Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время возрастает количество исследований, посвященных одной их актуальных сфер психического здоровья личности – Игровой-зависимости. Так как именно Игровой-аддикция, является одной из серьезных проблем нарушения здоровья личности. Игровой-аддикция сопровождается социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Игровой-зависимость понимается, как навязчивое стремление к пользованию Интернетом, обычно бесцельное с чрезмерной затратой времени [1]. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Основными синонимами понятия «игровой-зависимость» в современной литературе являются «игровой-аддикция», игровой-поведенческая зависимость, патологическое применение интернета [2].
Проблема виртуальной аддикции в военнослужащих остается в настоящее время острой и нерешенной, а методы профилактики и коррекции находятся на стадии теоретических разработок.
Учитывая актуальность данной темы, имеющиеся противоречия и сформулированную проблему исследования, целью нашего исследования явилось отслеживание динамики уровня игровой-зависимости уровня игровой-зависимости у военнослужащих в процессе психологического консультирования.
Исходя из цели исследования, в качестве его объекта выступала «игровой-зависимость», а предметом исследования явились девиантное поведение у военнослужащих (игровая зависимость).
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы гипотезы исследования:
- психологическое консультирование игровой-зависимости у военнослужащих включает системное воздействие на эмоционально-волевую, мотивационную и коммуникативную сферы их личности.
Для доказательства выдвинутых гипотез были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть «игровой-зависимость» как форму аддиктивного поведения личности.
2. Провести теоретический обзор особенностей игровой-зависимости у военнослужащих и основных подходы использования психологического консультирования игровой-зависимых военнослужащих. Разработать и реализовать программу психологического консультирования, направленную на работу с игровой-зависимыми военнослужащими;
3. Выявить динамику уровня зависимости у военнослужащих в процессе психологического консультирования.
Глава 1 Теоретические аспекты девиантного поведения у военнослужащих (игровая зависимость)
1.1. «Игровая-зависимость» как форма аддиктивного поведения личности
В двадцать первом веке игромания стала одной из наиболее вредных привычек наравне с наркоманией и алкоголизмом. В основе игровой аддикции лежит то же понятие психологической зависимости, - в данном случае от время от времени переживаемого чувства азарта. Адреналиновая зависимость и возникающая на ее фоне потребность в мимолетном счастье с помощью выигрыша по своей силе воздействия практически не сравнимы ни с каким другим ощущением.
Согласно результатам исследований, игры в сети Интернет оказывают более пагубное влияние на психику: в казино и за игровым столом человек находится на виду, и рано или поздно ему приходится прекращать игру по своей воле или из - за отсутствия денег, в то время как компьютерная игромания опасна из - за наличия возможности играть в нее бесконечно долго, совершенно забыв о времени.
Мировая статистика говорит о 3% зависимых от азартных игр людей. Это те особы, которые уже нуждаются в помощи не только психолога, но и врача - нарколога, поскольку игромания является серьезной болезнью, уровень зависимости которой, возможно, даже выше, чем у проблемы алкоголизма.
Подверженность игромании не имеет полового признака и может быть характерна как для представителей сильного, так и для представительниц слабого пола. Также нехватка азартных ощущений не характерна для какого - либо конкретного возраста. Так, например, в Америке 80% пенсионеров играют в лотереи, а в России таким видом азартных игр увлечены преимущественно подростки и дети. Если ребенок приучается играть в то, что вызывает зависимость, то уже к сознательному возрасту ему потребуется лечение от игромании. Что касается женщин, то склонность к азарту для них наступает в возрасте около 30 лет. Стоит отметить, что женщинам сложнее излечиться от игромании, поскольку они более эмоционально воспринимают мир. У представительниц прекрасного пола данная болезнь может появиться в результате неудавшегося брака, финансовых проблем, тяжелой утраты, невозможности реализовать себя в жизни.
Подростки находят в сетевых играх возможность реализации скрытого потенциала. Также это могут быть юноши и девушки, склонные к асоциальному поведению. При помощи игр они выплескивают свою агрессию и неудовлетворенность, и в какой - то момент подобное поведение может перейти на представителей невиртуальной реальности.
Истоки детской и юношеской игромании следует искать, прежде всего, в семье. Если малыш с самого детства был лишен внимания и поддержки родителей, то очень велика вероятность сценария, когда он будет находить все это у карточного стола, у игрового автомата или за монитором компьютера.
Интересен тот факт, что часто игровая зависимость возникает у людей, получивших черепно - мозговую травму и страдающих от периодических головных болей. Их мозг наиболее чувствительно реагирует на стресс, который возникает во время игры.
Буквальное определение зависимости от азартных игр подразумевает наличие:
1. поведенческой проблемы.
2. психологической проблемы.
3. физиологической проблемы.
4. является формой зависимости.
Существует большое количество различных взглядов относительно того, чем в действительности является игровая зависимость.
Одни специалисты придерживаются того мнения, игромания — это «коварное и загадочное» заболевание, как рак, и от него нет никакого способа избавления. Можно только купировать проблему или вывести её в относительно продолжительную и стойкую ремиссию, но полное выздоровление никогда не наступит.
Другие склонны считать игровую зависимость психическим расстройством и ставят её в один ряд с такими серьёзнейшими недугами, как клиническая депрессия, маниакально-депрессивный психоз (биполярное расстройство), синдром дефицита внимания и даже шизофрения. Они основывают своё видение проблемы на том, что игромания вызывает нарушение в мышлении, иррациональное поведение, и неспособность человека справляться с требованиями повседневной жизни.
Ниже приведены некоторые проявления игровой зависимости, на которые опираются такие специалисты, аргументируя свой подход:
* Иррациональное и спутанное мышление
* Продолжительные периоды тоскливого состояния или раздражительность, что, в конечном итоге, приводит к депрессии
* Экстремальное состояние психики (максимумы и минимумы)
* Иррациональные и чрезмерные тревоги и страхи
* Изолированность и замкнутость
* Нарушение привычного ритма сна и приёма пищи
* Склонность к злоупотреблению психоактивными веществами и формированию поведенческих кросс-зависимостей
* Чрезмерный гнев
* Неспособность справляться с повседневными проблемами, как частью нормальной жизни
* Нередкие мысли о самоубийстве
* Отрицание наличия проблемы
Третья точка зрения предлагает взглянуть на зависимость от азартных игр как на компульсивное поведенческое расстройство, к которому также относятся пиромания (склонность к поджогам), компульсивные покупки и трата денег (шопоголизм), пристрастие к компьютерным играм и интернету, компульсивное выдергивание волос, компульсивное воровство (клептомания) и т. д. Человек, страдающий компульсивным расстройством, будет совершать определённые действия, даже полностью осознавая их негативные последствия для него и окружающих.
Авторитетное мнение
Мнение учёных заключается в том, что игроманию стоит классифицировать как нейробиологическое расстройство, по аналогии с зависимостью от химических веществ, таких как кокаин, героин и алкоголь. По мнению этих ученых, азартные игры — это такой же наркотик, ибо эффект, который они оказывают на мозг, схож с аналогичным эффектом от употребления человеком ПАВ. Например, на МРТ (магнитно-резонансная томографии), пораженные участки мозга игромана выглядели такие же, как у наркомана.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абдурахманова З., Ибрагимова Л.А. Особенности психологического консультирования военнослужащих по проблеме игровой-зависимости / Развитие правового сознания в образовательном пространстве Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы Д.М. Даудова, Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова. 2017. С. 113-119.
2. Абдурахманова З., Ибрагимова Л.А. Особенности психологического консультирования военнослужащих по проблеме игровой-зависимости / 100 лет профессиональному педагогическому образованию в Дагестане: перспективы развития Материалы научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы А.А. Цахаева, М.М. Асильдерова, Б.Б. Джамалова. 2017. С. 59-66.
3. Андронова Н.В., Измалкина М.С. Связь игровой-зависимости с коммуникативными и организаторскими способностями военнослужащих / Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и военнослужащих Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва В 3-х частях. Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. 2017. С. 317-322.
4. Апенок (Черкасова) Р.С. Исследование созависимости и игровой-зависимости у военнослужащих-психологов / Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 11. С. 225-229.
5. Басангова Я.М., Карпова А.А. Психологические детерминанты игровой-зависимости военнослужащих гуманитарных и технических специальностей / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 20-2. С. 122-124.
6. Беломестнова А.А., Григорьева О.В., Любин А.В. «игровой-зависимость» и компьютерная игромания среди военнослужащих ЧГМА / Медицина завтрашнего дня материалы XV межрегиональной научно-практической конференции военнослужащих и молодых ученых. 2016. С. 311.
7. Белякова Н.А. Особенности копинг-стратегий у военнослужащих с предпосылками к формированию игровой-зависимости / Молодежь и медицинская наука Материалы II межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. 2014. С. 39-42.
8. Борисова О.В., Игнатьева А.А. «игровой-зависимость» среди военнослужащих россии и германии / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 76.
9. Ванюшина Е.А., Гончарова М.А. Современные тенденции формирования игровой-зависимости у военнослужащих медицинского университета / Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 134-138.
10. Волкова Е.С., Корельская В.В., Свиридова О.А. игровой-пространство как фактор развития сетевой зависимости среди военнослужащих / Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 65-71.
11. Горбылёва К.В., Абдукадыров З.Р. «игровой-зависимость» и параметры психофизиологического статуса у военнослужащих / Эколого-физиологические проблемы адаптации Материалы XVII Всероссийского симпозиума. 2017. С. 54-56.
12. Городишенина В.Л. Особенности формирования игровой-зависимости у военнослужащих / Молодость. Интеллект. Инициатива Материалы V Международной научно-практической конференции военнослужащих и магистрантов. 2017. С. 235-236.
13. Гриневич Е.В. Связь алекситимии и игровой-зависимости у военнослужащих / Мир науки и инноваций. 2015. Т. 8. С. 56-59.
14. Данилова В.Е. Проблема игровой-зависимости военнослужащих / Вестник научных конференций. 2015. № 3-5 (3). С. 42-44.
15. Дементьева И.П. Особенности профилактики игровой-зависимости у современных военнослужащих / Молодой исследователь: вызовы и перспективы Сборник статей по материалам XLIX международной научно-практической конференции. 2017. С. 38-42.
16. Джагарян К.А. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих техникума с «игровой-зависимостью» / Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 110-123.
17. Джагарян К.А. Основные подходы к оказанию психологической помощи студентам с «игровой-зависимостью» / Education Sciences and Psychology. 2015. № 3 (35). С. 20-29.
18. Джагарян К.А. Психологический портрет современного студента с проблемами игровой-зависимости / Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2. С. 8.
19. Дзюба К.А., Коняева Е.А. Профилактика игровой-зависимости у военнослужащих / Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 239-241.
20. Дондоков Е.В., Баркова Н.П. Особенности межличностных отношений военнослужащих с «игровой-зависимостью» / Проблемы теории и практики современной психологии Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2016. С. 341-343.
21. Белая Е.А. Формирование групповой сплоченности воинского коллектива ( на примере подразделения роты почетного караула) / NB: Психология и психотехника. 2014. № 6. С. 127-141.
22. Богдановская И.М., Королева Н.Н. Морально-нравственные установки в самосознании выпускников кадетских классов / Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 39-45.
23. Большунова Н.Я., Алещенко М.В. Дисциплинированность, ее структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии российской федерации / Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 69-82.
24. Грушин В.И., Сулягина Ю.О. Продуктивные стратегии поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях / Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2-1 (12). С. 136-141.
25. Иванов Е.А., Турчин А.С.Особенности разрешения межличностных конфликтов в условиях вузовской образовательной подготовки / Основные угрозы терроризма и экстремизма в Российской Федерации, противодействие им войсками национальной гвардии и иными правоохранительными органамисборник научных статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 176-177.
26. Иванов Е.А., Шабанов Л.В. Коммуникативная технология переговорного процесса в разрешении межличностных конфликтов военнослужащих / Конфликтология. 2018. Т. 13. № 1. С. 190-201.
27. Ильиных С.Н., Шитик В.Ф., Сергиенко С.В. Современные требования к физической подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск мвд россии по программам специалитета нового поколения / Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России сборник VI международной научно-практической конференции в 2-х частях. Под общей редакцией С. А. Куценко; Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 67-71.
28. Колодезников С.Г. «игровой-зависимость» среди военнослужащих / Научное сообщество военнослужащих Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции в 2 томах. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 278-280.
29. Кононенко С.О., Рабовалюк Л.Н. «игровой-зависимость» и уровень личностной тревожности у военнослужащих ТГМУ / Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 11 (39). С. 187-191.