Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос общественного мнения был предметом интереса в разные исторические эпохи. Толкование этого понятия рассматривалось мыслителями и учеными разных времен в зависимости от государственного устройства страны, согласно политико-идеологических условиям и личностным предпочтениям и теоретическим наработкам мыслителей и ученых. С течением времени общественное мнение и его определение постепенно унифицируются, эволюционировав от первобытных упрощенных толкований к классическому устоявшемуся пониманию как самого понятия, так и механизмов его формирования. В демократических обществах общественное мнение приобретает общественное значение, способное свободно формироваться и влиять на процесс принятия политических решений. Общественное мнение становится своеобразным индикатором демократизма, его развитие и полноправное функционирование служит критерием определения развития демократии, с одновременным последующим становлением и закреплением последнего. Формирование общественного мнения – едва ли не самый актуальный вопрос современной политической практики, особенно в российском обществе, где основными трансформационными факторами становления общественного мнения должны стать коммуникативные, политико-идеологические и социокультурные преобразования в сознании граждан.
Становление общественного мнения как важного социально-политического института зависит от ряда предпосылок и факторов, важным среди которых является влияние технологий средств массовой коммуникации (СМК), которые часто превращаются в инструмент манипулирования сознанием граждан в руках политической верхушки общества. В настоящее время сформировался устойчивый спрос на исследования, изучения, состояние и динамику общественной мысли. В научных кругах, равно как и среди обычных граждан результатами социологических опросов по изучению общественного мысли, часто возникают сомнения относительно подлинности сделанных выводов. А значит, все чаще звучат упреки в адрес общественного мнения, как явления, носящего в своей основе заранее заданную модель, может быть искусственным продуктом, созданным на заказ, одновременно искривлять результаты исследуемой картины бессознательно, несмотря на ряд просчетов во время опроса 15, с. 19.
Сущность механизмов взаимодействия общественного мнения и власти является актуальной научной проблемой, требующей основательного изучения и осмысления. Поэтому необходимым является изучение характера указанного взаимодействия, то есть выполнение общественным мнением ряда его основных социальных функций и рассмотрение механизмов и форм его реального влияния на политический процесс. Как составляющая функционирования политических систем общественное мнение является постоянным действующим фактором управления, с помощью которого выполняются важные и определяющие влиятельные функции 16, с. 77.
Общественное мнение является условием и одновременно результатом реального функционирования демократического режима и залогом развития гражданского общества. При принятии политических решений органы государственного управления должны учитывать общественное мнение, поскольку оно служит источником важной социально-политической информации. Следовательно, сами практики социальных преобразований требуют выработки рекомендаций по усилению роли общественного мнения в обществе, определение условий и факторов ее реального влияния на властные структуры. Рассмотренные исследовательские проблемы требуют дальнейшего изучения, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – общественное мнение.
Предмет исследования – роль общественного мнения в принятии политических решений.
Цель исследования – изучение общественного мнения как фактора формирования политических решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать роль общественного мнения в политике.
2. Провести социологическое исследование мнения студентов и работающей молодежи относительно внутренней политики РФ.
Гипотеза исследования: существуют различия в мнении студенческой и работающей молодёжи относительно внутренней политики РФ.
Методы исследования: теоретический анализ, социологический опрос, количественный и качественный анализ.
Эмпирическая база исследования: студенты высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга и работающая молодежь. Объем выборки – 200 человек.
1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
1.1 Сущность общественного мнения
Политическая жизнь общества и социальные отношения, складывающиеся в нем, подвергаются влиянию многих факторов, среди которых общественное мнение играет важную, а порой и решающую роль. Способы и формы воздействия общественного мнения на властные структуры многообразны: от обычного вербального одобрения или осуждения их деятельности до прямого, целенаправленного давления на них, способного приводить к значительным преобразованиям внутри самой властной верхушки 4, с. 112. С усложнением общественно-политических отношений и интенсификацией массовой коммуникации инструментами такого влияния становятся новейшие коммуникативные технологии (лоббирование, организация «групп давления», современные технологии информационного обеспечения управления). Именно в сфере власти и политики общественное мнение, прежде всего, и проявляет себя как действенный социальный институт, а ее важные социальные функции реализуются в этой сфере полно 7, с. 205.
Общественное мнение является одним из древнейших феноменов общественной жизни. По словам испанского философа X. Ортеги-и-Гасета (1883-1955), «закон общественного мнения – это закон всемирного тяготения в сфере политической истории». Рост ее влияния на социальные отношения связан с демократизацией жизни, повышением культурного и образовательного уровня населения, процессами глобализации и тому подобное. Анализом проблем функционирования общественного мнения занимается специальная социологическая теория – социология общественного мнения [3, с. 54].
Наряду с установлением всеобщего избирательного права и связанного с этим развития в течение второй половины XIX в. новых форм коллективного действия, основной из которых является появление массовых организаций, массовые политические партии, профсоюзы, можно проследить постепенную трансформацию понятия «общественное мнение». К этому времени оно было почти исключительно позицией элиты, более осведомленной и достойной с точки зрения ее наделенности умом и нравственностью, которая в результате рациональной дискуссии должна была бы публично принимать решение-в противовес невежественной толпе «варваров». Эти мысли были общественными только в том смысле, что они были предложены к публичному обсуждению, которое, однако, никакого принципиального веса не имело. До конца XIX в. с увеличением массовых движений и уличных манифестаций (связанных с урбанизацией и индустриализацией), а особенно с распространением средств массовой информации, возникает «новая» разновидность общественного мнения, которое конкурирует с предыдущим, существовавшим с ним параллельно до середины ХХ в., до времени, пока его окончательно не вытеснят. Это новое мнение также будет классифицироваться как общественное, однако в несколько ином понимании, – демократическом, как реальное мнение общественности, по крайней мере внешне.
Расширение масштабов использования СМИ в ХХ в. актуализировало общественное мнение как продукт коммуникативно-информационных технологий. В начале прошлого века основной проблемой, вокруг которой были сосредоточены научные интересы тогдашних исследователей, стала массовая и коллективная психология, ее проявления, а также соответственно большие социальные группы и особенности влияния на них, и именно в этом контексте рассматривалась общественное мнение 17, с. 103.
Вторая половина ХХ в. вызвала новые тенденции в исследовании общественного мнения, однако, несмотря на постоянное стремление подробно описать общественное мнение во взаимодействии с различными институтами, исследователи не дошли до единой трактовки этого феномена. В теории преобладает понимание общественного мнения как определенного социально-психологического состояния общества, или же как системы морально-этических параметров, основной функцией которых является оценка ситуации.
Непосредственный анализ общественного мнения следовало бы начинать с рассмотрения эволюции этого понятия, поскольку речь идет о понятии сложном и многоликом по своей сути, требующем глубинного и подробного рассмотрения.
Попытка определить общественное мнение как унифицированные индивидуальные мнения подверглась острой критике, поскольку, по мнению противников такого толкования (П. Бурдье), общественным может считаться лишь позиция, которая объективно установилась как господствующая, в пределах которой отдельный член группы вес собственных мыслей рассматривает в соотношении с оценкой его мнения другими членами группы. Итак, «общественное мнение» не является результатом статистического обобщения позиций большего количества людей, и все же народное мнение, настроения масс, толпы, остаются на уровне иррациональной коллективного сознания вне политики [2, с. 85].
Итак, с одной стороны, общественное мнение – это совокупность суждений и оценок, которые представляют синтезированную позицию социума («взгляды общественности на что-нибудь» (а именно так принято, в широком значении, понимать это понятие), то ее существование предстает неоспоримым фактом, ведь позиция общества, которую формируют одновременно множество точек зрения членов этого социума, так или иначе, всегда присутствует.
С другой, существуют противоположные взгляды, в частности, известный французский социолог Пьер Бурдье считает, что большое количество точек зрения, каждая из которых является особой, практически невозможно свести к общему знаменателю и называть «общественным мнением». Поэтому, отмечает он, общественной мысли как консолидированной позиции общества вообще быть не может [2, с. 87].
Роль общественного мнения можно трактовать как своеобразное состояние сознания, которое представляет собой скрытое или явное отношение к различным событиям, фактам или процессам социальной действительности, в частности политической деятельности. Но, прежде всего, общественное мнение формирует восприятие действительности через так называемую призму массового сознания, которая несет собой отражение общих или специфических, национальных или духовных, профессиональных и других интересов классов в целом процессе субъектов политического процесса. Общественное мнение является важной составляющей в механизме принятия политических решений и в осуществлении власти на всех уровнях, поскольку выступает в роли орудия политики, также ее можно рассматривать как особый вид власти. Понимание общественного мнения как суммы мнений членов общества или средней величины является ошибкой, потому что на самом деле это является динамическим состоянием массового сознания больших групп людей, сложным политическим явлением, которое своим содержанием отражает соотношение социальных сил, действующих в обществе. Эта мысль существует только тогда, когда разные точки зрения могут быть выражены публично и когда они проходят путь согласования в виде сопоставления различных позиций.
Более того, общественное мнение можно рассмотреть как отдельную сферу политической борьбы, в которой принимают участие как экономические, так и политические силы, так как ее формирование и отражение напрямую зависит от материальных и политических предпосылок. То есть средств формирования и распространения мнений и средств, которые составляют четкую границу между понятиями легального и общественного мнения. Сам характер влияния общественного мнения на политические процессы зависит от существующего политического режима в данный момент времени. Так, в условиях тоталитаризма, авторитаризма с помощью государственных институтов осуществляются манипуляции сознанием масс согласно официальной идеологии. Но обычно в таких условиях нет нужды изучать общественное мнение и придавать ему важное значение или вообще права на жизнь. Решающим его значением является нормативное формирование средствами тотальной пропаганды 18, с. 103.
Общественное мнение как составная функционирования политических систем является постоянным действующим фактором управления, с помощью
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабосов, Е.М. Взаимодействие социальных сетевых структур, общественного мнения и государственного управления /Е.М. Бабосов // Проблемы управления (Минск). – 2018. – № 3 (69). – С. 4-9.
2. Бурдье, П. Социология политики: монография /П. Бурдье. – М.: Sociologos, 2015. – 336 с.
3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П. Гавра. – СПб.: ИСЭП РАН, 2015. – 236с.
4. Гуляхин, В.Н. Правовой менталитет российских граждан /В.Н. Гуляхин// Юридические исследования. – 2012. – № 4. – С. 108-133.
5. Докторов, Б.З. Современная российская социология / Б.З. Докторов. – СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2013. – 559 с.
6. Епархина, О.В. Социология общественного мнения: учебник/ О.В. Епархина. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
7. Иванов, О.И. Общественное мнение как фактор трансформации социальных систем / О.И. Иванов // Проблемы теоретической социологии: сб. статей / под ред. А.О. Бороноева. – Вып. № 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 316 с.
8. Ирхин, Ю. В. Социология культуры: учеб. для вузов / Ю. В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006. – 525 с.
9. Карпова, М.К. Особенности управления общественным мнением органами государственной власти / М.К. Карпова, И.А. Атяшкин // Наука. Общество. Государство. – 2018. – Т. 6. – № 3 (23). – С. 121-127.
10. Киричек, А.И. Исследовательские социолого-политологические подходы к молодежной проблематике // Социодинамика. - 2012. - №1. – C. 124-136.
11. Киричек, А.И. Формы политического участия и политической активности в современной российской молодежной среде /А.И. Киричек // Право и политика. – 2013. – № 1. – С. 75-84.
12. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т.В. Барчуновой; под. ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2015. – 384 с.
13. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения: учеб, пособие / В.А. Михайлов. – Тверь: Тверской государственный университет, 2015. - 270 с.
14. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания : пер. с нем. / Э. Ноэль-Нойман; общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова. – М.: Прогресс-Академия: Весь Мир, 1996. – 352 с.
15. Овсянников, В.Г. О научности опросов общественного мнения / В.Г. Овсянников // Социс. 2014. – № 9. – С. 18–22.
16. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 496 с.
17. Осьмук, Л.А. Общественное мнение: социология и психология / Л.А. Осьмук. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016. – 168 с.
18. Парыгин, Б.Д. Общественное настроение / Б.Д. Парыгин. – М: Мысль, 2010. – 328 с.
19. Петухов, А.Ю. Оценка политической стабильности в России: проблема эффективного измерения / А.Ю. Петухов, Н.В. Красницкий // Национальная безопасность – 2017. – № 6. – С. 881-893.
20. Поминов, Д.Ю. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания граждан России /Д.Ю. Поминов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. –№ 114. – С. 370-376.
21. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадина //СоцИс. – 2016. – № 9. – С. 95–102.
22. Рокотянская, В.В. Управление общественным мнением в современной России / В.В. Рокотянская // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 5. – С. 43-47.
23. Садырова М.Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи /М.Ю. Садырова. – Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 667-669.
24. Тихонова, Е.В. Общественное мнение в управлении социальными процессами в современном российском обществе: монография / Е.В. Тихонова. – М.: Социум, 2011. – 158 с.
25. Хусяинов Т.М. Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодежи /Т.М. Хусяинов // Современное образование. – 2014. – № 4. – С. 12-22.
26. Шлык Л. Н. Политическая культура в системе культуры общества /Л.Н. Шлык // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. - № 4 (24). – С. 51-53