Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена те, что государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации явилось важнейшей вехой в становлении российской государственности. Ее принятие позволило Российской Федерации пережить непростой этап кардинального реформирования общественного и политического строя страны, обусловленного кризисными явлениями, имевшими место в развитии российского государства, в том числе в сфере национальных отношений, усилением различного рода центробежных тенденций во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, имевших место в начале 1990-х гг.
Изучение механизма государства применительно к нашей стране, помимо почего обусловлено и тем, что действующая Конституция РФ закрепляет весьма специфичную форму правления Российской Федерации, в теории конституционного права называемую полупрезидентской республикой или республикой смешанного типа.
Впервые данная форма правления была закреплена в действующей Конституции Франции 1958 г. и в принципе доказала свою эффективность в государственной практике Пятой республики. Во многом благодаря ей удалось справиться с кризисом французской государственности в 1960-х гг., когда это государство переживало далеко не лучшие времена, обусловленные крахом Франции как колониальной державы, военным мятежом в Алжире (так называемое «движение 13 мая»), мятежом на острове Корсике, аналогичным алжирскому, усилением антиправительственных выступлений внутри страны.
С целью повышения эффективности деятельности государственного механизма возникает необходимость анализа принципов его организации и функционирования.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с механизмом государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие механизм государства ,практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение механизма государства.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие механизма государства: понятие и структуру;
• исследовать государственные органы как элемент механизма государства: понятие, признаки и виды;
• проанализировать механизм российского государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Механизм государства: понятие и структура
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
При анализе категории «система органов государственной власти» необходим учет по крайней мере следующих конституционных проблем: во-первых, содержание понятия «орган государственной власти» в его соотношении с термином «государственный орган» в структуре государственного аппарата; во-вторых, сущность категории «система» применительно к организации государственной власти; в-третьих, исследование фактически сложившейся системы органов государственной власти в современной России в аспекте обеспечения надлежащего баланса между централизацией и децентрализацией, единством суверенной государственной власти и конституционным принципом разделения властей и т.д.
В большинстве теоретических исследований подчеркивается, что государственный орган (или орган государственной власти) - это элемент государственного аппарата. В отличие от государства, представляющего собой форму общественной организации, государственный аппарат характеризуется в качестве «системы государственных органов», осуществляющих от имени государства его функции. При такой трактовке термина «государственный аппарат» может сложиться впечатление, что это понятие полностью тождественно категории «система органов государства».
Вместе с тем между понятиями «государственный аппарат» и «система органов государства», на наш взгляд, имеются определенные различия. Первая категория имеет преимущественно теоретико-правовую направленность исследования и характеризует внешний аспект взаимодействия государства (как совокупности граждан, проживающих на определенной территории и политически организованных посредством суверенной государственной власти) с его частью, именуемой «аппаратом» (совокупностью должностных лиц, государственных служащих и других носителей власти, организованных в систему государственных органов). Термин же «система государственных органов» акцентирует внимание на конституционно-правовой проблематике «внутреннего» институционального устройства государственного аппарата. Здесь имеют ключевое значение такие конституционные факторы, как статус органа (законодательный, исполнительный, судебный или иной), его конституционные полномочия и функции (характеризующие понятие «компетенция»), механизмы формирования, взаимодействия и досрочного прекращения полномочий. Если допустима подобная аналогия, можно сказать, что понятия «государственный аппарат» и «система государственных органов» находятся в том же соотношении, что термины «правовая система» и «система права».
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Государственное управление неразрывно связано с функционированием механизма государства, а также с управлением как явлением, воздействующим на внутренние и внешние процессы, происходящие в различных системах, объединенных общей целью функционирования, направленных на обработку поступающих сигналов (информации) с целью установления обратной связи, способствующим организации соответствующей системы, т.е. обеспечению ее функционирования в строгом порядке. Несмотря на порождаемые научным сообществом дискуссии о роли государства в сфере общественного управления, приходится констатировать факт его все более активного участия в механизме управления обществом в качестве масштабного регулятора социально-политических и социально-экономических процессов. В современный период развития российской государственности институты государственного управления отвоевывают все большие позиции в деятельности, направленной на реализацию принципов социального государства, обеспечивая различные публичные интересы. Значимость государственного регулирования возрастает и по причине усложнения социальной системы, появления новых субъектов, а также форм социальной активности.
Бесспорным, является утверждение того, что эффективность работы государственно-управленческого механизма напрямую зависит от знания теоретических основ государственного управления, анализа его трактовок как зарубежными, так и отечественными исследователями. Ведь, зная истоки, можно строить и совершенствовать механизм государственного управления, сделав его идеальным или, во всяком случае, лучшим.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. N 6053 (77). 10.04.2013.
4. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1334.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.
6. Административное право России: Курс лекций / Под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2014. С. 7.
7. Анненкова В.Г. Конституционно-правовые вопросы реализации политики государственного единства в Российской Федерации // Конституционное развитие России. Саратов: СГЮА, 2013. Вып. 13.
8. Богданова Н.А., Шустров Д.Г. Хрестоматия по конституционному праву. СПб.: Алеф-Пресс, 2014.
9. Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013.
10. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. М., 2015. С. 135.
11. Кабышев В.Т. С конституцией по жизни. М.: Формула права, 2013.
12. Куликова Ю.А. Проблемы правового регулирования сроков пребывания в должности президентов Российской Федерации и государств - членов Содружества Независимых Государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
13. Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А. Территория в публичном праве. М.: Норма, 2013.
14. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. М.: Институт права и публичной политики, 2013.
15. Оспанов Т.А. Политическая конкуренция в России: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
16. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М, Инфра-М, 2013.
17. Старков О. В., Упоров И. В. Теория государства и права. М: Дашков и Ко, 2013.
18. Теория государства и права / Под ред. А. Пиголкина, Ю. Дмитриева. М.: Юрайт, 2013.
19. Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 54 - 62.
20. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Проспект, 2013.