Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе система государственного управления в нашей стране проходит период радикального видоизменения в силу ряда обстоятельств, главным образом, такого как поиск модели администрирования, которая будет способна приносить эффект в контексте достижения общественно значимых целей, будет емкой по собственной структуре, будет лишена произвола со стороны чиновников, а также будет работать не на себя, а на благо общества.
Перед государством стоит глобальная цель: сформировать такую систему органов государственного управления, которая бы справлялась с поставленными перед ней задачами на всех уровнях управления максимально эффективно без излишнего использования ресурсов, бюрократизма и дублирования функций. Только тогда будут достигнуты декларированные Конституцией Российской Федерации права и гарантии и российское государство станет действительно социально ориентированным.
Согласно Конституции РФ 1993г. в России заявлена либерально-демократическая модель управления, но на практике имеет место другая модель, сформировавшаяся в результате клиентальных связей, а не права. Отсутствие эффективности публичного сектора заключается в наличии высокого уровня коррупции среди чиновников, неумении государственной системы управления осуществлять оперативное реагирование на ожидания и потребности больших слоев общества, а также в достаточно низком уровне жизни большинства слоев населения и наличии интеллектуальной деградации.
Система государственного управления, которая была создана в 90-е годы XX в. являлась самодостаточной для реализации интересов появившихся классов, таких как олигархи и новая бюрократия. Предпринятые попытки ее реформировать не принесли позитивные результаты, потому что не обладали системным характером, а находились в излишней зависимости от политических предпочтений не посредственно реформаторов, которые были озабочены преимущественно отстаиванием личных интересов, нежели служением потребностям общества.
В сравнительно много объёмном потоке научной и учебной литературы по вопросам государственности, статуса тех или иных частей механизма государства проблематике непосредственно теории организации учреждений и органов государственной власти и управления уделяется недостаточное внимание. Исключение составляют работы Б. А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Ю.М. Козлова, У.А. Ямпольской, Б.М. Лазарева и некоторых других исследователей. Стоит отметить, что определенное внимание этой проблематике было уделено еще в советский период.
Однако фундаментальных и комплексных монографических работ по этой проблематике, несмотря на принятие 12 декабря 1993 г. принципиально новой Конституции Российской Федерации, определяющей глубокое изменение и принципиально новый подход к организации управленияв государстве, выявляет значительный пробел как в научном дискурсе и в то же время и научно-учебный потенциал в этой области обобщенного правового знания.
Целью данной работы является изучение оценки взаимодействия федеральных и региональных органов управления в России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать современную нормативную модель системы государственного управления в Российской Федерации по Конституции РФ, определяющую многоуровневость системы органов государственного управления;
- изучить систему федеральных и региональных органов власти и управления по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные аспекты и сложности межуровневого взаимодействия органов государственной власти в РФ,
- исследовать механизмы межуровневого взаимодействия органов государственной власти;
- осуществить анализ взаимодействия органов власти в процессе принятия нормативных актов и управленческих решений;
- осуществить анализ взаимодействия органов власти в процессе исполнения нормативных актов и управленческих решений;
- осуществить анализ межуровневого взаимодействия в процессе контроля исполнения государственно-управленческих решений.
Объект исследования составляют основные группы общественных отношений, складывающихся в процессе и в результате взаимодействия федеральных и региональных органов государственного управления в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые и административные механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов управления в России.
Методологическую основу исследования составляют положения теории научного познания, принципы и методы, применяемые в процессе социологического исследования, а именно анализ и синтез, логический методы.
Структура исследования обусловлена его сложностью и представлена двумя главами и пятью параграфами, заключением и списком использованных источников. Первая глава исследования представляет собой описание действующей нормативной модели государственного управления, регламентированной Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, а также обосновывает принципиальное разделение органов государственного управления. Вторая глава представляет собой анализ механизма межуровневого взаимодействия органов власти и управления в области разработки, принятия и исполнения государственных управленческих решений, а также ответственности и процедур контроля за эффективностью данного процесса. В заключении представлены выводы по всем пунктам исследования.
Глава 1. Современная система государственного управления РФ
1.1 Нормативная модель системы государственного управления по Конституции РФ
В современной модели государственного управления сформирована многоуровневость, выражающаяся в выделении системы федеральных и региональных органов власти и управления. Концептуально они решают близкие однородные социально-экономические и политические задачи и зачастую предметы их ведения находят пересечение в одной и той же области деятельности и территории. Ввиду того, что регламентация работы данных органов власти и управления осуществляется на основании действующего законодательства, представляется важным рассмотреть каким образом определено распределение полномочий и межуровневое взаимодействие в нормативной модели Российской Федерации.
В научном плане возможны использования различных терминологических вариантов определения многоуровневости системы государственного управления, что обусловлено характером, спецификой научных исследований, познания явлений, институтов, правовых норм.
Рассмотрим проблему понятия и определения органа (органов) государственной власти. Вначале представляется необходимым сделать одну оговорку: мы далеки от мысли, что выбранный нами подход безупречен и тем более единственно правилен. Возможны и необходимы разные варианты подхода.
По нашему мнению, не представляется возможным ведение научного исследования природы, характера, видов и статуса органов государственной власти без учета нормативного правового акта, имеющего конституционное значение, а именно указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» .
Проблематика понятия органов государственной власти является многогранной. Необходимо отметить, что существенным удельным весом во всей совокупности трудов по указанной проблематике обладают работы административистов, тем не менее, очевидно недостаточное внимание, уделяемое теоретиками конституционного права. Теоретический массив обозначенных проблем включает два аспекта: конституционно-правовой и административно-правовой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М.: ИНФРА-М, 2018
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011 г. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.I № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.* 1997. № 1. Ст. 1; с посл.изм. и доп.: СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3064 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru)).
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2015 г, №41, ст. 6963.
6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
7. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
9. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
10. Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. №1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №46 ст. 6350.
Научная и учебная литература
11. Ахмадуллин Р.Р. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере градостроительства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24923 (дата обращения: 23.09.2018).
12. Братановский С.Н. Государственное управление: понятие, социальная сущность [Электронный ресурс]// Вестник Евразийской академии административных наук, №3, 2011 - Режим доступа: URL:http://znanium.com/catalog/product/414035(дата обращения: 12.01.2019)
13. Глухих А.А. Структура власти: взаимодействие федеральных и региональных органов управления // Экономика и право. – 2016. - №3. – С.52-53
14. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Попов Л.Л., Мигачева Е.В., Тихомиров С.В.; Под ред. Попова Л.Л. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
15. Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект): Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова А.С. М.: Научный эксперт, 2009. — 279 с.
16. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2016. - 607 с. — (Серия «Государственное и муниципальное управление»).
17. Итиуридзе Л.А. Система управления и взаимоотношения федеральных, региональных, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления // Право и государство: теория и практика, 2013, С.23-27
18. Любимов А.П. Парламентское право России: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2016 - 198 с.
19. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
20. Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22200 (дата обращения: 12.01.2019).
21. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2016. – 480 с.
22. Ренессанс государственного управления в России. Избранное / Л. Л. Попов. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. — 368 с.
23. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Политология", "Государственное и муниципальное управление" / ГабричидзеБ.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 479 с.:
24. Судебная власть; Судебная власть в России. Роль судебной практики: Учеб. пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
25. Суфиянова Г. Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 96-98
26. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.