Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная адаптация молодого поколения является важным фактором для стабильного развития и существования современного российского общества. А успешность и перспективы такого обще-ства в большинстве своем зависят от уровня социализации молодежи. Но события, произошед-шие в России за последние 20 лет привели к появлению ряда проблем, таких как безработица, рост преступности, распространение различных форм девиантного поведения, плохая демографическая ситуация и многое другое. И эти проблем никак не могли обойти молодое поколение, так как именно молодежь, особенно в подростковом возрасте, больше всего подвержена риску. Именно подростки в своем возрасте формируются как личности и находятся в поиске жизненного пути. С одной стороны, на мировоззрение молодого человека влияют традиции и нормы культуры, кото-рые включают в себя гуманизм, духовность и прочее. А с другой стороны социальная действитель-ность, которая в свою очередь гуманизм и духовность ставит далеко не в приоритет. Именно дан-ное противоречие и определяет процесс социализации современного молодого поколения.
Также стоит отметить, что в современном обществе растет роль СМИ и Интернета в жизни моло-дежи. Но эта роль не всегда отмечена положительным эффектом. Порой информация, содержаща-яся в средствах массовой информации, оказывает негативное влияние на несформировавшееся сознание подростков. Передачи со сценами насилия, репортажи о распространении наркотиков и многое другое, являются побуждающим фактором для агрессивных действий у подростка. Различ-ные художественные фильмы о преступниках, которые выступают в роли героев, также откладыва-ют отпечаток на еще неподготовленном сознании молодого члена общества. Пример такого пове-дения на телеэкране служит для подростка ролевой моделью и для реальной жизни. Поэтому не стоит рассматривать СМИ и телевидение как что-то опосредованное, когда они в свою очередь являются явным институтом социализации молодежи. Из этого следует, что необходимо обращать внимание, что смотрит подросток, что ему нравится, и какие ролевые модели он на себя примеря-ет.
Если говорить об Интернете, то тут ситуация еще более опасна, так как Интернет в настоящее вре-мя занимает все больше места в жизни молодых людей. И влияние, которое оказывает всемирная паутина, может быть, как положительным, так и отрицательным. К отрицательным сторонам мож-но отнести вседоступность различного рода информации, зачастую асоциального содержания, которая подрастающему поколению будет вредна. А также сетевые игры, которые больше всего манят подростка. Порой вообще стирается грань между реальной жизнью и игрой. Поэтому не редки случаи, когда молодые люди за игровые бонусы прибегали к агрессии в реальной жизни, а если игра не удавалась, то бывали случаи суицида и нанесения себе телесных повреждений. Ребе-нок большую часть времени проводит дома, работает на компьютере и за него не нужно лишний раз волноваться – так считают родители. Не способствует формированию целостности личности и тот факт, что в Интернете молодые люди имеют возможность не только общаться, но и придумы-вать себе другую жизнь, несколько биографий, общаться под разными именами. Кроме того, жест-кие, «кровавые» компьютерные игры и фильмы с множеством сцен насилия и убийств способству-ют обесцениванию человеческой жизни в глазах молодого поколения.
В таких случаях всегда возникает вопрос: куда смотрят родители и образовательные учреждения? Но семья, заботясь о благополучном материальном состоянии, не успевает полностью контроли-ровать воспитательный процесс и полностью выполнять воспитательную функцию. А образова-тельные учреждения все больше концентрируются все больше лишь на передаче знаний.
Таким образом, чем больше в средствах массовой информации, Интернете транслируются формы поведения, нарушающие общепринятые нормы, требования и общечеловеческие ценности, тем больше их будет нарушать в своем поведении подрастающее поколение, считая это нормой.
Глава 1. Понятие мировоззрения
1.1 Принцип мировоззрения
Руководствуясь своими принципами, убеждениями и стереотипами, мы сами для себя решаем, что возможно, а что нет, что есть добро, а что зло, определяем свое место в нем. Все перечисленное можно назвать одним словом – мировоззрение.
Расшифровать данный термин несложно: достаточно увидеть, что он состоит из двух слов – мир и зрение.
То есть мировоззрение – это то, как я вижу мир, в котором живу, каким я его воспринимаю, что мне известно о нем. Личный опыт, система ценностей человека формируют субъективное виде-ние. [7]
Кому-то он кажется прекрасным, загадочным, вызывающим восторг и радость, другие постоянно высматривают в нем опасность и не выходят из оборонительной позиции. Это зависит от внутрен-ней призмы, сквозь которую человек смотрит на реальность.
Все же знают, что такое калейдоскоп? Наверное, у каждого в детстве была такая труба, смотря в которую вы видели причудливые узоры, меняющиеся при кручении трубы. Суть работы калейдо-скопа в том, что находящиеся внутри него разноцветные элементы, при разных положениях трубы собираются в разные рисунки.
Этим же принципом можно объяснить, что собой представляет мировоззрение человека, и почему различаются миропредставления отдельных людей. По сути, мир один и тот же – состоит из одной и той же совокупности частей, но каждый видит его по-своему – свой персональный узор сквозь свою призму (сознание). [9]
Кто я? Кто меня окружает? В чем смысле моей жизни? Для чего мы есть? Наверняка вы задавались подобными вопросами. А это и есть вопросы, которые говорят о том, что вы формируете свое ми-ровоззрение.
Это совокупность взглядов на мир, который окружает нас. Это целостное представление о приро-де, обществе (что это такое?) и человеке. Все это формирует набор ценностей отдельной личности, группы или всего общества в целом.
То есть, носителем мировидения может быть как отдельный человек (вы, я), так и общество в це-лом. В последнем случае это называют менталитетом, присущим тому или иному обществу.
1.2 Мироощущение и структура мировоззрения
Мироощущение — это те эмоции, которые вы переживаете. Наше настроение и чувства в разных обстоятельствах и среди разных людей.
Мировосприятие — это наше общее видение мира и отношение к нему.
Миропонимание — это наша система взглядов (и идей) на мир в целом. Строится на рационально-теоретическом уровне сознания. [13]
Мироотношение — это совокупность наших ценностей (установок по тем или иным жизненным вопросам). Формируется на основе первого и третьего пунктов данной структуры.
Менталитет — это все вместе взятое отнесенное к одному этносу, нации, группе людей (обществу). Он складывается на основе общего исторического, культурного и экономического опыта развития.