Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Религия, а также связанные с ней специфические
организации, всегда играли в жизни общества большую роль. Приобретая
новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно
говорить о том, что религия – это один из институтов общества.
Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на
людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе
осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное
переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни
вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.
Так, религия:
3
• оказывает влияние на становление и развитие государства;
• устанавливает моральные нормы, которые важны для общества: не
убей, не укради и др.;
• осуществляет нравственное воспитание человека, устанавливая ряд
запретов, осуждая или поощряя его действия.
Российская Федерация, согласно Конституции, является светским
государством, и ни одна из религий не может быть объявлена
государственной. Каждый человек свободен в его выборе религиозных
взглядов. Также каждый гражданин обязан уважать другие религии.
Существует тенденция к увеличению числа религиозных организаций,
участники которых исповедуют самые разные религии. Государство
разрешает деятельность таких организаций, но ведет борьбу с теми из них,
которые имеют экстремистскую направленность, призывают к борьбе с
представителями других религий, пропагандируют жестокость и
национальную нетерпимость.
Цель работы: изучить многообразие религиозных верований и практик.
Объект: население России.
Предмет: религиозное многообразие.
Для выполнения исследовательской цели работы, выполнены следующие
задачи
1.Изучить религию как социальный институт.
2.Проанализировать конфессиональную структуру населения России.
3.Исследовать принцип дифференциации религиозного учения и секты в
современных условиях.
4.Изучить социальные факторы формирования сект деструктивного культа.
5.Провести социологическое исследование «Многообразие религиозного
опыта в Иркутской области».
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
1.Религия как социальный институт
Религия и связанные с ней специализированные организации на протяжении
всего времени существования цивилизации оказывали сильное влияние на
4
общество. Приобретая новые черты, она изменялась, но свое значение для
общества не утратила.
Следует помнить, что религия, как социальный институт, обладает
некоторыми особенностями и несет в себе ряд функций.
Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов.
Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые
религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении
различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и
объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом
сохранила лишь социальный функционал.
В результате вышеперечисленного, можно дать определение понятию
религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в
сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым
религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.
Изучением религии занимаются различные науки: философия,
религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой
ритуалов и верований, исследователи определили его структуру.
В ней стоит выделить несколько основных элементов:
• группы (общины) верующих;
• священные таинства (понятия) — различные явления, имеющие тесную
связь со сверхъестественным миром;
• вероисповедание;
• ритуалы;
• представления о праведной жизни.
Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов.
Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов,
содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время
были для людей основным источником познавательной информации об
окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции
верующих мощное воздействие. В результате у людей формируется особое
восприятие окружающей реальности.
Знания и верования в религии являются целостными системами. Они
основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав
входят и общепринятые человеческие ценности.
5
Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и
интеграции общества. Поведенческий уровень этого института существенно
отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В
первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных
эмоций.
Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.
Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с
особыми нормами и ценностями.
К культовым действиям можно причислить:
• проповеди;
• обряды;
• молитвы;
• богослужения.
Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта
непосредственного общения со сверхъестественными силами.
Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как
общественный институт.
Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других.
Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому
механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно
регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также
предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.
Вторым признаком является определенность прав, особых функций и
обязанностей всех участников религиозного взаимодействия.
Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми
документами.
Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными
чертами:
• деперсонификация;
• обезличенность.
Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и
распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества,
вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня
образования и т. д. Последней отличительной чертой является разделение
6
функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в
зависимости от их роли и статуса.
Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных
заведениях проводится подготовка новых кадров.
Кроме этого, необходимо помнить и об основных функциях, выполняемых
религией:
• социально-регламентирующая;
• мировоззренческая;
• социально-критическая;
• адаптационная; охранительная;
• компенсаторная;
• социально-регламентирующая;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверинцев, С.С. Христианство. Энциклопедический словарь / С.С.
Аверинцев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. - 939 c.
2. Азимов Путеводитель по библии. Ветхий Завет / Азимов, Айзек. - М.:
Центрполиграф, 2016. - 639 c.
3. Ал-Карнакий Введение в Ислам (Мухтасар ильми-халь) / Ал-Карнакий,
Мирзакарим Ибн. - М.: Диля, 2013. - 192 c.
4. Алиев Коран в России: Источник знаний или объект мифотворчества? /
Алиев, Ариф. - М.: Дружба народов, 2013. - 384 c.
5. Арапович Детская Библия / Арапович, Маттелмяки Борислав; , Вера. - М.:
Российское Библейское общество, 2014. - 542 c.
6. Архимандрит Иллюстрированная полная популярная библейская
энциклопедия / Архимандрит, Никифор. - М.: Типография А. И. Снегиревой,
2013. - 498 c.
7. Байджент, М. Священная загадка / М. Байджент, Р. Лей. - М.: СПб, 2014. -
368 c.
8. Бурдо, М. Том 1. Современная религиозная жизнь России. Опыт
систематического описания / М. Бурдо. - М.: Логос, 2014. - 328 c.
7
9. Бхагаватам Кришны-двайпаяны вьясы / Бхагаватам, Шримад. - М.:
Бхактиведанта Бук Траст, 2016. - 358 c.
10. Ганцфрид Киццур Шульхан Арух / Ганцфрид, Соломон. - М.: Л.
Городецкий, 2014. - 592 c.
11. Грэм Мир с богом / Грэм, Билли. - М.: Внешторгиздат, 2014. - 192 c.
12. Деяния и послания Святых Апостолов с Апокалипсисом на русском
наречии. - М.: Санкт-Петербург: Синодальная типография, 2013. - 276 c.
13. Жозеф Христианство, иудаизм и ислам. Диалог / ред. Доре, Жозеф. - М.:
ББИ, 2014. - 255 c.
14. Иллюстрированная история религий. - М.: Эксмо, 2017. - 592 c.
15. История религий Японии IX-XII вв.. - М.: Наталис, 2015. - 560 c.
16. Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. - М.: Эксмо, 2015. - 416 c.
17. Мэхен Учебный комментарий новозаветных посланий / Мэхен, Генри. -
М.: Протестант, 2014. - 640 c.
18. Раджнеш Том 3. Избранные беседы / Раджнеш, Бхагаван Шри. - М.:
Новочеркасск: Сагуна, 2013. - 392 c.
19. Религии мира. История и современность. 2003 / ред. О.В. Чернышева. -
М.: Наука, 2014. - 309 c.
20. Религия и церковь в западном обществе ХХ в. / ред. О.В. Чернышева. -
М.: Институт всеобщей истории РАН, 2013. - 248 c.
21. Роуз Православие и религия будущего / Роуз, Серафим. - М.: Волгоград:
Православная книга, 2013. - 208 c.
22. Святой креститель. Из наследия русской эмиграции. - М.: Русский мир,
2013. - 352 c.
23. Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы / ред. А. Рыбаков. - М.:
Бук Чембер Интернэшнл; Издание 8-е, испр. и доп., 2014. - 397 c.
24. Студит Послания / Студит, Преп Феодор. - М.: Приход храма Святаго
Духа сошествия, 2016. - 980 c.
25. Тегилим. Шатер Йосефа-Ицхака / ред. Г. Брановер. - М.: Марк, 2015. - 234
c.
26. Флоровский, Г.В. Восточные отцы IV-го века. Восточные отцы V- VIII
веков / Г.В. Флоровский. - М.: ПАИМС, 2013. - 240 c.
8
27. Шантепи-Де-Ля Том 2. Иллюстрированная история религий / ШантепиДе-Ля, П.Д. Сосей. - М.: С.-Пб.: Вестник знания, 2014. - 430 c.
28. Шри Бхагавад-Гита как она есть / Шри, Шримад. - М.: Бхактиведанта Бук
Траст, 2016. - 832 c.
29. Яннарас Вера Церкви / Яннарас, Христос. - М.: Центр по изучению
религий, Москва, 2015. - 232 c.