 Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 39-48.
6. Кинчевский В.Г. Проблемы формирования и практика развития законодательства о нормативных правовых актах // Право и современные государства. 2016. № 5. С. 69-76.Яворина П.А., Черкасов К.В. Регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: проблемные аспекты // Современные медицинские исследования. Современная экономика. Техноконгресс. Свобода и право. Человекознание Сборник материалов конференций. П.И. Никитин (глав. редактор). 2016. С. 311-320.
7. Комовкина Л.С. Актуальные проблемы правотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 5 (21). С. 186-189.
8. Кудрякова О.В., Кудряков И.В. К вопросу о понятии правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Science Time. 2016. № 5 (29). С. 348-351.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. 2-е изд. / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. М.: Проспект, 2015. 347 с.
10. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2013. 477 с.
11. Петруничева К.Н., Петрова И.Л. Технология подготовки нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации // Уральский научный вестник. 2018. Т. 9. № 2. С. 038-043.
12. Право: учебное пособие под общ. ред. Т.В. Касаевой, А.А. Шаповалова. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. 144 с.
13. Рубин Э. Акт исполнительной власти: история, дилеммы и возможные решения // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 4 (40). С. 200-229.
14. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-практическое пособие. М., 1995. 218 с.
15. Трегубова Е.В. Понятие и значение нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 1 (7). С. 30-33.
16. Упоров И.В. Правовые акты органов исполнительной власти: общеправовая характеристика // Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 296-300.
17. Упоров И.В. Юридическая природа нормативных и ненормативных актов исполнительной власти // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 6-2 (87). С. 191-195.
18. Упоров И.В. Юридическая природа, признаки и понятие правовых актов исполнительной власти // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 27.
19. Яворина П.А., Черкасов К.В. Регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: проблемные аспекты // Юридический факт. 2016. № 1 (1). С. 39-43.